Премия Рунета-2020
Рязань
+21°
Boom metrics
Общество21 мая 2024 17:00

Архитекторы довольны навигацией, а туристы щурят глаза. Для чего и кого в Рязани внедрили систему навигации

Разбираем со специалистами, создателями и пользователями новую систему туристической навигации по историческому центру города
Навигация на Почтовой в Рязани.

Навигация на Почтовой в Рязани.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА. Перейти в Фотобанк КП

Древний город Рязань привлекает туристов из разных регионов богатым историческим наследием, памятниками архитектуры, аутентичными тихими улочками с деревянным зодчеством (последних, правда, становится все меньше). Власти всеми силами стремятся развивать туризм - проводят форум «Древних городов», другие интересные фестивали.

Если верить чиновникам, то поток иногородних гостей с каждым годом увеличивается на сотни тысяч. Чтобы еще более повысить туристическую привлекательность, в Рязани внедрили тур-код, включающий не только единообразные торговые вывески в центре города, но и систему навигации.

О результатах этого нового проекта мы побеседовали как со специалистами, так и с обычными прохожими на улицах.

Стела на Лыбедском бульваре.

Стела на Лыбедском бульваре.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА. Перейти в Фотобанк КП

«Для кого надписи на этих стендах?»

В 2022 году Рязани посчастливилось победить в конкурсе проектов Ростуризма и получить федеральный грант в 210 млн рублей на создание тур-кода. Львиная доля средств пошла на фасады и подсветку зданий вдоль центральных улиц (около 90 млн рублей). Еще 50 млн рублей выплатили бизнесменам, которых обязали заменить вывески, чтобы привести их к единообразию. Около 25 млн рублей потратили на внедрение туристической навигации. Остальные средства направили на создание смотровых площадок, сцен, уличных туалетов… В том числе, в городе установили две перголы (навесы), шесть амфитеатров, 60 урн, а еще интересные небольшие скульптуры, среди которых и знаменитые «грибы с глазами». Также появилась фотозона «Хлебная площадь». Средства направили и на новогодние украшения города.

Проект масштабный, но мы хотим более подробно поговорить именно о системе навигации. В центральной части города появились 147 навигационных конструкций. Это большие стелы с картами города, малые стелы с указателями направлений, флаговые указатели на пересечениях улиц, большие инфостенды с фотографиями интересных локаций, малые инфостенды с информацией об отдельных зданиях. Также появилась отдельная система навигации на Лыбедском бульваре. Всего на улицах разместили 44 макета карты города с географическими названиями и туристической инфраструктурой. На массивных щитах обозначены основные экскурсионные маршруты и точки притяжения для туристов. Их создатели уверяют, что конструкции выполнили с учетом антивандальных технологий. А еще они разработали для Рязани уникальный дизайн. Вот только не всем горожанам он пришелся по вкусу.

- Для кого выполнены надписи на этих информационных стендах? Есть огромная площадь щита, но использована лишь малая часть. Шрифт настолько мелкий, что его просто не видно с расстояния одного шага. Хоть через лупу разглядывай! Тем более, что в наше время гаджетов осталось не так много людей с хорошим зрением, - возмутились прогуливающиеся по Лыбедскому бульвару туристы.

Для Почтовой создали особый дизайн навигации.

Для Почтовой создали особый дизайн навигации.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА. Перейти в Фотобанк КП

«Удачный баланс, но не без огрех»

Над созданием тур-кода Рязани работала команда российского брендингового агентства Plenum. Именно оно создавало систему навигации Skypark в Сочи, оформляло отделения «Почты России», разработало дизайн для платежной системы «Мир», а также исполнило заказы для множества других крупных российских и зарубежных компаний.

- По части создания туристической навигации Plenum - одна из трех ведущих и наиболее профессиональных компаний в России, - отмечает начальник отдела формирования комфортной среды Центра градостроительного развития Рязанской области Илья Стюхин.

По мнению архитектора, визуальное исполнение системы навигации получилось вполне удачным:

- Считаю, что с точки зрения размера шрифтов дизайнерам удалось найти удачный баланс. По мнению архитекторов, градостроителей, художников и просто людей, которые ратуют за сохранение визуального облика города, система навигации заметна, бросается в глаза. А по мнению обычных горожан, навигация мелковата - им хотелось бы покрупнее. У людей разное видение, но баланс удалось найти за счет того, что у конструкции есть неброская, приятная и очень гармоничная лицевая сторона с бежевыми панелями, с паттерном, стилизованным под деревянный декор. Особенно хорошо эта конструкция вписывается в среду на улице Почтовой.

Нововведение позитивно оценивают большинство специалистов, правда, без «но» не обошлось.

- На мой взгляд, эти новые арт-объекты выглядят гармонично. Конечно, это не высокий класс дизайна, но в целом, выполнено неплохо. Интересная работа, и видно, что ее реализовывали профессионалы. Конечно, можно было бы еще поработать над шрифтом, сделать его поярче, поконтрастнее. Но это все детали. В целом, я рад, что появились такие таблички, которые несут информацию для туристов, - делится директор Рязанского художественного училища Василий Колдин.

Экс-министр культуры и туризма, а ныне директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов также отметил важность появления новых стел на улицах города:

- Замечательно, что началась работа по внедрению тур-кода и системы навигации. Сам вижу, что туристы интересуются, подходят к стендам. Там действительно много полезной информации. Что касается дизайна, то, по моему мнению, стенды выглядят бледновато, и шрифт нужен крупнее. Считаю, что навигация должна распространиться на территорию всего исторического поселения, нужно оборудовать все подходы к Рязанскому кремлю. Что касается вывесок, поддерживаю введение тур-кода. Наконец-то уходят аляповатые, безвкусные таблички с названиями.

Горожане могут и сами взглянуть на Рязань глазами туриста и прогуляться по указателям информационных стел. Ждем ваших впечатлений о прогулке, а также об удобстве пользования новой системой.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Руководитель Туристского информационного центра Рязанской области Оксана Морозова:

- С появлением навигации туристы получили возможность самостоятельно ориентироваться в городе. У нас в туристическом центре иногородние всегда спрашивали карту Рязани, а теперь навигация служит хорошим подспорьем. Разработчики предложили много форматов - крупные стелы, исторические справки, советы «от князя», небольшие строки-указатели. Вся система работает для туриста и выполняет главную задачу - создание комфорта для наших гостей. В городе стало проще ориентироваться благодаря этой навигации, ведь она охватывает весь исторический центр, что облегчает прогулку и наполняет ее смыслом.

Экскурсовод по Рязани и области Ксения Паначева:

- Система навигации - хорошая идея, важный и нужный нам проект. Выполнено все очень уместно, дизайн неплохой. Естественно, есть кое-какие огрехи. Например, некоторые из стел установлены не совсем корректно, но, я думаю, что со временем это исправят. Возможно, не везде читабельный шрифт, и, может быть, не всем удобно пользоваться. Но это масштабный проект, и было очень сложно его реализовать. Проделана громадная работа, и, естественно, ошибок избежать не удалось, но надеюсь, все их откорректируют. Самое главное, что в Рязани появилась система навигации.

Пример навигации в Крыму.

Пример навигации в Крыму.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА. Перейти в Фотобанк КП