Премия Рунета-2020
Рязань
+11°
Boom metrics
Победа6 декабря 2023 8:55

Экипаж советского бомбардировщика жестоко отомстил врагу за смерть товарища в мещерских лесах

Выяснилось, что обнаруженный в Клепиковском районе самолет времен войны, пилотировал будущий Герой Советского Союза, ростовчанин Платон Клята
Платон Клята и его бомбардировщик ДБ-3Ф. Коллаж: Ольга КУРЧЕВСКАЯ.

Платон Клята и его бомбардировщик ДБ-3Ф. Коллаж: Ольга КУРЧЕВСКАЯ.

Октябрьский Ростов-на-Дону встретил солнечным, почти по-летнему теплым днем. Миллионный город гудел будничной суетой. Коптили автомобили, торопились пешеходы. И никто не обращал внимания на разложенные на скамье возле памятника Пушкину армейские фотографии Героя Советского Союза Платона Кляты. Журналист из Рязани и дочь фронтового летчика - в обычной жизни между нашими городами сотни километров дорог, но лихая война вязала узлы, не спрашивая кому, кого и куда…

Поверье от метеослужбы

21 июля этого года поисковыми отрядами рязанского выпуска газеты «Комсомольская правда» и «Верность» детско-юношеского центра «Звезда» (входят в региональное отделение Поискового движения России) были подняты фрагменты советского бомбардировщика ДБ-3Ф.

Артефакты сегодня находятся на территории УФСИН России по Рязанской области, где с ними продолжается работа. По заводскому номеру двигателя удалось выйти на фамилии членов экипажа… Оказалось, что крылатую машину с красными звездами, сбитую немецкими самолетами в воздушном бою 3 декабря 1941 года неподалеку от поселка Тума, пилотировал будущий Герой Советского Союза Платон Клята.

Закрученный лихолетьем сюжет постепенно раскручивался. Когда выяснилось, что на берегах батюшки Дона до сих пор проживают ближайшие родственники Платона Федосеевича, сомнений в необходимости командировки не осталось. И вот уже за окном автомобиля мелькали дома, церквушки и косогоры.

Еще до войны окончив авиационное училище, Платон Клята был направлен на службу в 1-ю Высшую школу штурманов Военно-воздушных сил Красной Армии в Рязань. Когда грянуло 22 июня, он не стал эвакуироваться вместе с преподавательским составом и курсантами в Узбекистан, а написал рапорт и отправился на фронт.

Рязань. Дягигело. 1941 год. Школа штурманов. Платон Клята четвертый справа.

Рязань. Дягигело. 1941 год. Школа штурманов. Платон Клята четвертый справа.

Платона Федосеевича зачислили в 42-ю авиадивизию дальнего действия, ту самую, в составе которой воевал легендарный Николай Гастелло. В книге учета потерь личного состава фамилия Гастелло, совершившего 26 июня 1941 года на горящем самолете таран немецкой техники, значится под номером 40; фамилия Кляты, который 3 декабря того же сорок первого не вернулся с боевого задания - под номером 384…

К счастью для нашего сегодняшнего героя, воздушный бой и последующая катастрофа не оборвали его жизнь. Экипаж покинул горящую машину на парашютах и спасся почти в полном составе.

В Книгу учета безвозвратных потерь экипаж Кляты после катастрофы 3 декабря был внесен в полном составе. Позже выяснилось, что летчик, штурман и один из стрелков-радистов все-таки живы.

В Книгу учета безвозвратных потерь экипаж Кляты после катастрофы 3 декабря был внесен в полном составе. Позже выяснилось, что летчик, штурман и один из стрелков-радистов все-таки живы.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

- Отец был очень осторожным летчиком, старался просчитывать ситуации наперед, некоторые считали его излишне дотошным, - рассказывает дочь Героя Наталья Платоновна (1948 г. р.). - Знаю, что у метеослужбы было такое поверье: «Полетишь на разведку погоды с кем-то - не известно, вернешься или нет, полетишь с Клятой - точно останешься живым». Но даже такого опытного и думающего летчика, как отец, сбивали несколько раз.

Мужские слезы из фронтовой газеты

Более детально события того далекого дня - 3 декабря 1941 года - можно восстановить благодаря красноармейской газете «Сталинский маршрут», выходившей в 42-й авиадивизии дальнего действия в 1940-1942 годах.

«Тихая лунная ночь. В далекой синеве неба ярко горят звезды, вызывая возбужденное, бодрое настроение», - писал по горячим следам военкор Власов.

