Премия Рунета-2020
Рязань
+12°
Boom metrics
Победа17 ноября 2018 12:07

В 1941 году Скопин освободили не те, кого принято считать освободителями?

«Комсомольская правда» проводит очередное большое военное расследование
Документ Центрального архива Министерства обороны РФ.

Документ Центрального архива Министерства обороны РФ.

Многие годы официальная информация о событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны на территории Рязанской области, строилась исключительно на воспоминаниях очевидцев и полководцев. Но далеко не всегда мемуары передавали читателям достоверную информацию.

Однажды в редакции «Комсомольской правды» раздался телефонный звонок:

- Вы вот пишите о войне, а знаете, что Скопин был освобожден не тогда и не теми…

Честно говоря, к тому моменту документов и воспоминаний о лихолетье на скопинской земле у нас было слишком мало. Делать какие-то однозначные и поспешные выводы не стали, но начали аккумулировать проплывающую по течению информацию.

Неверная дата

В Скопине традиционно памятные мероприятия, приуроченные к освобождению райцентра, проходят 28 ноября. Однако в Государственном архиве Рязанской области хранится документ военной поры, адресованный секретарю Рязанского обкома Тарасову. В докладной записке на нескольких листах подробно описываются последствия частичной оккупации Скопинского района. Далее дословно:

«С девяти часов утра 25 ноября немцы стали накапливать свои войска по направлению Новые Кельцы, Лопатино и Вороновка. В 12.00 дня немцы в составе более 80 мотоциклов, 30 автомашин пехоты, четырех минометов легкой артиллерии, трех танкеток, четырех танков, шести бронемашин повели наступление на Скопин. В 12.30 истребительный батальон в составе 108 человек вступил в бой с немцами. Бой продолжался три часа на подступах и окраинах города. В город немцы вступили в пять часов вечера…

В момент подхода немцев и захвата города население в массовом порядке грабило склады с мясом, хлебом, промтоварами, после чего разграблению подверглись все магазины, столовые, учреждения и предприятия, артели…

При подходе наших войск Скопин был взят нашими войсками после пятичасового боя 26 ноября в шесть часов вечера. В два часа дня 27 ноября немцы произвели налет на город Скопин на 10 мотоциклах, но были отбиты войсками и истребительным батальоном, потеряв при этом четыре мотоцикла и шесть человек мотоциклистов».

Собственно, информацию о том, что Скопин был освобожден именно 26 ноября, можно почерпнуть и из книги Вячеслава Егорова «Скопин - осень 1941 года». Правда, акцентирования на этом нет, поскольку в воспоминаниях бойцов 84-й отдельной морской стрелковой бригады в качестве дня боя называется 27 число…

Согласно тем же архивным документам боевые действия в окрестностях города продолжались вплоть до 29 ноября, но в город врага больше не пустили. А значит, правильной датой освобождения населенного пункта является 26 ноября.

Кто же вы, освободители?

Самое сложное - понять, кто же действительно освободил Скопин от немецко-фашистских захватчиков вечером 26 ноября 1941 года. В распространенной версии, что это были бойцы 84-й отдельной морской стрелковой бригады (ОМСБ), есть много противоречий. Впрочем, совсем отрицать присутствие бригады в Скопине было бы глупо. Но…

В списках безвозвратных потерь 84-й ОМСБ за ноябрь сорок первого значится лишь одна фамилия - Михаил Павлович Мурашов, скончавшийся 25 ноября в Ряжске… Обстоятельства гибели не указаны.

Титульный лист списка безвозвратных потерь 84-й ОМСБ за 1941 год, начало 1942 года.

Титульный лист списка безвозвратных потерь 84-й ОМСБ за 1941 год, начало 1942 года.

