Премия Рунета-2020
Рязань
0°
Boom metrics
Общество7 марта 2024 10:45

Женщины в форме рассказали о том, что заставило их носить офицерские погоны

Четыре красивые истории от прекрасных представительниц четырех разных ведомств
Прекрасные рязанские девушки в форме.

Прекрасные рязанские девушки в форме.

В канун 8 Марта «Комсомольская правда» отправилась на поиски представительниц прекрасного пола, с отличием зарекомендовавших себя в неженских профессиях. Традиционно погоны и офицерские звания ассоциируются с мужской силой и отвагой, но наши сегодняшние героини своим примером доказывают, что абсолютно заслуженно носят форму.

«Чтобы папа гордился…»

Лариса Семионкина, заместитель начальника экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УМВД России по Рязанской области. До этого занимала пост в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции, но начинала свой путь в службе исполнения наказаний.

Лариса Семионкина.

Лариса Семионкина.

- В профессию пришла через отрицание. Вся семья работала в системе исполнения наказаний. Я уже с детства знала эту кухню изнутри: что такое дежурство, тревоги, буквально видела, как падали звезды на погоны.

Помню, ближе к окончанию школы мы с отцом шли по коридору, и тут я слышу от него: «Ларис, давай закончишь вуз, и к нам сюда». Я тогда, смеясь, ответила: «Ни за что!» Мне все это казалось непривлекательным, да и возраст наступал такой… хотелось красоты какой-то особенной, а не этих выкрашенных в зеленый стен.

Лариса Семионкина хотела попробовать себя в коммерческих структурах. Окончила Самарский коммерческий колледж по направлению «Коммерция» и стала работать маркетологом, но… быстро поняла, что это не ее путь.

- И тут отец предложил вольнонаемную должность в управлении ФСИН в Ульяновске - сама я родом оттуда. И так получилось, что я будто папин путь продолжила… В мае 1996 года поступила в управление, а в июле отец скоропостижно скончался. Но как только встала на эту дорогу, то ни разу с нее уже не сворачивала. Трудилась, старалась, чтобы папа мной гордился!

Девушка шесть лет отработала инспектором финансового отделения, заместителем главного бухгалтера колонии Управления исполнения наказания по Ульяновской области. В 2003 году ей предложили перейти в УМВД России Рязанской области, где создавалось управление по налоговым преступлениям.

- Это, наверное, были самые насыщенные годы: постоянное движение, раскрытие преступлений, расследования...

Лариса Семионкина не без основания считает, что есть службы, где женщины справляются лучше, чем мужчины. К примеру, в ревизионных отделах, где ежедневно идет кропотливая работа, требующая предельного внимания, важна усидчивость. То же самое касается ЭКЦ. Девушки в составе следственно-оперативной группы заступают на суточные дежурства в любую погоду, выезжают с тяжелым криминалистическим чемоданом на место происшествия, проводят сложные экспертизы, требующие особых знаний и умений.

- Девушкам, которые хотят связать свою жизнь с полицией, советую ничего не бояться. Новеньким всегда дадут надежного наставника, который и поддержит, и взрастит. Появятся товарищи, будет понимание, что тратишь свое время с пользой для общества. Главное, выполнять работу на все 100 процентов.

- У меня был случай в Ульяновске. Я тогда еще работала заместителем главного бухгалтера колонии, - продолжает рассказывать наша героиня. - Дело было в девяностые… Повсеместно задерживали зарплату, и нас это тоже коснулось. Министерство финансов РФ приняло решение закрыть все задолженности. Для этого из каждой колонии отправили представителя с особым пакетом документов в Москву. Прошлось пройти немало трудностей, но мы с напарницей были единственные в области, кто справился с заданием.

Любимый тюремный замок

Старинный тюремный замок в центре Рязани известен многим. Для кого-то он является олицетворением правосудия, для кого-то - квинтэссенцией зла, а для кого-то это обычное место работы. Выпускница Академии ФСИН России, участница знаменитого взвода барабанщиц, а ныне старший лейтенант внутренней службы Ольга Вечкаева полтора года трудится в СИЗО-1 инспектором отдела кадров и работы с личным составом.

Ольга Вечкаева.

Ольга Вечкаева.

- Во время учебы я попала на практику в тюремный замок - это был лучший месяц моей жизни, - делится Ольга. - Возвращалась к занятиям я с четким представлением, что после выпуска обязательно хочу трудиться в СИЗО. Говорят же, что мысли материализуются - и вот я здесь (улыбается). У нас прекрасный молодой коллектив. У нас, несмотря на тяжелую работу, прекрасные добрые человеческие отношения.

