Премия Рунета-2020
Рязань
-6°
Boom metrics
Общество23 ноября 2022 5:59

«Думаю, что столицей России могла бы быть Рязань» - знаменитый дирижер Сергей Проскурин

Дирижер Русского камерного оркестра Сергей Проскурин считает, что Рязань могла стать столицей России
Сергей Проскурин признался, что когда познакомился с Рязанью, приступил к написанию оркестровки символ-оперы «Александр Невский». Фото с личной страницы Сергея Проскурина.

Сергей Проскурин признался, что когда познакомился с Рязанью, приступил к написанию оркестровки символ-оперы «Александр Невский». Фото с личной страницы Сергея Проскурина.

Какой будет музыка будущего, чем книга лучше интернета и почему Есенин трагичен. На эти и многие другие вопросы рязанцы услышали ответы из уст знаменитого дирижера Русского камерного оркестра Сергея Проскурина.

«Свадьбу было решено играть два года…»

21 ноября в Центральной городской библиотеке имени Есенина прошла творческая встреча Сергея Проскурина, посвященная теме «Музыкальные традиции Барокко». На это значимое для рязанской культурной жизни событие собрался полный зал зрителей разных возрастов. Послушать выдающегося музыканта пришли преподаватели музыкального колледжа, музыкальных школ, студенты и просто рязанцы, неравнодушные к классической музыке.

Сергей Проскурин - заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель и главный дирижер Русского камерного оркестра в Москве и Курске, лауреат международных конкурсов, солист-трубач и педагог. В конце лета рязанцы познакомились с его творчеством на показах символ-оперы «Александр Невский», которая с успехом прошла в Рязанской филармонии.

Долгое время русский дирижер жил и преподавал в академиях в Вене, Копенгагене, Стокгольме. Он открыто поделился со слушателями опытом участия в европейских музыкальных конкурсах, а также своими находками в местных архивах. Зрители с интересом узнали, что прорыву в европейском искусстве послужила… история затянувшейся на два года свадьбы.

- Я задался вопросом, почему столько великих композиторов родились и жили в Вене? И наткнулся на интересную статью. Два богатых вельможи, один из которых торговал пивом, а другой – колбасой, решили поженить своих детей. Свадьбу было решено играть два года. И каждый день должен был играть хор музыкантов (тогда не было такого понятия, как оркестр). На центральной площади в Вене вечерами бесплатно играл так называемый оркестр, и также можно было за здоровье молодых выпить кружку пива и съесть сосиску. Это стало мощным культурным прорывом. Так начала формироваться танцевальная музыка. Неспроста позже в Австрии зародился вальс. Традиции создает народ, и затем они же нас формируют на протяжении столетий, - поделился Сергей Георгиевич.

Он отметил, что музыка барокко дала миру оперный театр, сольный концерт, инструментальную музыку, начало зарождения вальса, балета, драматического театра. «Барокко открыло целый мир», - подытожил маэстро.

Сергей Проскурин прочел познавательную лекцию о музыкальном искусстве барокко.

Сергей Проскурин прочел познавательную лекцию о музыкальном искусстве барокко.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

«Мы потеряли музыку»

Лекция Проскурина об искусстве барокко прозвучала настолько живо, необычно и интересно, что зал буквально замер. Только когда началась вторая часть встречи, посвященная вопросам, зрители оживились и стали активно спрашивать гостя о разном.

Отвечая на вопросы, он рассказал, в чем шарм игры на старинных инструментах. Кстати, Сергей Проскурин основал Музей старинных музыкальных инструментов, а его оркестр имеет опыт игры на скрипках эпохи Вивальди. По словам маэстро, аутентичные инструменты позволяют передать именно «те переживания, то звучание, характерные особенности данной эпохи».

- В какую сторону будет развиваться музыка, что будет через 100-200 лет? – поинтересовались зрители.

- Сейчас мы потеряли музыку, потому что суть музыки - в мелодии. Это ее душа. Если человек не может спеть мелодию, то это не музыка, а музыкальный дизайн, который не несет никакой философской нагрузки. Когда мы вернемся к настоящей музыке, она начнет развиваться. А сейчас мы просто топчемся на одном месте. Мы запутались, но эта ночь закончится, - ответил Сергей Проскурин.

Послушать выдающегося музыканта пришли преподаватели музыкального колледжа, музыкальных школ, студенты и просто рязанцы, неравнодушные к классической музыке.

Послушать выдающегося музыканта пришли преподаватели музыкального колледжа, музыкальных школ, студенты и просто рязанцы, неравнодушные к классической музыке.

На встрече он также раскрыл свои правила дирижера:

- Человек не сможет работать в нашем оркестре, если он не берет домой инструмент и самостоятельно не готовится к следующей репетиции. Мы стараемся не критиковать музыкантов из других оркестров. Русские оркестры играют более эмоционально. Зарубежные играют сдержаннее, но более филигранно. Русский камерный оркестр сочетает филигранность и эмоциональность.

Он рассказал, как прививает интерес широкой публики к классической музыке, заманивая названиями компьютерных игр, а еще объяснил, чем книга лучше интернета. Он рассказал анекдотичную историю с тараканом из своей жизни, и сравнил интернет с высохшим насекомым, а книгу - с живым существом.

Зрители дарили дирижеру цветы, а он - свои книги и диски.

Зрители дарили дирижеру цветы, а он - свои книги и диски.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

Камерному оркестру в Рязани - быть?

Отдельным мотивом на встрече прозвучала тема Рязани. Сергей Проскурин признался, что когда познакомился с нашим городом, его заинтересовала фигура Евпатия Коловрата, и он планирует издать о былинном герое книгу.

- Думаю, что столицей России могла бы быть Рязань. Потому что она первой принимала удар от степных народов, ее сжигали, соседи подставляли, как могли, - лишь бы до них враги не доходили. Рязань – русский город, и могла быть столицей.

Он признался, что считает позором отсутствие в Рязани своего профессионального духового и камерного оркестров.

- Мы с губернатором обсуждали вопрос о создании в Рязани камерного оркестра. Надеюсь, это решение будет принято, - отметил дирижер.

Конечно, на встрече затронули и есенинскую тему, ведь даже стены этому обязывали. Сергей Проскурин подошел к бюсту поэта, расположенному в библиотеке, и признался, что обнаружил в облике гения трагичность:

- Я заметил, что код лица Есенина трагичен, в нем была заложена трагедия.

Он в целом отметил, что есть фантастические таланты среди русских, но нашему народу не хватает внутренней исполнительской дисциплины. И в связи с этим предложил воспитывать гениальных музыкантов с малых лет:

- Я бы создал детский оркестр, потому что вижу детей, которые в 13 лет играют гениально. Скрипачи сейчас так в 13 играют, как раньше могли играть только в 18. Но с детьми должны заниматься самые лучшие педагоги.

За каждый вопрос Сергей Георгиевич щедро дарил зрителю свои книги, диски, пластинки. Кстати, он признался, что его книга «Труба золотого века» ждала своего часа 25 лет, пока он дожидался получения права публиковать иллюстрации – ценные гравюры. В завершении теплой встречи прошла автограф- и фотосессия.

- Гениальность – это поиск смыслов. И Сергей Георгиевич – олицетворение человека, ищущего смыслы во всем. Это и продвигает нас в человеческом развитии, - в завершении встречи поделилась своими мыслями директор Центральной городской библиотеки им. Есенина Лариса Крохалева.