Премия Рунета-2020
Рязань
+16°
Boom metrics
Общество8 июля 2024 8:45

Невесту сажали на салазки и везли по деревне с криками «Поспела, созрела…»

Как в Рязанской стороне в прежние века выбирали суженых и играли свадьбы
Источник:kp.ru
В 1974 году в Сасове свадебные церемонии еще таили в себе элементы старых русских традиций.

В 1974 году в Сасове свадебные церемонии еще таили в себе элементы старых русских традиций.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, а также православный праздник в память о святых Петре и Февронии. В преддверии этой даты хотелось бы поговорить о вековых традициях, о том, как наши предки выбирали своих суженых и играли свадьбы. А поможет нам в этом замечательная, но очень редкая книга «Русские Рязанского края».

Делегировали все полномочия… шапке

В Рязанской стороне было известно два способа выбора будущего супруга. Наиболее распространенным являлось сватовство, когда инициатива исходила со стороны жениха. Сватались преимущественно в осенне-зимнее время. При этом плохим днем для сватовства, впрочем, как и для других начинаний, считался понедельник.

Вторым способом являлось навязывание - в этом случае инициатива исходила со стороны родителей невесты.

При сватовстве в селе Малинки Михайловского района главную роль играла сходатая (сваха), а в селе Агро-Пустынь Рязанского района - сходатай (сват). Как правило, жених только «засылал сватов», а сам на первой встрече с родителями невесты не присутствовал. В советское же время он стал одним из главных участников сватовства.

Если жених занимался отхожим промыслом и подолгу находился «в отходе», то сватовство нередко бывало заочным. Отсутствующего мужика при этом на встрече заменял головной убор!

В ряде селений Скопинского, Спасского, Шиловского и Шацкого районов еще в XX веке сохранялся обычай навязывать невесту. Так, в Шацком районе существовал обряд, когда невесту сажали на салазки и везли по деревне, выкрикивая: «Поспела, созрела, кому не надо ли?» Трудно сказать, почему этот обычай отсутствовал в одних селениях и присутствовал в других.

Обряд сватовства сопровождался различными магическими ритуалами, которые должны были обеспечить его успешный исход. Например, приходя в чужой дом, сваты сразу старались пройти под первую потолочную балку - матку, а хозяева закрывали заслонку печи или дымоход. Но со временем сакральное значение этих действий все более подменялось игровым характером.

Свадебный поезд составлял жених

От сватовства до венчания и свадебного пира могло пройти до двух лет, но чаще срок, конечно, был менее значительным. Договоренности, достигнутые при сватовстве, закрепляли обрядом, который в разных селениях именовался по-разному. В селе Константиново Рыбновского района обряд назывался «Богу молиться». Родители жениха и невесты в воскресенье собирались в доме последних - решались правовые и материальные вопросы.

На Рязанщине свадьбы обычно играли весной или осенью, а в тех селах и деревнях, где почти все мужское население уходило на заработки, - осенью или зимой.

Обычно за день до свадьбы у невесты проходил девичник. Несмотря на название, девичник не считался исключительно женским праздником - скорее молодежным. Во время него невеста прощалась со своими подругами, семьей и фактически с молодостью. Невеста с подругами наряжали свадебное деревце. Так, в селе Восход Кадомского района украшали цветами елочку и ходили с ней по улице с песнями.

Утром в день венчания невеста будила своих подруг ритуальным плачем… После чего девушку одевали, а в обувь насыпали мак или пшено от сглаза. Утро жениха начиналось с того, что его одевали и благословляли.

Конечно, не обходилось без свадебного поезда - летом это были телеги, зимой - сани. Непременно украшенные! Свадебный поезд составлял обязательно жених. Далее следовало таинство венчания…

Обряды и гуляния второго и третьего дней были направлены на скорейшее появление в доме новобрачных детей. Продолжение рода тогда являлось, пожалуй, ключевой задачей, созданной «ячейки общества».

Книгу листала Арина РЫБИНА.

В ТЕМУ

8 июля - День семьи, любви и верности. Праздник официально установлен в России указом президента от 28 июня 2022 года. Его истоки уходят корнями к почитанию благоверных князей Петра и Февронии, почивших 8 июля 1228 года.