Далее приведем большой отрывок из этого фронтового материала:

«Уверенно и точно ведет свою машину Клята. Самолет быстро приближается к цели.

Зенитная артиллерия противника открывает ураганный огонь. Разрывы снарядов огненными шарами вспыхивают в синеве неба. Внизу показалось скопление вражеских мотомехвойск. Самолет дважды делает заход, обрушивая на головы противника мощные бомбовые удары. Стрелки-радисты Зяблов и Беляков меткими очередями своих пулеметов поливают врага.

- Хорошо поработали, - с радостью проговорил Зяблов, осматривая огромное зарево пожара… Вдруг он насторожился, внимательно ловя какой-то посторонний запах.

- Слышу запах бензина, - сообщает он.

- Очевидно повреждена машина, - подумал штурман Добряк и дал новый курс летчику, чтобы выйти на свою территорию. Самолет не прошел и несколько десятков километров, как его атаковали два вражеских истребителя. Завязался неравный воздушный бой. В результате яростных атак произошел взрыв, и самолет, развалившись на части, начал беспорядочно падать.

…Первым на парашюте приземлился Клята. - Где друзья? Что с ними? - В волнении задавал он себе вопрос. Поблизости никого не было. Он пошел на розыск и скоро встретил Белякова и Добряка. Вместе начали искать Зяблова. Пройдя еще несколько километров в направлении города Т. (на тот момент райцентр Тума - Ред.), они нашли своего товарища. Зяблов лежал, широко раскинув руки, как бы стремясь охватить родную землю, которую так мужественно и храбро защищал. Над его богатырской грудью наклонился Добряк.

- Паша! - прерывающимся голосом окликнул он друга.

Добряк встал, обнажив голову. Из его глаз покатились тяжелые мужские слезы. Горе было настолько сильным, что никто из товарищей не пытался скрыть слез.

На второй день его хоронили по-военному: просто, строго, торжественно».

Платон Клята перед боевым вылетом.

Платон Клята перед боевым вылетом.

Прошли всю войну

В свою часть трое оставшихся в живых членов экипажа вернулись 15 декабря. Они поклялись отомстить за смерть товарища и три с половиной года нещадно били врага.

К лету 1944 года летчик Платон Клята совершил 273 боевых вылета (28 днем и 245 ночью) на бомбардирование промышленных объектов и войск противника. За образцовое выполнение заданий Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. В марте сорок пятого он был в очередной раз ранен. День Победы встретил в госпитале в Москве. После войны служил в Приморье. С ноября шестидесятого полковник Клята - в запасе. Вернулся в родной Ростов-на-Дону, где и продолжил трудовой путь. Скончался 30 апреля 2009 года, похоронен на Аллее Героев. Одна из улиц миллионного города сегодня носит его имя.

Стрелок-радист Борис Беляков продолжал летать в составе экипажа Платона Кляты, прошел всю войну. В запас вышел в 1953 году. Павел Добряк также прошел всю войну - закончил службу в 1962 году в звании полковника.

P.S. Редакция благодарит коллег из «Комсомольской правды» в Ростове-на-Дону за неоценимую помощь в подготовке материала, а также Павла Артамонова за тысячекилометровый трансфер.

В ТЕМУ

Экипаж советского бомбардировщика ДБ-3Ф, сбитого 3 декабря 1941 года в воздушном бою немецкими истребителями недалеко от поселка Тума Рязанской области.

Летчик - Платон Федосеевич Клята (лейтенант);

Штурман - Павел Дмитриевич Добряк (лейтенант);

Стрелок-радист - Борис Павлович Беляков (сержант);

Стрелок-радист - Павел Михайлович Зяблов (сержант).

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Благодаря рассекреченным УФСБ России по Рязанской области документам известно еще об одном боевом бомбардировщике, связанном с Клепиковским районом. 9 августа 1941 года примерно в 11:35 в 13 километрах от райцентра Спас-Клепики вне аэродрома произвел посадку скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. При посадке у самолета оказались погнуты лопасти обоих винтов и повреждено шасси. Экипаж самолета - летчик Капустин, штурман Демурь, стрелок-радист Зайцев - не пострадал.

Известно, что после бомбежки скоплений противника Капустин увел воздушную машину из зоны обстрела зениток. Однако из-за сплошной облачности и дождей экипаж потерял ориентир. Спустившись к земле Пе-2 шел на бреющем полете в поисках аэродрома, но по причине недостатка горючего сел на лесной поляне.

После ремонта бомбардировщика и подготовки местности для разбега и взлета самолета, Пе-2 сержанта Капустина вновь отправился в небо.