Премия Рунета-2020
Рязань
+1°
Boom metrics
Общество27 сентября 2023 7:00

Легендарный ЗиУ, «холодильник» и «Мегаполис». Рязань может стать музеем троллейбусов под открытым небом

Рязань претендует на статус музея троллейбусов под открытым небом
Троллейбус-"гармошка" ЗиУ-683. Фото: Иван Малаховский.

Троллейбус-"гармошка" ЗиУ-683. Фото: Иван Малаховский.

Образ троллейбуса окутан теплым романтическим флером и давно перешел за рамки обыденного понятия «общественный транспорт». Более 70 лет экологичная техника перевозит рязанцев, а в последнее время еще и привлекает транспортных фанатов со всей страны. Рязань для таких увлеченных людей - будто живой музей транспорта, где собраны редкие модели троллейбусов из разных уголков России.

Большая тройка низкопольников

Ежедневно на улицы Рязани выезжает свыше 70 троллейбусов, а всего на балансе города состоит 127 рогатых машин. Десять троллейбусных маршрутов пронизывают весь город (наружный и внутренний маршруты №5 считаются за два разных маршрута. - Ред.). Ежедневно по ним передвигаются более 33 тысяч горожан. За последние годы средний возраст электротехники заметно помолодел - сейчас он составляет 14 лет. При этом следует понимать, что каждые 9 лет троллейбусу нужно проводить капремонт. В прошлом году рязанский муниципальный автопарк заметно обновился. Зимой Рязань получила несколько десятков новых и подержанных троллейбусов. По городу стали курсировать комфортабельные ПКТС - 6281 «Адмиралы», минские МАЗ-203 Т с автономным ходом, еще петербургские подержанные рогатые машины - безвозмездный подарок от Северной столицы. В этом году планируется поступление еще 23 подержанных машин из Санкт-Петербурга.

- Машины из Санкт-Петербурга приходят в хорошем состоянии, гораздо лучшем, чем подержанные московские. Процент поломок у них ниже, потому что им проводили капремонт - полноценно меняли элементы кузова и сиденья. Выглядят они более живыми, чем московские. Без капитального ремонта троллейбус служит всего 10-12 лет, а после него - гораздо дольше, - отмечают любители муниципального транспорта.

Так, из десяти поступивших минувшей зимой петербургских троллейбусов семь сразу выехали на маршрут. Транспортные поклонники обрадовались - в городе появился так называемый «холодильник», «коробка», или ПТЗ-5283.

«Холодильник», «коробка», или ПТЗ-5283. Фото: Андрей Безбородов.

«Холодильник», «коробка», или ПТЗ-5283. Фото: Андрей Безбородов.

- Он белый и прямоугольный, как холодильник, поэтому и получил такое прозвище. В Рязани его используют в основном на маршруте №3, - пояснили нам транспортные эксперты.

Разнообразили и без того богатый модельный ряд рогатого транспорта в Рязани большая тройка современных низкопольных троллейбусов: модели ВМЗ - 5298.01 «Авангард», белорусский БКМ-321, Тролза-5265 «Мегаполис». А еще появились вологодский ВМЗ-463 и несколько редких сочлененных «Мегаполисов» модели 6206.

- В городах обычно бывают всего одна-две модели, а у нас все сразу. Персоналу технически сложно разобраться в разных моделях. Водители сначала жаловались, что не могут выйти в рейс, потому что не знают, как управлять новой моделью. Иногда на тумблерах в троллейбусе не подписано, что за какие функции отвечает, - говорит руководитель сообщества любителей муниципального транспорта STVChannel, студент Российского университета транспорта Сергей Чернышов.

Белорусские троллебусы украсили дизайном в стиле вышивки.

Белорусские троллебусы украсили дизайном в стиле вышивки.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

Прежде чем выпустить подаренный транспорт в город, петербургский сине-белый дизайн украсили наклейками с орнаментом вышивки.

- Так украшают все троллейбусы, чтобы привести к единому стилю. Но для нас непонятно, откуда появился этот орнамент, ведь в брендбуке фирменного стиля Рязани его нет. А в целом все правильно - стиль общественного транспорта должен быть единым. Причем желательно, чтобы автобусы были одного цвета, а троллейбусы - другого. Так пассажирам будет удобно ориентироваться при виде транспорта издалека, - отмечает Сергей Чернышов.

Все поступившие питерские троллейбусы - низкопольные, и это удобно. Но их минус в том, что при общей пассажировместимости 80-90 человек сидячих мест меньше стандарта, а между средней и задней дверью особо не развернуться.

