Премия Рунета-2020
Рязань
-2°
Boom metrics
Общество25 октября 2023 5:52

Новая транспортная модель взбудоражила рязанцев предложенными изменениями

Корректировка и отмена маршрутов, новые выделенные полосы… Рассказываем, что еще прозвучало на презентации
Источник:kp.ru
Транспортная модель не предлагает новой маршрутной сети, а по большей части перераспределяет технику по существующей.

Транспортная модель не предлагает новой маршрутной сети, а по большей части перераспределяет технику по существующей.

Фото: Сергей ЛАЗУТИН

На минувшей неделе в Рязани представили результаты научно-исследовательской работы по совершенствованию и развитию сети маршрутов общественного транспорта. За 25 миллионов рублей московское ООО «Строй Инвест Проект» должно было проанализировать текущую ситуацию с пассажирскими перевозками, создать математическую транспортную макромодель города и на ее основе сформировать конкретные предложения.

- Все наши предложения исходят из результатов математического моделирования, - заверила на пресс-конференции руководитель проектов компании Елизавета Игнатенко.

Попробуем разобраться, каких изменений нам стоит ждать на практике и зачем вообще перекраивать маршрутную сеть.

Ожидания чиновников и пассажиров

Началась работа в 2022 году со сбора и анализа данных, исследования интенсивности автомобильного движения, пассажиропотоков, социологического опроса населения. На основе этой информации получилась математическая модель транспортной системы, с помощью которой уже стали считать эффект от тех или иных шагов.

Каких результатов ожидают гор-администрация и разработчик:

увеличение пассажиропотока на маршрутах МУП «УРТ» на 23%;

увеличение рентабельности маршрутной сети в целом на 6%;

сокращение подвижного состава на улично-дорожной сети на 20%;

при организации выделенных полос (о них читайте ниже - Ред.) сокращение времени в пути для общественного транспорта на 35%.

Как видно, акцент сделан на финансах, объеме перевозок УРТ и на мобильности общественного транспорта. Реальные требования рязанцев проще: транспорт должен курсировать регулярно, соблюдать расписание (впрочем, это тоже завязано на мобильности), быть удобным и комфортным, не исчезать вечером, а на всех остановках должны быть павильоны и хорошее освещение.

Тему состояния остановок, кстати, разработчик в ходе презентации тоже поднял. Сейчас павильоны есть только на 74% остановок, урны на 50%, а освещены и вовсе лишь 37%. Несмотря на эти нерешенные элементарные вопросы, московские инженеры призывают сделать все остановки «умными» - оснастить табло с прогнозами прибытия транспорта.

«Разве это плохо?», - спросите вы. Нет, но полноценной навигацией такие табло не являются (многие из них еще и не работают).

ГОСТ 58287-2018 гласит, что на остановке должна быть информационная табличка с указанием ее названия, номеров проходящих маршрутов, их конечных пунктов и актуального расписания. Не все ведь следят за новостями об изменениях маршрутной сетки, а практика показывает, что маршруты меняются с регулярным постоянством.

Навигация на остановках в Рязани отсутствует как таковая, а многие табло с прогнозами прибытия транспорта не работают.

Навигация на остановках в Рязани отсутствует как таковая, а многие табло с прогнозами прибытия транспорта не работают.

Восемь маршрутов изменят, шесть отменят?

По транспортной модели предлагается 37 маршрутов сохранить в прежнем виде, восемь изменить, а еще шесть - отменить. Говоря о корректировках, разработчик указывал на дублирование маршрутами друг друга более чем на 50% и несоответствие провозной способности транспорта реальным пассажиропотокам.

Автобус №20 предложено пустить по улицам Островского, Гагарина (через кардиодиспансер, радиоуниверситет) и Дзержинского. Одновременно ожидается отмена маршрута №32 с объяснением, что Октябрьский городок обслуживается, в том числе, и «двадцаткой», она же связывает улицы Островского и Гагарина, а на улице Новоселов есть альтернативы.

Одну из таких альтернатив, маршрутку №73, могут пустить через крайне проблемные в часы пик проезд Яблочкова и площадь Мичурина (вместо Касимовского шоссе и улицы Ленина).

Маршрут №30, исходя из материалов, хотят продлить до кожзавода, а маршрут №66, доезжающий до предприятия сегодня, - отменить.

Ликвидировать предполагается и популярную 33-ю маршрутку (тоже, кстати, «новоселовскую»), без особых объяснений - «в связи с оптимизацией расходов на транспортную работу». Из муниципальных автобусов она полностью дублирует 16-й маршрут: видимо, МУП «УРТ» увеличит выпуск машин на линию.

