Премия Рунета-2020
Рязань
+10°
Boom metrics
Общество23 ноября 2011 14:50

На деньги вкладчиков ДВК в Рязани организовали незаконную стройку?

«Комсомолка» разбиралась, где сейчас «работают» средства обманутых компанией горожан.
Источник:kp.ru

К тому, что старинные домики сносятся прямо на глазах горожан, а на их месте строятся шикарные дома или торговые центры, рязанцы, к сожалению, уже привыкли. После нашей октябрьской статьи о незаконной застройке в историческом центре Рязани читатели телефоны редакции не обрывали. За исключением... обманутых вкладчиков ООО «ДВК». Неожиданно выяснилось, что особняк под боком музея-усадьбы академика Павлова самовольно возводит Борис Ефимов - один из учредителей этой хорошо известной компании.

Удобные законы

С момента объявления о добровольной ликвидации ДВК прошло три года. Как это было? Оригинально, но по закону. Дело в том, что, помимо добровольной ликвидации, можно провести банкротство фирмы. В этом случае процедуру проводит конкурсный управляющий, назначенный Арбитражным судом. Перед судом же он и отчитывается. В случае с добровольной ликвидацией все проще — управляющего нанимают... учредители самой компании. Контроль в этом случае только с их стороны. Удобно, не правда ли?

Конкурсным управляющим ДВК стал Александр Кочетков, его официальная зарплата на этой должности составляла 100 тысяч рублей в месяц. В задачи управляющего входило собрать как можно больше денег от продажи собственности ДВК, следить за поступлением средств за проданные в кредит компьютеры и постепенно раздавать собранные деньги держателям векселей. Это теория. На практике все оказалось по-другому.

Хорошо подготовились

Для «контроля» над процессом со стороны векселедержателей ДВК создает комитет вкладчиков, в который вошли пять человек. Выбирали их, вроде бы честно: зал ДК Станкозавода битком, голосуют за каждого из членов комитета по принципу «один вложенный рубль = один голос», чтобы те, кто больше вложил, имели больший вес. Вроде бы справедливо, но...

- Четыре из этих пяти человек — ставленники учредителей, у которых были большие вклады. Я — пятый, за меня действительно много людей проголосовало. Но после этого мне председатель нашего комитета прямо сказал, что я тут «слабое звено», - говорит Евгений Сизов, ставший одним из представителей векселедержателей в «справедливо» избранном комитете.

Кстати, эти четверо свои деньги назад получили почти полностью и одними из первых. А Евгений Николаевич — только половину. Но активиста это не устраивает, борется за правду до сих пор, когда у многих руки уже опустились. Так что не зря избирали.

Для того чтобы знать, что продавать и кому раздавать, управляющий должен изучить документы компании. Их Александру Кочеткову дали, только бухгалтерских бумаг по векселедержателям там не было. Совсем! Нет и все. Потеряли или не вели (что невозможно за четыре года) — неизвестно, поскольку их предоставления Кочетков и не требовал. А списки пострадавших составили просто: после объявления о ликвидации люди приходили с векселями и их записывали. Набралось больше 3300 человек.

Бендер отдыхает

Управляющий начал продавать имущество ДВК. Только странно: здание напротив ТД «Барс» на Московском шоссе, площадью 1000 кв. м ушло за 3 млн. рублей, как квартира. Интересно, кому? В итоге от распродажи части активов собралось около 40 млн. рублей. Вырученные деньги раздали 83-м векселедержателям. Причем 30 миллионов из этих денег получила небольшая группа людей — по 100% долга, остальные по 10,55%. Кто же везунчики?

- Номер последнего выданного до ликвидации векселя — 25622. Это я помню точно, поскольку в составе комитета работал, - говорит Евгений Сизов. - И тут недавно смотрим документы в Арбитражном суде, и что вы думаете? Вексели попадаются, где вторая цифра 6. И выданы они якобы в августе, а в сентябре номера начинались на 24! Получается, что задним числом выписывались. Причем обычно суммы небольшие, а у «26-х» сплошь по два-три миллиона. На кого выписаны? Мы думаем, на родственников учредителей. А августом вексели датировали, чтобы всем показать: эти люди в очереди за деньгами были первыми.

