Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+8°
Boom metrics
Владивосток
Эксклюзив kp.rukp.ru
11 мая 2022 23:43

Владивосток для Москвы – то же, что и Россия для Америки: удачи и промахи режиссеров в столице ДФО

Эксперты киноиндустрии рассказали, когда во Владивостоке будут снимать хорошие фильмы [фото]
Если у нас здесь человек собирается снимать кино – он заранее должен держать пистолет у виска.

Если у нас здесь человек собирается снимать кино – он заранее должен держать пистолет у виска.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Владивосток в последние годы стал местом для творчества московских киностудий. В 2018 году на экранах столицы Приморья вышла драма «про пацанов» из провинции – «На районе» (16+), в которой одну из главных ролей исполнил широко известный в России актер Данила Козловский. Кино получилось, мягко говоря, неоднозначным. Популярные блогеры, критики, а главное сами владивостокцы не оценили творение Ольги Зуевой. Не спасли даже родные сердцу панорамы города у моря. Рейтинг на «Кинопоиске» достиг всего 4,7 балла из 10-ти.

Новейший «шедевр», снятый уже в столице Дальнего Востока, премьера которого состоялась в 2021-м, не переиграл «коллегу». Триллер-мелодрама «Владивосток» (12+) вызвал еще большее замешательство среди приморцев и набрал 4,8 балла на «Кинопоиске». Картина провалилась с треском.

Что мешает маститым режиссерам делать добротный и качественный кинопродукт про дальневосточную столицу, а также о перспективах местной киноиндустрии, истории и хороших фильмах корреспондент «Комсомольской правды – Владивосток» поговорил с экспертами.

Загадочный город у моря

– Владивосток непростой. Это мистический, загадочный город. И его вот так с наездом взять не получится, – говорит программный директор международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» Юрий Гончаров. – Город у моря нужно прочувствовать с лихвой. Затем понять и принять вместе со всеми, кто здесь родился и вырос.Только потом он откроется для кинематографистов, которые здесь снимают крайне невнятное кино. Зрители не принимают эти фильмы, как не приняли «Владивосток».

В советское время закрытый порт радовал добротными картинами про гражданскую войну, партизан, противостояние красных и белых, про слом царской России. По словам собеседника редакции, это было успешно. Тогда в кадрах мелькали старые дворики, аутентичные дома, Миллионка (китайский квартал Владивостока конца XIX — первой половине XX века).

Китайский квартал "Миллионка" сегодня.

Китайский квартал "Миллионка" сегодня.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В числе триумфальных кинолент фильм по повести Юлиана Семенова «Пароль не нужен» (1967 год), «Сердце Баневура» (1969 год) и «Владивосток, год 1918» (1982 год). Город был щедр к авторам этих историй, ведь речь шла о нем, как о живом человеке.

– Он буквально чувствовал, что нужно оставить на пленке то, чего скоро не будет. Так кино почтило память истории и сохранило на кадрах ушедшее время, – уверен программный директор.

В этом ключе Юрия Гончарова дополнил приморский режиссер, призер кинофестиваля «КинАмур» и автор короткого метра «Сержант Кузнецов» Михаил Готенко. По его словам, Владивосток для Москвы – то же, что и Россия для Америки.

– Как американцы кино снимают про нас, где все русские с балалайками и в шапках ушанках, так и мы для Москвы. Есть такое утрированное представление: машины, тигры на улицах, море, бандиты.

Михаил Готенко. Фото: предоставлено режиссером.

Михаил Готенко. Фото: предоставлено режиссером.

Очень непросто найти с Владивостоком коннект

По словам Юрия Гончарова, сценарий невозможно написать по заметкам, фотографиям или видео. Тем более, если уже долго живешь в Москве. Режиссер «На районе» Ольга Зуева (она же бывшая жена исполнителя главной роли Данилы Козловского) родилась во Владивостоке. Несмотря на это, девушка могла, что называется, забыть свои корни.

– Вы знаете, что делает с творческими людьми Москва? Ну, не со всеми правда… Вот Александр Михайлов – актер, известный прежде всего по фильму «Любовь и голуби», тоже выпускник театрального факультета нашего института искусств (речь идет о Дальневосточном государственном институте искусств, – прим. ред.). Может быть, потому что он ходил в моря и был в общем-то человеком рабочей профессии, какие-то вещи в себе сохранил, но он актер.

Юрий Гончаров.

Юрий Гончаров.

Фото: Правительство Приморского края

Нужно не ставить себя над городом, надо быть внутри

Юрий Гончаров отметил, что Владивосток не видел приличных полных метров со времен съемок фильма «Сабс» Глеба Телешова (кинолента снята по мотивам повести «Подземные» Джека Керуака в 1996 году). С первыми лучами демократии ушла эпоха местного кинематографа.

Ценители сегодня часто зарекаются об открытии киностудий и факультетов в вузах Приморья. Несколько раз вопрос поднимался и на фестивале «Меридианы Тихого», где в последние годы чаще появляются местные видеографы и любители-режиссеры, например, Петр Старостин, Сергей Боровков, Даниил Гончаров.

Фильм «Лионелла» Боровкова в 2018 году единственный представил Россию на крупнейшем в мире фестивале короткометражного кино Festival International du court metrage Clermont-Ferrand во Франции. Документальные ленты Петра Старостина пользовались популярностью на фестивале «Артдокфест». Клип Даниила Гончарова «Токаревская кошка» неоднократно завоевывал призовые места на разных международных кинофестивалях в Сингапуре, Нидерландах и Швеции.

– Давайте будем обучать совершенно талантливых местных ребят режиссуре, операторскому делу, постановке света, сценарным вещам. Пускай они здесь снимают свои дипломные работы. Лично у меня большой вопрос: почему это до сих пор не сделано на уровне Министерства культуры? Тем более, что сейчас Владивосток – столица Дальнего Востока, – добавил эксперт.

Фактически киноиндустрию в Приморье преследуют острые, но привычные проблемы. Режиссер Михаил Готенко видит их в туманности перспектив для приморских инвесторов.

– Здесь очень сложно найти инвестиции. Предприниматели боятся вложиться в кино Владивостока. Они лучше инвестируют в понятный бизнес и прогорят, чем в долгосрочной перспективе будут рассматривать прибыль от производства фильмов.

Держать пистолет у виска

– Чтобы снимать хорошее кино во Владивостоке нужны деньги, нужна команда, нужен сценарий и опять все цепляется друг за друга. Последний раз я снял кино в 2018 году. Хотя уже есть сценарий, но нет возможности – нужно зарабатывать на жизнь, – заключил режиссер.

Специалист уверен, что региональный Минкульт обязан поддержать режиссеров Владивостока. Ленты нужно показывать в приморских кинотеатрах и постепенно перенимать опыт успешных регионов в этом плане, например, из Якутии.

Съемки во Владивостоке - задача не из легких. Фото: предоставлено Михаилом Готенко.

Съемки во Владивостоке - задача не из легких. Фото: предоставлено Михаилом Готенко.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03

И не забудьте подписаться на нас в социальных сетях:

- Telegram;

- Zen;

- ВКонтакте;

- Одноклассники;

- ЯRUS.