Еще один планируемый к отмене маршрут - не обслуживаемый с мая - 45-й. Здесь говорится об исключении дублирования с 75-й маршруткой. В поселок Ворошиловка будет заезжать автобус №21 - после переброски с Северной окружной на Московское шоссе.

53-я маршрутка в нынешнем виде тоже может уйти в историю. Номер останется, но маршрут «сольется» с 58-м и станет почти идентичен ему с той лишь разницей, что его проложат по улицам Молодцова и Октябрьской. Заместить 53-ю на маршруте Дашково-Песочня - Семчино призван автобус №17.

Маршрутку №68 для «исключения дублирования в центре города» предложено пустить по улицам Дзержинского, Спортивной и Халтурина. Также вглубь Шлакового, исходя из проекта, поедет и 88-я маршрутка - по улицам Есенина и Халтурина. В поселке Строитель весь пассажиропоток перебросят на автобус №7, увеличив число машин на линии.

85-й маршрут могут сильно сократить, ограничившись участком от Леска до Театральной площади. При этом в Песочне проектируемая трассировка захватывает не только улицу Зубковой, но и улицу Новоселов (кольцом).

Маршрутки №42,согласно приложенной таблице, начнут заезжать к ТРЦ «М5 Молл».

Пока суть предлагаемых изменений непонятна. Прежде всего, самим пассажирам.

Пока суть предлагаемых изменений непонятна. Прежде всего, самим пассажирам.

Выделенки еще на семи улицах

Хотя разработчик и чиновники утверждают, что изменения будут вноситься только при наличии альтернатив и пуске дополнительных машин, урезание любых маршрутов неизбежно приведет к необходимости делать больше пересадок. Безболезненно это будет лишь при двух условиях - если пересадки будут быстрыми и не повлекут дополнительных затрат для пассажиров.

Чтобы не платить дважды, нужен полноценный «пересадочный» тариф, правовая и техническая базы для которого еще не подготовлены. Еще только предстоит наладить взаиморасчеты между разными перевозчиками и создать механизм компенсации из бюджета, если стоимость проезда в рамках одной поездки будет отличаться.

Проблема подготовки, но уже дорожной сети, остро встает и при организации новых выделенных полос для общественного транспорта. Разработчик транспортной модели предлагает организовать выделенки еще на семи (!) улицах:

- на улицах Новоселов и Интернациональной в 2025 году;

- на улице Советской Армии и Касимовском шоссе в 2026 году;

- на улицах Есенина, Ленина и Соборной (от перекрестка до пл. Ленина) в 2027 году.

Конечно, это ускорит общественный транспорт и сделает его более привлекательным для горожан.

С другой стороны, пока не названо никаких конкретных мер по увеличению пропускной способности названных участков, а все они - очень оживленные. Так как еще свеж опыт Московского шоссе, новость о выделенках спровоцировала новую волну негодования в соцсетях среди автомобилистов. Немало комментариев появилось и на странице и.о. главы администрации Виталия Артемова.

- Подход к внедрению транспортной модели будет максимально вдумчивый и поступательный. Часть прозвучавших предложений дополнительно обсудим на различных площадках с представителями заинтересованных сообществ, - пообещал градоначальник.

Что ж, надеемся, управленцы действительно будут рассудительны, четко обоснуют все свои решения и не наломают дров вдобавок к уже имеющимся проблемам.

Уже после подготовки статьи, 24 октября, о реализации транспортной модели высказался губернатор Павел Малков.

- Здесь нам важно не напортачить. Вижу в соцсетях обращения граждан, люди высказывают определенные опасения. Прошу взять определенную паузу для более глубокого осмысления с учетом всех вопросов, - произнес Малков.

Глава региона попросил коллег из горадминистрации и минтранса еще раз посмотреть на предлагаемые решения и углубить их с учетом всех вопросов, которые поступили.

В тему

МУП «УРТ» испытывает острую нехватку водителей. Прежде всего, в автобусном парке. Об этом еще 18 сентября «Комсомольской правде» сообщил директор предприятия Андрей Суханов. Кадровый голод сдерживает выпуск на линию дополнительной техники, хотя такая возможность есть, и она учитывается в транспортной модели.

19 октября и. о. начальника управления транспорта администрации Рязани Ирина Черноусова обмолвилась, что за месяц в УРТ трудоустроились восемь человек, но предприятию необходимы еще 42 водителя.