Тот месяц практики в СИЗО запомнился встречей с обвиняемой по делу о жестоком обращении с детьми. Молодая мама «прославилась» на всю страну, став участницей одного из ток-шоу на федеральном телеканале. Крохотных детей (одному мальчику было всего полгода, второму полтора) она регулярно колотила, за что была лишена родительских прав, а также получила срок.

- Я разговаривала с ней, - продолжает наша героиня. - Это было нереальное потрясение. Мать, которая чуть не погубила своих детей, сидит и вместо раскаяния, думает только о себе. Она сокрушалась, что ей грустно и плохо, и в ее словах не было ни капли переживаний о своих крохах… Такого я не могу понять. Для меня дети - это все!

Сегодня после окончания рабочего дня Ольга Вечкаева спешит в РГУ имени С. А. Есенина, где обучается по направлению «Логопедия». Ее цель получить знания и опыт для работы с детьми с психическими особенностями.

- Через СИЗО-1 города Рязани проходит большое количество подозреваемых, в том числе по резонансным уголовным делам. Запомнился ли кто-то особенно? - интересуемся у Ольги.

- Сразу скажу, чтобы не было каких-то неправильных толкований - все содержащиеся у нас под стражей фигуранты уголовных дел имеют равные права. Никакого привилегированного положения ни у кого быть не может. Теперь, что касается вопроса. Так получилось, что все подозреваемые, поступающие в СИЗО, проходят мимо двери моего кабинета. Ощущения бывают странные, когда ты читаешь новости о каком-то резонансном преступлении, а потом видишь человека, совершившего его. Вроде бы он такой же, как ты… И совершенно не понятно, как и зачем сделал то, что сделал.

Когда идешь по улице, вряд ли кто-то из нас во встречных прохожих будет выискивать черты преступников. Прежде всего все мы люди. И хочется верить, что хорошие человеческие качества всегда в нас сильнее плохих. Увы, реальное положение говорит, что так бывает далеко не всегда.

Несмотря на должность инспектора отдела кадров и работы с личным составом, Ольга отлично знает бытовые условия содержащихся под стражей. За ней закреплена одна из камер СИЗО. Регулярные проверки исправности электро- и водоснабжения, наличия постельного белья и прочего входит в должностные инструкции нашей героини.

Кстати, помимо Международного женского дня Ольга Вечкаева совсем скоро отметит и профессиональный праздник. 12 марта исполнится 145 лет уголовно-исправительной системе России.

- В преддверии этой значимой даты у нас в СИЗО состоится торжественное мероприятие, над сценарием которого сейчас мы усердно работаем. Пригласим ветеранов УФСИН, членов семей наших сотрудников. Будет звучать живая музыка. Создадим душевную и дружескую атмосферу. Иначе у нас никогда и не бывает. Для нас УФСИН - это не просто работа, это наша жизнь!

«Лисьей шапкой мы бандита и пригвоздили»

Ветеран Прокуратуры Рязанской области Галина Мурушкина возглавляла группу гособвинителей из пяти прокуроров и двух помощников при работе со «слоновской» группировкой в девяностые годы. Боролись с серьезными преступниками, но не все эпизоды, к сожалению, удалось доказать. Один из таких «глухарей» - найденные на посту ГАИ в багажнике автомобиля две человеческие головы…

Галина Мурушкина.

Галина Мурушкина.

- Никакой опасности тогда я не чувствовала. Угрозы поступали уже позже и по другим делам. В то время мне было 42 года, и у меня был опыт работы с преступниками. Но сама обстановка ведения «слоновского» дела была очень необычной. На скамье подсудимых - 22 человека, и заседание проводили в спортзале МВД, где поставили «клетки» для бандитов. Было порядка восьми составов преступлений, включая вымогательство, бандитизм, кражи...

Галина Юрьевна вспоминает историю расследования одного из эпизодов:

- Рязанские киллеры ездили на промыслы в Тольятти. Бандиты уезжали из Рязани в черных куртках и черных спортивных шапках. А тольяттинские свидетели отмечали, что около дома потерпевшего постоянно видели мужчину в лисьей шапке. Мы стали выяснять. Оказалось, что злоумышленники жили на съемной квартире, а у хозяина там как раз и была такая лисья шапка. Этой шапкой мы бандита и пригвоздили.

Гособвинитель поделилась, как ей удавалось выводить преступников на чистую воду.

