Премия Рунета-2020
Рязань
-3°
Boom metrics
Общество11 февраля 2024 10:50

В начале XX столетия дома горожан охраняли мифические змеи

Вместе с искусствоведами и краеведами разбираемся в смысле и предназначении орнамента старых деревянных строений
Дом №48 на улице Урицкого в Рязани - чистейший образец дохристианских текстов.

Дом №48 на улице Урицкого в Рязани - чистейший образец дохристианских текстов.

Задумывались ли вы о том, что судьба каждый день, каждую минуту и секунду разговаривает с вами на языке знаков? Знаки судьбы сопровождают нас по жизненному пути, предупреждают об опасности, дают подсказки о том, что нужно изменить в жизни, рассказывают о предстоящих интересных событиях или становятся предвестниками реализации самой заветной мечты.

И если наши предки умели читать «между строк», то современный образованный человек почему-то все более отдаляется от Мира, противопоставляя себя Ему. Однако не будем углубляться в недра эзотерики и философии, а лучше обратим свои взгляды на наши дома. Веками русские жилища являли собой своеобразную модель мира.

Крыша – воспринималась как Верхнее небо. Резные карнизные доски служили границей для Нижнего неба, которое у «линии горизонта» переходило в Землю – стены дома. Ну а уровень ниже пола с подвалами и погребами мыслился нашими предками подземным царством с его чудищами и монстрами. Эта модель, запечатленная в символах и знаках, делала счастливыми наших прадедушек и прабабушек, несмотря на все трудности и испытания, уготованные им судьбой. «Так в чем же счастье?» - спросят читатели. «В гармонии, простоте и любви».

Символ солнца, дарующий свет

Еще задолго до принятия христианства наши предки, как и мы сейчас, верили и очень надеялись (а может, просто знали!), что смерть – лишь возвращение домой. Так почему же нам не прислушаться к их представлениям о смысле жилища, хотя бы просто прислушаться? В «Ключах Марии» Сергей Есенин напишет «Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры – какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте».

Вот и получается, что жизнь в гармонии с собой и окружающим миром – это и есть бесконечная молитва, бесконечная благодарность за возможность пройти этот путь и стать капельку лучше, чище, светлее.

Попробуем разобрать на примере одного единственного областного памятника архитектуры – дома № 48 по улице Урицкого в городе Рязани – смысл декоративного убранства «соломенной» Рязани. Специалисты говорят, что это чистейший образец дохристианских текстов, содержащий заговор от небесного огня и земного лиха.

– Схема дома традиционно проста – призма пятиоконного сруба с невысокой крышей, – рассказывает искусствовед, краевед Александр Бабий. – Это достаточно скромный городской дом. Зато в его декоре (тоже неброском) четко и добротно сработаны, выведены тексты древних заклинаний.

Над серединой стены в центральной трети ее длины расположен невысокий фронтон. На фронтоне начало «текста», начерченное всего двумя знаками: змеем (небесным и земным) и потоками воды (небесной и земной).

В славянской мифологии змеи, в нашем случае ужи, символизировали собой дождь. Уж являлся также хранителем дома, его добрым домовником. Между змеями просверлены два отверстия, как раз в том месте, где на протяжении тысячелетий изображалось Древо жизни. Около него всегда располагались либо небесные кони или птицы, либо златорогие олени, либо, как в нашем случае, небесные змеи.

Смысл знаков и символов.

Смысл знаков и символов.

Эта древнейшая центрическая схема корнями уходит во времена палеолита. Вот и получается – вдоль всего карниза сбегают небесные ужи, а под ними струится широкая полоса небесных хлябей, сквозь которые пробивается резное солнце, тоже оберег, дарующий свет и тепло! К дальнейшему рассказу Александра Николаевича мы вернемся несколько позже, а пока еще немного процитируем Есенина, раз мы уж коснулись темы символов в верхней части дома. Наверное, многие видели помещенных на самый верх крыши деревянных лошадей. Так вот: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице… «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», - говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо».

Жестокий бессмысленный декор

- Под небом-крышей добротные стены с пятью окнами, – продолжает расшифровывать дом №48 Александр Николаевич. – В них узнается традиция плотницкого искусства с его изысканной сдержанностью, природным чувством соразмерности части и целого. На «земле» – стенах дома – повторяется «небесная» тема – верх наличника приютил все тех же ужей, а вдоль створа окон вертикально стекают потоки воды. Подзор наличника резко опущен. У самой границы с подземным миром ужи стерегут и охраняют покой жилища.

- Представляете, сколько неожиданного, связанного с чарующей глубиной прошлых времен читаем мы в одном этом здании, а сколько их было в нашем городе?

Фото второй половины XX века.

Фото второй половины XX века.

Правда, справедливости ради, заметим, что с развитием во второй половине девятнадцатого столетия так называемой школы Гартмана-Ропета, деревянный декор многих домов из содержательного, мистического, интересного, превращается в пустой и бессмысленный.

В таком смешении символов порой прослеживалось беспорядочное нагромождение, в котором «ад» и «рай» буквально менялись местами. Примерами таких далеко не самых лучших образцов деревянного зодчества служат два сохранившихся дома на ул. Салтыкова-Щедрина №№19 и 21. Внешняя тема гармонии мира находила продолжение и во внутреннем убранстве дома.

Улица Салтыкова-Щедрина, дом 21.

Улица Салтыкова-Щедрина, дом 21.

– Красный угол в избе – не что иное, как заря, восход солнца, – вступает в разговор краевед Александр Барашин. – Потолок – небесный свод, а матица (потолочная балка) – Млечный путь. Смыслом жизни, как служения Богу, как благодарности Богу, пронизаны и орнаменты рушников, посуды. Удивительно! Но с того момента, как были вырезаны на линиях человеческих жизней символы и знаки, прошли многие века. Люди создали письменность, овладели грамотой, но, несмотря ни на что, вновь и вновь прибегают они к этим простым и незамысловатым узорам – вода, солнце, устремленность в Небо. Почему?

Может, от того, что этот мир до безумия прост и логичен. А все это немыслимое количество препятствий-лабиринтов мы сами возводим в своей голове – произнося день ото дня фразу «все очень сложно». Нет. Не сложно. И именно поэтому в самые трудные минуты, мы обращаемся к простому, к Богу. Символы и знаки – лишь путь к нему.