Капитаны теплоходов на Оке вынуждены вести суда осторожно, чтобы не сесть на мель.
Рязанцы любят помечтать о том, что по Оке снова будут ходить один за другим пассажирские теплоходы. Но специалисты понимают, что они смогут возить только туристов. Почему?
По реке - медленнее и дороже
Да, 300 лет назад грунтовые дороги были плохими, а лошади тащили нагруженный воз не быстрее корабля. С тех пор многое изменилось: скорости при движении по шоссе (80-100 км/ч) и по реке (20-40 км/ч) несравнимы. К тому же реки сильно петляют, и эти петли не спрямить: через каждые 5 километров канал не пророешь.
Правда, речные корабли все еще выгоднее использовать для коммерческих перевозок. При большом весе грузов (например, от 4 тыс. тонн) их переправка по речным волнам судном обходится дешевле, чем грузовиком по автостраде: 1 тонну на 100 км «Газель»-полуторка в 2021 году перемещала за 900 рублей, а баржа-сухогруз - всего за 360 рублей. Именно поэтому песок и щебень до сих пор активно перевозятся по Оке.
Но каково будущее пассажирских судов?
- Развитие водного транспорта связано с развитием внутреннего туризма, - признал, представляя стратегию развития своей отрасли, региональный министр транспорта и автодорог Вадим Решетник.
Правильно: даже когда с 1957 по 1988 год между Рязанью и Касимовом ходил теплоход «Ракета» с подводными крыльями, билеты на него покупали скорее из туристического любопытства: автобус шел в Касимов 3 часа, а «Ракета» петляла по Оке 6 часов.
- Ожидается, что в этом навигационном сезоне туристический поток вырастет, - считает Вадим Решетник. - В навигацию 2022 года мы ждем около 80 заходов судов к причалам Рязанской области.
Предложение не появится без спроса
С резким сокращением международного туризма (авиарейсов стало меньше, валюту купить очень трудно) в России вырос спрос на туризм внутренний. Но на
кораблях путешествуют не самые бедные люди - смотреть на плотины и шлюзы, посещать прибрежные города, усадьбы и заповедники стоит дорого.
В мае в Рязани делали остановки несколько судов - например, 2-палубный теплоход «Бородино», рассчитанный на 86 пассажиров. Это фактически плавучий отель: на борту два ресторана, сауна, солярий, гимнастический зал.
- За 8 дней мы платили 35 тысяч рублей, - признаются туристы. - В люкс-каютах тысяч на 10 подороже. Но у тех, кто сам работает на речном транспорте, скидки. За людей в погонах частично платит их ведомство.
Большинство сошедших на берег во время 4-5-часовой стоянки уезжает на экскурсии, заранее заказанные через интернет: автобус в Рязанский кремль, автобус в Солотчу. Меньшинство отправляется просто в центр, по магазинам и ресторанам.
Какой-никакой, а вклад в экономику города.
Проблемы бизнеса - корабли и комфорт
Но реально ли хорошо заработать на перевозке пассажиров? Отвечает ветеран советского речного флота, пенсионер Валентин Голубев:
- В 2022 году на Оке зарегистрированы теплоходы «Григорий Пирогов», «Бородино», «Сергей Образцов», «Н. А. Некрасов», «Александр Бенуа», «Северная сказка», - поведал он. - Все построены в советское время, но за рубежом: в Венгрии, ГДР, Чехословакии. Каждые 4-6 лет у них капитальный ремонт, это надо оплачивать. Кроме того, каждый день пути по реке тратится топливо - от 4 до 8 тонн, это от 220 до 440 тысяч рублей. А еще зарплата экипажу, всякие накладные расходы, платежи навигаторам, портам. Еще хотят ввести платеж за глубину и за шлюзы.
В 3-4 тысячи рублей в день пассажир обойдется. То есть из 35 тысяч, выплаченных туристами за 8-дневный круиз, до 32 тысяч уйдет в расходы и амортизацию. Прибыль получается небольшая.
