Премия Рунета-2020
Рязань
0°
Boom metrics
Дом. Семья21 февраля 2024 22:21

В РДБА «криминальное» расследование. Чем могут удивить птицы

Аист Леопольд – псих, мутант или гений?
Источник:kp.ru
Леопольд выбрасывает яйцо.

Леопольд выбрасывает яйцо.

Никто из птиц рязанского дома белого аиста не может сравниться с диким самцом Леопольдом по странности и необъяснимости своего поведения. Справедливости ради нужно сказать, что странность эта касается только одного аспекта жизни птиц. Одного, но практически самого важного – производства потомства. Не только мы, но и никто из коллег-орнитологов не может сказать, что же все-таки происходит в голове Леопольда. Как говорится, чужая душа – потемки, а душа аиста – потемки вдвойне, хоть сам аист и не черный, а белый. Однако все же удалось все имеющиеся у нас версии объединить в три основных, которые мы сейчас и рассмотрим.

Чем нас удивил Леопольд

Приехал этот необычный аист к нам в 2020 году, из реабилитационного центра «Феникс», вместе с еще пятью другими аистами. После периода адаптации в мае того же года всех птиц выпустили в природу. И тут Леопольд как раз проявил себя как самый нормальный из всех аистов. У каждого была какая-нибудь чуднинка, приобретенная за время жизни с человеком, кроме него.

Следующей весной мы ждали, когда же прилетят наши выпускники, и кто именно вернется. Прошли все сроки, а никого так и не было, и уже начинало казаться, что эксперимент не удался, как вдруг появился Леопольд вместе с подругой. Молодые заняли специально подготовленное для них гнездо, и начали неспешно его достраивать. Это как раз вполне нормально – аисты-двухлетки еще не могут размножаться, но уже вполне в состоянии найти себе пару и заниматься гнездом, чтобы все было готово к следующему году.

Агата насиживает.

Агата насиживает.

На вторую весну аисты появились уже в нормальные сроки, как только сошел снег. Гнездо у них уже было готово, и Агата (так назвали мы подругу Леопольда) принялась сразу откладывать яйца. И вот тут-то наш Леопольд принялся их выбрасывать. Только отложит аистиха яйцо, полежит оно в гнезде часок-другой, аист берет его в клюв – и за борт. Так выбросил он два первых яйца, а затем разбой прекратил, и в дальнейшем стал замечательным отцом. Мы уже было думали, что подобного больше не повторится, ну мало ли, не включился сразу нормальный инстинкт. Но на следующий год история вновь повторилась, только теперь за борт отправилось уже четыре первых яйца. Вот тут-то мы и призадумались. Дело в том, что такое поведение у аистов раньше не было описано. Единственное, что о них в этом плане было известно, это что яйца могут быть выброшены чужим самцом, если он захватит гнездо, прогнав или убив хозяина. Понятно, что при этом новый домовладелец избавляется и от потомства своего предшественника, а затем начинает выращивать собственное. Но здесь-то никакой смены птиц не было! Долго мы думали, и возникли у нас три версии.

А нормален ли Леопольд?

Широко известно, что здоровые птицы в реабилитационные центры не попадают. То есть, если уж попал аист к человеку, что-то с ним не так. Особенно – если видимых травм нет, тогда вполне возможно, что проблема коренится в поведении. Да и постоянное общение с человеком не способствует поправке душевного здоровья дикой птицы. Нередко именно под людским влиянием птицы приобретают различные странности в поведении, которые могут остаться затем на всю жизнь. Но ведь из всех шестерых аистов в первый год жизни у нас именно этот казался самым нормальным, и вдруг такая неожиданность. Как-то не вяжется одно с другим. К сожалению, по какой причине он оказался в первое лето своей жизни в «Фениксе», мы не знаем. Известно только, что видимых травм у аиста не было, просто вдруг осенью он решил не лететь на юг, и в итоге попал к людям.

А вдруг это – мутация?

Мутант – для большинства людей очень страшное слово. Но на самом деле это всего лишь особь с некими отклонениями от нормы, причем не какими-нибудь, а наследственно обусловленными. Например, это может быть необычная окраска, или какое-то особое поведение. Негативное же восприятие этого термина связано, вероятно, с тем, что большинство мутаций – вредные. Поэтому они довольно быстро устраняются естественным отбором вместе со своими невезучими носителями. Но есть и полезные мутации, а есть и нейтральные. Если поведение Леопольда не приобретено, а наследственно обусловлено, это как раз такая вот нейтральная мутация. Почему же нейтральная, ведь яйца-то он выбрасывает, казалось бы, количество потомства в итоге оказывается меньше, чем могло бы быть? Дело в том, что Агата тоже нас удивила своими громадными кладками.

После того, как Леопольд прекращал выбрасывать ее яйца, она сносила еще каждый год по пять штук. Таким образом, в первый год получилось всего семь, а во второй – целых девять. Это абсолютный рекорд для аистов. Пятерых оставшихся в гнезде яиц более чем достаточно, ведь аисты крайне редко выращивают даже четверых птенцов, не говоря уже о большем их количестве. Так и у Леопольда с Агатой – оба раза гнездо покидало четверо детей (при итоговой кладке из пяти яиц). Поэтому если какой-то вред от выброшенных первых яиц и был, то только в виде большей нагрузки на организм самки. Насколько нагрузка получается больше – сложно судить, но вряд ли это может иметь для нее существенное значение. Ведь все же аистихе не приходится, как курице, нестись все лето подряд.

Леопольд как аистиный гений

Была у нас и такая версия, что Леопольд проявил необычайную проницательность. Дело в том, что Агата оба раза начинала кладку как-то уж подозрительно рано после прилета. В 2023 году – вообще через пять дней после своего появления на гнезде. А ведь яйцо у птицы формируется гораздо дольше. Надо сказать, что только в первый год эта пара прилетела вместе. На второй и третий было иначе – Леопольд прилетал рано весной, занимал гнездо, ремонтировал, и заодно караулил от претендентов, и лишь через пару недель появлялась Агата. Откуда же брались у нее такие ранние яйца? Возможных вариантов здесь два. Первый – супружеская неверность. Могла ли Агата по пути с зимовки закрутить мимолетный роман с посторонним самцом – неизвестно, но если могла, то столь быстрое начало кладки получает свое объяснение.

Леопольд и Агата с детьми.

Леопольд и Агата с детьми.

Ну а Леопольд в этом случае избавлялся от чужого потомства, а переставал выбрасывать яйца только после того, как прошедший срок их супружеских отношений убеждал его в том, что теперь-то отец уже точно он. Есть и другое возможное объяснение. Сам по себе путь с зимовки на родину может иметь для птицы огромное стимулирующее значение. Видимо, аисты знают, куда и зачем летят, и уже обладают соответствующим настроем. Может ли этот настрой способствовать развитию яиц? Обычно этого не происходит, что, однако, не означает, что такое в принципе невозможно. Поскольку аистиха летит одна, первые яйца в этом случае будут без зародышей, наподобие как у кур, которые могут нестись и в отсутствие петуха. Поэтому их вполне можно и выбросить из гнезда, чтобы освободить место для новых, появившихся уже в нормальные сроки.

Наблюдения за нашей необычной парой мы планируем продолжать в новом году. Вдруг да получим какие-нибудь новые данные, которые позволят установить истинную версию, или выдвинуть какую-нибудь совершенно новую, доселе не приходившую в голову.