5 ноября 2008 года перед офисом ДВК народ собрался быстро — еще несколько часов, и здание возьмут штурмом.

5 ноября 2008 года перед офисом ДВК народ собрался быстро — еще несколько часов, и здание возьмут штурмом.

Весной 2009, видя, что происходит, вкладчики обращаются в Арбитражный суд с просьбой приостановить операцию добровольной ликвидации и начать банкротство. Новым управляющим, которого назначает уже суд, становится Николай Сафронов, кстати, коллега Кочеткова. Вместе они работают с 90-х годов, причем на момент работы с ДВК — в одном кабинете. Сафронов с лета 2009 по май 2011 года собирает 110 млн. рублей. Деньги распределяются между 2800 векселедержателями по принципу 10,55% от вклада. И все. В мае этого года Арбитражный суд принимает решение завершить банкротство.

В итоге получается, что из 750 млн. рублей долга набрали 150. Где искать оставшиеся 600 или хотя бы часть? Не поверите — в будущем. Дело в том, что за компьютеры все покупатели ДВК до сих пор не расплатились, осталось еще 350 млн. рублей, которые они должны выплатить до 2013 года. Только вот вкладчикам они не достанутся: этот долг Николай Сафронов продал коллекторскому агентству за... 1 млн. рублей! А Арбитражный суд Рязанской области к этому факту почему-то не придрался и спокойно принял решение о банкротстве. Очень интересно, кому же принадлежит это агентство? Официально ни один из учредителей ДВК к нему отношения не имеет. Кто бы сомневался.

Ой, далеко до суда

Уголовное дело в отношении учредителей возбудили спустя год, после того, как все рухнуло: шли проверки. Статья - мошенничество в особо крупном размере. У следователя следственного управления УВД Константина Мирохина открытых вопросов не счесть. И не только к учредителям.

- К налоговой инспекции очень большие вопросы. С 2005 года, когда в ДВК уже работала вексельная программа, проверок не было, хотя по закону они должны быть раз в два года в обязательном порядке, - говорит Константин Юрьевич. - От общения со следствием налоговики пока уклоняются.

А в это время

Нам удалось связаться с Борисом Ефимовым и спросить его, на какие средства куплен участок земли в центре города и возводится дом.

- Я продал квартиру в Рязани и купил эту землю, - рассказал Борис Павлович. - А на строительство до его остановки у меня ушло 150 тысяч рублей.

Одна сотка земли в этом месте стоит около 1 млн. рублей. Участок — около 15 соток. А что касается затрат на строительство, то даже неспециалисту видно, что такой забор да фундамент, полторы сотни тысяч стоить не могут. Евгений Сизов (профессиональный строитель) оценил проведенные работы и материалы примерно в 5 млн. рублей.

Справка «КП»

ООО «ДВК» было основано в 1999 году. Начиналось все с продажи компьютеров в небольшом магазинчике. Через несколько лет компания включала в себя уже 31 магазин в Рязанской, Тульской, Владимирской и Ивановской областях. Число сотрудников — около 700 человек. По информации учредителей, на 2007 год у «ДВК» было свыше 500 млн. рублей годового оборота. Компания входила в сотню крупнейших компьютерных предприятий страны. В 2004 году ДВК начинает выпускать вексели и выдавать их населению под 13-14% годовых. К ноябрю 2008 года ставки доходят до 22%, число вкладчиков — более трех тысяч человек. 5 ноября головной офис компании закрывается на замок, а учредители (Борис Ефимов, Юрий Алтынов и Андрей Бабаев) объявляют о добровольной ликвидации. Спустя три года долг перед векселедержателями около 600 млн. рублей, это 80% от всех вкладов на момент закрытия.