В следующие ноябрьские дни части 84-й отдельной морской стрелковой бригады потерь не несли. Неужели красноармейцы выбили немцев из Скопина, не потеряв людей? Вернемся еще раз к упомянутой выше книге Вячеслава Егорова. Автор, напротив, утверждает, что несколько морских пехотинцев пали героической смертью, освобождая город. На странице 48 в книге приводятся воспоминания старшего лейтенанта 84-й ОМСБ Сурина. Офицер в числе прочих якобы скопинских событий описывает гибель лейтенанта Мякоты. Далее дословно:

«Лейтенант Мякота, круто обернувшись назад, отчетливо увидел ряды атакующих автоматчиков противника. Он, не теряясь, моментально развернул пулеметы и начал длинными очередями разить врага. Прорвавшиеся с тыла немецкие цепи поломались, остановились и попятились, оставляя убитых и раненых. Но немцы продолжали огрызаться плотным минометным огнем. Одна из тяжелых мин накрыла пулемет, за которым был лейтенант Мякота».

Вместе с тем, согласно данным архива Министерства обороны, командир взвода лейтенант Владимир Иванович Мякота погиб 18 декабря 1941 года под Волоколамском и был похоронен неподалеку от деревни Шишково Волоколамского района Московской области!

Почему-то верится именно в официальную версию. Да и могилы героически погибшего Мякоты в Скопине нет.

Скопин или Ряжск?

Не раз приходилось слышать утверждения скопинских краеведов о стратегической важности города на реке Верда. Честно говоря, при изучении документов Центрального архива Министерства обороны РФ сложилось ощущение, что руководство Рабоче-крестьянской Красной Армии гораздо больше интересовалось судьбой соседнего Ряжска.

Процитируем еще один военный документ:

«Генерал-майору товарищу Жмаченко. По приказанию генерала Костенко немедленно погрузить усиленный батальон со станковыми пулеметами, двумя орудиями в вагоны и отправить по железной дороге в Ряжск для обороны его со стороны Скопина. Жидов. 25.11.41».

Поясним, что, Филипп Феодосьевич Жмаченко, которому адресовано данное сообщение - командующий 3-й армией Брянского (Юго-Западного фронта). Подписавший распоряжение Алексей Семенович Жидов - начальник штаба З-й армии. Фигурирующий в тексте Федор Яковлевич Костенко - заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Документ подписан в тот день, когда соединения 2-й танковой армии Гудериана ворвались в Скопин. Однако и после освобождения города на Верде, понимая всю шаткость ситуации, командование Юго-Западного фронта продолжает настаивать на прикрытии Ряжска от потенциального противника с западной стороны. В боевом приказе 61-й армии, развертывающей свои боевые порядки в тылу Юго-Западного фронта, 30 ноября также несколько раз упоминается именно Ряжск.

В частности, 346-й стрелковой дивизии ставится задача:

«…не допустить выдвижения противника в направлении Ряжска. Передовым отрядом силою стрелкового батальона занять и удержать Скопин».

Лес неподалеку от Скопина буквально изрыт окопами и оборонительными сооружениями.

Лес неподалеку от Скопина буквально изрыт окопами и оборонительными сооружениями.

Около восьми часов вечера 30 ноября 1941 года один из батальонов 346-й стрелковой дивизии прибыл в Скопин и занял оборону. В городе красноармейцы пробыли до 10 декабря. Спросите, почему же и 3-ю и 61-ю армии так интересовала судьба Ряжска?

Дело в том, что по территории Рязанской области проходила линия разграничения двух фронтов: Западного и Юго-Западного. Железнодорожная ветка Рязань - Ряжск - Мичуринск поддерживала связь фронта с тылом.

Более того, если мы взглянем на карту военных действий, то увидим, что в ноябре сорок первого войска Юго-Западного фронта вели бои в районе Ельца. Прорвавшиеся к Скопину части вермахта оказались северо-восточнее 3-й армии, что создало предпосылки для ее окружения.

По всей видимости, основной целью освобождения и обороны Скопина было именно прикрытие Ряжска.

Продолжение следует.

Вторая часть материала доступна по данной ссылке.