Салон соврменных низкопольников рассчитан на 80 мест, но сидячих меньше обычного..

Салон соврменных низкопольников рассчитан на 80 мест, но сидячих меньше обычного..

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

В кабине БКМ-321.

В кабине БКМ-321.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

Московские подарки

Помимо Санкт-Петербурга, Рязань снабжает троллейбусами Москва. За 2018-2020 годы всего в город из столицы поступили 83 подержанных троллейбуса, причем списаны из них уже три четверти. Кстати, ни один город, кроме Рязани, не получил такого огромного количества рогатых машин после ликвидации троллейбусного парка Москвы.

- Из 60 списанных машин на линии успели поработать всего 21, а 39 - ни разу не выезжали на маршруты, им даже не присваивали новые бортовые номера. Из 23 машин, которые пока не списаны, на линию на сегодняшний день выходят 16 машин. Еще семь машин считаются «сломанными» или «подготовленными к списанию». Причем из этих семи три - ни разу не выезжали на маршруты в Рязани, - отмечает транспортный эксперт из столицы Иван Малаховский.

В Рязань от москвичей поступили уникальные для нашего города троллейбусы, но о некоторых из них пассажиры даже не узнали.

- Три низкопольные «гармошки» производства Вологды отправили в металлолом, ни разу не выпустив на линию. Из двух «полунизкопольников» «Тролза»-5275 один списали, второй чинили почти три года, но все же выпустили на маршрут. ТМЗ-5235 был уникальнейшим экземпляром в первой партии, но проездил меньше года, - отметил Иван Малаховский. - Сочлененных «Тролза» «Мегаполис» из Москвы в Рязань пришло... аж 8 штук! Но реанимировать смогли лишь три из них. На сегодня не эксплуатируется больше ни одна, последняя сошла с линии прошлой осенью.

ЗиУ и его клоны

Если сейчас рязанцы наблюдают многообразие моделей, то до 2006 года в городе использовался только один вид троллейбуса - легендарный ЗиУ-682. Управление рязанского троллейбуса получило первые модели с завода имени Урицкого в Энгельсе в 1972 году. В свое время эти машины считались суперсовременными - они были длиннее предшественника и имели три двери для посадки пассажиров вместо прежних двух. Вскоре эта модель стала основной в Советском Союзе, а после распада СССР ее клоны стали производить на заводах в Вологде, Волгограде, Минске, Уфе, Иванове и Москве. В Рязани встречались клоны волгоградского и вологодского производства, позже московские. Также в городе ходили сочлененные троллейбусы этого семейства - ЗиУ-683 и ЗиУ-683Б. Последний из них перевозил горожан до весны прошлого года. Троллейбусы-«гармошки» всегда курсировали только по одному маршруту - №3. Кстати, рязанские ЗиУ-683Б были последними ходовыми представителями этой модели в России (еще несколько машин до сих пор трудятся на Украине и в Аргентине).

https://www.kp.ru/share/i/12/13387880/wr-960.jpg

https://www.kp.ru/share/i/12/13387880/wr-960.jpg

- У рязанского транспорта есть возможность стать лучше московского. Но для этого нужно уже сейчас подготовить ремонтную базу, наладить информирование пассажиров, сделать выделенные полосы. При таких условиях даже с неновыми троллейбусами у нас будет достойный уровень, - заканчивает разговор Сергей Чернышов.

А еще у Рязани есть уникальная возможность стать неким музеем троллейбусов под открытым небом. Но для этого необходимо привести ретропарк в порядок, тщательно за ним следить, рассказывать пассажирам об уникальности той или иной машины и активно продвигать этот проект за пределами региона.

В ТЕМУ

В 1992 году в Рязань поступило 125 новых ЗиУ-682, а годом позже - пять ЗиУ-683 (те самые знаменитые «гармошки»). Это стало одной из рекордных в России разовых поставок новых машин, не связанных с открытием новой троллейбусной сети. Машины шли вплоть до 1995 года и дособирались на месте. Ими полностью укомплектовали новое депо №3. А в качестве бонуса за этот гигантский заказ завод поставил в 1997 году еще одну «гармошку». В августе 2023 года вышел из строя последний троллейбус из той легендарной поставки.

КСТАТИ

Первая очередь троллейбусной линии в Рязани была пущена 12 ноября 1949 года (пробный пуск 6 ноября). Ее длина составляла 4,3 км, а пролегли провода от станции Рязань-2 до Ямской заставы (ныне Театральная площадь). В 2007 году на балансе УРТ в Рязани числилось 185 троллейбусов, а в 1999 году - 231 троллейбус.