Премия Рунета-2020
Рязань
+18°
Boom metrics
Интересное31 января 2023 9:56

Есенина на них нет: чиновники превратили имя великого поэта в синоним запретов и бесправия для его земляков

В 2023 году исполняется 10 лет запрету на строительство в охранной зоне заповедника «Есенинская Русь»
Источник:kp.ru
В зоне, попавшей под ограничения, невозможен даже ремонт разрушающихся домов. Фото: Алексей Шишов.

В зоне, попавшей под ограничения, невозможен даже ремонт разрушающихся домов. Фото: Алексей Шишов.

Попытки ограничить застройку есенинских мест начались еще в 2006 году, когда вышло постановление правительства Рязанской области об утверждении границ музея-заповедника Сергея Есенина. Местные жители не сразу поняли последствия этой инициативы. А когда объединились и попытались воспрепятствовать этому – было уже поздно. В 2013 году случилось судьбоносное для рыбновских селян событие – был введен запрет на строительство в охранной зоне «Есенинской Руси». Окончательный вид ограничения приобрели в 2019 году – приказ минкульта РФ и изменения в упомянутом постановлении правительства узаконили небывалые для жителей рыбновских сел ограничения.

Защита шокирует

Несколько лет назад ничего не подозревавшие жители Рыбновского района Рязанской области получили неожиданный «подарочек» - значительная часть сел и деревень района вошла в территорию достопримечательного места «Есенинская Русь». Уже почти сразу стало понятно, что ничего хорошего местным жителям это не сулит. Наряду с красивыми словами о защите территории, примыкающей к музею-заповеднику Сергея Есенина от бесконтрольной застройки, нововведения включали в себя такой перечень ограничений хозяйственной и строительной деятельности для местных жителей, что просто шокировали сельчан.

На территории достопримечательного места запрещено не только строительство новых домов, но и ремонт уже существующих, к земельным участкам нельзя провести коммуникации, соответствующие органы не выдают разрешительные документы на использование участков по прямому назначению. Мало того, если на земельном участке своевременно не началось строительство, а оно не может начаться из-за запретов, налоговые органы начисляют земельный налог с повышающим коэффициентом – до четырехкратного.

Существующие ограничения местное население считает чрезмерными и необоснованными. Чтобы не быть голословными, приведем мнение ряда жителей населенных пунктов, попавших под ограничение.

Парадоксы власти: одной рукой дают, другой - запрещают

Алексей Шишов, пенсионер, 9 лет возглавлял Пощуповское сельское поселение, рассказывает, что по федеральной программе были выделены участки для многодетных семей, а строить они не могут. Это Новоселки, Романцево, Раменские дворики. Обращались в прокуратуру – безрезультатно.

- Яркий пример – Романцево, - говорит Алексей Владимирович, - Там психоневрологический интернат, у него излишки земли, которые не используются. Правительство Рязанской области передает эти земли Рыбновскому району для того, чтобы районная администрация смогла выполнять свои функции по наделению многодетных семей земельными участками. Район производит необходимый перечень работ по подготовке участков к передаче. А на участках этих запрещено любое строительство. Документы на землю людям так и не выданы. Получается, что правительство Рязанской области одной рукой дает нуждающимся участки, а другой – запрещает там любое строительство.

«Среди нас нет олигархов, мы обычные люди, пенсионеры»

Александр Ковряков купил участок в Окаемово в 1992 году, построил дом. Со временем дети выросли, появились внуки, возникла необходимость расширения. Выкупили соседний участок, назначение его – для индивидуального жилищного строительства.

- К сожалению, в связи с тем, что у нас введен такой порядок, а точнее говоря, беспорядок, я ни о каком строительстве речь вести не могу, - говорит Александр Павлович, - За это время я расчистил участок, привел его в порядок, посадил плодовые деревья, сделал детские площадки. Сделано все, что можно, но дальше – тупик, построить я ничего не могу. Рядом находится мой дом, официально зарегистрированный, со всех сторон также участок окружают дома, все зарегистрированы. А между ними ничего нельзя строить. Что остается? Строить самовольно без всяких разрешений?

Такого хамского отношения нашей власти к нам, жителям я никогда не мог предположить. Мне это очень неприятно, как будто мне в душу плюнули. Я писал дважды Президенту, писал полномочному представителю, заместителю премьер-министра, неоднократно писал губернатору, встречался с прокурорами, с уполномоченным по правам человека. Результата нет. А ведь у нас в деревне нет никаких олигархов, обычные люди, в основном, пенсионеры. Нам это нужно для детей и внуков.

Владимир Шереметьев после гибели родителей вступил в наследство. Ему вместе с братом достался земельный участок в Костино и все, что осталось от сгоревшего дома.

- Восстановил забор. А дом восстановить невозможно - в разрешении на строительство было отказано, - рассказывает Владимир Александрович.

Таких примеров много, число пострадавших, по словам Алексея Шишова, может исчисляться тысячами. У каждого – своя история. У кого-то рушится мечта всей жизни, а кто-то просто лишен крыши над головой. Так или иначе, вся эта эпопея с неразумным применением «защитных» ограничений выглядит очень некрасиво для региональной власти. Чтобы исправить ситуацию, нельзя откладывать ее решение, решать уже надо срочно.

Текст писал Сергей Кутыров.