А ведь бизнесу надо еще инвестировать. Корабли надо обновлять. Иначе... Теплоход «Александр Пирогов», проданный из Рязани столичным коммерсантам, уже сгорел в 2018 году из-за короткого замыкания старой проводки.
Проблемы государства - глубины и инфраструктура
В конце 2021 года в Рязани презентовали проект «Новая река Ока». Его авторы предложили обустроить русло на протяжении 500 километров - от Константинова до Касимова, а вдоль реки возвести инфраструктуру для отдыха и туризма, сеть причалов и баз отдыха на 10 тысяч рабочих мест для жителей окрестных городов и деревень.
- В Рязанскую область можно привлечь 9 млрд рублей от туризма, - заявил приехавший в качестве эксперта Владимир Шаров, руководитель турассоциации из Владимира.
Но прежде чем что-то привлечь, надо вложить уйму денег. Где крупные инвесторы? Фирма самого Шарова, к примеру, имела годовой оборот всего в 260 тысяч рублей.
Выходит, без государства не обойтись. Кто еще углубит дно реки? Кто построит шлюзы, мешающие обмелению? Вместо 2017 года отремонтированный шлюз в Белоомуте открыли только в 2021 году - и теплоход «Бородино» в 2020 году под Луховицами сел на мель.
В рязанском Лесопарке теплоходы пришвартовываются к плавучему дебаркадеру, а не к неудобному бетонному причалу.
Проржавели знаки на берегах, не везде светятся по ночам сигнальные фонари и бакены, мало станций заправки судов топливом. «Подаренный бизнесом» в 2020 году причал в рязанском Лесопарке стал поводом для конфуза: его нельзя использовать без пристани-дебаркадера, так как весной он затапливается паводком, а в засуху оказывается слишком высоким для проходящих судов. Нет приличных причалов около Старой Рязани, в Шилове, Касимове.
Москва нам поможет. Во всех смыслах
29 марта в Совете Федерации, где заседают рязанские сенаторы Игорь Морозов и Ирина Петина, рассмотрели вопрос о целом национальном проекте по развитию внутреннего водного транспорта.
- Уже формируется план на пятилетку, с 2022 по 2027 год, - сообщил министр транспорта РФ Виталий Савельев.
- Нашу стратегию мы хотим посвятить именно рекам, подъему уровня рек. Сразу же оживятся и туристические перевозки, и грузовые перевозки.
Сегодня углублением Оки занимается далекая организация - ФБГУ «Канал имени Москвы». «Наше рязанское подразделение почти ежедневно сообщает в бюллетенях об уровне воды у разных населенных пунктов и о всех ведущихся дноуглубительных работах», - заверяют там.
Ответственность за развитие туризма в рязанском областном правительстве сейчас передано из министерства культуры министерству экономического развития. Остается надежда, что в Москву вовремя передадут готовые проекты для финансирования.
Главными потребителями услуг, конечно же, тоже станут москвичи - люди, у которых больше всего денег. Для их привлечения нужна реклама медовухи в 200 метрах от дома Сергея Есенина, троп Евпатия Коловрата, «Танцующего леса», зубров в Окском заповеднике. А продавцы сувениров, музеи, конепрокаты и бабушки с ведерками помидоров в прибрежных городах сильно бы порадовались гостям.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Первый пароход пошел по Москве-реке и Оке в 1816 году, у него была мощность 36 лошадиных сил. С 1860 года на Оке появились бакены с фонарями, светящиеся по ночам. С 1872 года началось речное пассажирское сообщение на отрезке Рязань-Касимов. В 1913 году по Оке плавало до 500 пароходов и паровых катеров. В 1910 году было перевезено 269,5 тысячи пассажиров, в 1913 году - 308,4 тысячи.
В 1920 году весь водный транспорт был передан Народному комиссариату путей сообщения. В 1931 году в Московско-Окском управлении (Москва-река и Ока) работало 318 пароходов и теплоходов, а также около 3 тысяч барж.
С 1980 по 2015 год объем перевезенных по рекам России грузов упал ровно в 4 раза, а перевозка пассажиров - в 9 раз.