- Свидетели мужчины отличаются от женщин. Если женщину задеть, разозлить, то она выдаст даже то, что следователю не выдавала. На судебном заседании нельзя задавать вопросы «о природе и погоде», а только по существу дела. Приходилось искать выходы, как разговорить свидетеля. Например, однажды на суд по делу «слонов» пришла женщина - куталась в шарф, надела очки от солнца, чтобы ее не узнали. Словом, боялась. Она проходила по делу о вымогательствах на Полетаевском рынке. Сначала свидетельница рассказывала, что рэкетиры приходили и угрожали, но никого конкретно в лицо якобы не узнавала. И вдруг один бандит говорит ей: «Разве, я вам угрожал?» Она так разозлилась, что повернулась к нему, сняла очки и как закричит: «Да, ты!» У нас женщины самые боевые свидетели.

Галина Юрьевна представляла гособвинение на одном из первых в Рязани суде присяжных в 1994 году.

- Поддержание гособвинения с присяжными крайне сложно. За время судов многие даже худеют на три-четыре килограмма, а кто-то не выдерживает и уходит из профессии. В суде присяжных очень много условностей и многое нельзя говорить, например, что подсудимый наркоман, ранее судим, что плохо обращается с женой. Профессиональный судья может объективно оценить доказательства, а людям «с улицы» сложно донести, что именно этот человек совершил преступление. При этом адвокат пытается все опровергнуть, зародить сомнения. Иногда присяжные из жалости выносят вердикт «невиновен». Очень обидно, когда есть доказательства, а приговор оправдательный.

В качестве примере гособвинитель привела два дела. Первое случилось еще в девяностых, когда судили душителя с ампутированными пальцами, а второе - минувшей осенью, когда наркомана обвинили в убийстве и расчленении несовершеннолетней девочки. В обоих случая присяжные вынесли оправдательный вердикт.

Несмотря на сложную и ответственную профессию, Галина Юрьевна родила троих детей.

25 лет Галина Юрьевна возглавляла отдел гособвинителей! В декабре прошлого года она вышла на пенсию, но сидеть без дела не собирается, ведь активная позиция у нее еще со школы.

Галине Мурушкиной присвоено высокое звание «Почетный работник прокуратуры РФ», награждена почетной грамотой Совета Федерации РФ.

«Женщина не уступает мужчине в профессии следователя»

Единственная женщина-следователь в первом отделе по расследованию особо важных дел регионального следственного управления СК России Татьяна Кутякина в одиночку ведет расследование убийства полицейского, которое произошло в декабре минувшего года в Рыбновском районе. - Уголовное дело резонансное, такие происшествия в регионе - всегда ЧП.

Татьяна Кутякина.

Татьяна Кутякина.

Первоначальная сложность в расследовании заключалась в установлении причин, побудивших обвиняемого к совершению данного преступления. Сам он изначально отказался сотрудничать со следствием, и только спустя время под давлением улик начал давать показания. Сейчас дело находится в активной стадии расследования.

Татьяна Кутякина считает, что качество расследования уголовного дела не зависит от гендерной принадлежности следователя.

- Участники уголовного судопроизводства настроены на контакт со мной, я не вызываю у них недоверия. В наше время женщин-следователей достаточно много, и если раньше это вызывало удивление, то сейчас это нормальная практика. Женщина не уступает мужчине в профессии следователя. Я работаю наравне с коллегами - мужчинами, никаких поблажек нет - и ночные дежурства, и работа с особо опасными преступниками, и количество уголовных дел в производстве, как и у других сотрудников.

По словам Татьяны Дмитриевны, единственным исключением, где приоритет отдается женщине-следователю, - участие в уголовном судопроизводстве детей.

- Женщинам проще найти общий язык с детьми. Мы мягче, вызываем доверие, проявление заботы и внимания к ребенку для нас естественно. Коллегам-мужчинам требуется больше усилий, чтобы расположить к себе ребенка.

Татьяна Кутякина работает в отделе по расследованию особо важных дел управления с 2020 года. К указанной карьерной ступени она пришла не сразу, начав службу следователем районного, а затем городского звена.

- Когда мне предложили стать «важняком», я понимала, насколько более ответственной будет должность, но не сомневалась, ведь именно к этой цели стремилась еще со школьной скамьи. В старших классах я прочитала книгу «Записки следователя» Льва Шейнина, которая меня вдохновила. После получения диплома, я еще год продолжала работать общественным помощником следователя и сумела доказать, что по знаниям, характеру и целеустремленности не уступаю претендентам-мужчинам. И до сих пор подтверждаю это своим каждодневным трудом.

Наша героиня признается, что всегда остро реагирует на несправедливость, нарушение прав человека и в повседневной жизни.

- Живу, руководствуясь законом и совестью, прививая эти качества близким. При виде несправедливости всегда вмешиваюсь, стараясь помочь разрешить спорные ситуации.