Премия Рунета-2020
Рязань
+8°
Boom metrics
Общество11 мая 2022 7:05

Иван Грозный онлайн. Рыбновские школьники изучают историю через сайт-квест

Учитель Рыбновской школы №1 Ирина Муравьева победила в номинации на региональном этапе конкурса «Учитель года»
Вместе со своей учительницей Ириной Муравьевой 11-классники тестировали квест-сайт перед конкурсом.

Вместе со своей учительницей Ириной Муравьевой 11-классники тестировали квест-сайт перед конкурсом.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

Легендарный педагог-новатор Василий Сухомлинский считал, что о знаниях можно говорить лишь тогда, когда они становятся фактором духовной жизни, захватывают мысль, пробуждают интерес. Искусство и мастерство обучения заключается в том, чтобы, «раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде». Современная педагогика не стоит на месте и ищет новые тропинки к сердцам и душам детей, и в ход идут самые продвинутые методики. Например, такие, как у молодой учительницы истории и обществознания Ирины Муравьевой, удивившей жюри конкурса «Учитель года -2022».

Из туризма в педагогику

Всего полтора года назад Ирина Вячеславовна пришла на работу учителем в Рыбновскую среднюю школу №1. Молодой педагог быстро завоевала любовь и авторитет у ребят, успешно выдержала педагогическую проверку, но главное - ее творческий запал только сильнее разгорелся. Она признается, что в работе с детьми обрела свое истинное призвание.

Судьба не сразу вывела на учительскую стезю. Выпускница рязанского госуниверситета по направлению «Туризм» попробовала работать по специальности, но быстро поняла, что это не ее. Получив второе высшее образование по направлению «История и обществознание» и окончив магистратуру по отечественной истории, Ирина Муравьева три года назад начала педагогическую карьеру в рязанской школе №36. А вскоре вернулась на свою малую родину - в Рыбное, сохранив должность учителя истории и обществознания в местной школе.

Дирекция, видя успехи и неуемную энергию молодого педагога, предложила ей принять участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России-2022». Ирина Муравьева с интересом согласилась и победила на муниципальном этапе, пройдя на региональный, на котором удивила компетентное жюри своей новаторской разработкой. Ее проект «Сайт-квест как творческая лаборатория научно-исследовательской основы уроков истории» победила в номинации «За воспитание патриотизма и гражданственности».

- Не ожидала, что пройду муниципальный этап и достигну высот на региональном, - признается она. - Подготовка к конкурсу далась мне нелегко, потому что в это время я тяжело заболела коронавирусом. Мне не удалось реализовать проект в том масштабе и так ярко, как хотелось бы. Но комиссии понравилась моя идея, мою работу высоко оценили.

Учитель с учениками на крыльце любимой школы.

Учитель с учениками на крыльце любимой школы.

Фото: Анастасия КУДРЯШОВА

На урок - со смартфоном

На открытом конкурсном уроке Ирина Вячеславовна представила авторский сайт-квест, посвященный личности Ивана Грозного. 11-классники увлеченно изучали теоретическую часть, выполняли практические задания в режиме онлайн.

- Это урок-обобщение, который проводится в завершении темы и направлен на закрепление материала, - поясняет она. - Благодаря практическому разделу сайта становится ясно, усвоили ли ребята материал. Это интерактивные кроссворды, игра «Кто хочет стать миллионером?», проверка знаний исторических терминов «Найди слова на поле», закрепление дат по хронологической ленте.

Во время урока она поделила класс на три боярских рода - Бельские, Шуйские и Глинские, и каждая группа решала свои практические задания. При этом все задания ребята выполняли онлайн, буквально… со смартфоном в руке! А во время проведения конкурсного урока, согласно действующим правилам, вместо мобильных устройств использовали компьютеры в специализированном классе.

Помимо практической части она создала на сайте разделы «Культура», «Биография», «Историография», «Внутренняя и внешняя политика», «Рефлексия». Кстати, в последнем разделе детям предлагается оценить урок, высказать свои замечания и предложения, и они выставили общий балл за сайт 4,2, что говорит о хорошем отклике у учеников.

- Благодаря применению сайта-квеста взаимодействие на уроке становится более конкретным, мотивация детей повышается, - считает педагог, и дети с ней согласны.

11-классники Никита Стрелков и Андрей Терехин, как и весь класс, репетировали открытый урок перед конкурсом, помогали учителю тестировать сайт, вносили свои предложения:

- Для прямого взаимодействия учителя и ученика мы предложили использовать картографические материалы. А в целом, сайт - это необычно, современно, помогает лучше закрепить материал, удобно и экономит время на уроке. Было бы здорово иметь такие сайты по другим предметам, как дополнение и альтернативу.

Коллеги Ирины Муравьевой проявили интерес к ее проекту, но пока не готовы повторить опыт, ведь при нагрузке педагога свыше 25 часов сложно уделять время подобным масштабным проектам. К тому же, для создания сайта требуется хорошее владение цифровыми технологиями.

«Полное погружение в себя, в историю»

На создание конкурсного проекта Ирину Муравьеву вдохновил опыт коллег, которые работали на платформе конструктора сайтов Wix.

- Посмотрела видеоролик учителя информатики, которая проводила урок-квест с использованием конструктора интерактивных заданий. Мне очень понравилась задумка, и когда начала работать с этой платформой, поняла, что можно добавить теоретическую часть, иллюстрации и в целом - это отличная база для реализации полномасштабных проектов. Так родилась идея создания сайта, но возникла техническая проблема при переходе между страницами сайта.

К счастью, вторая половинка (кстати, выпускник Рыбновской средней школы №1) во всем поддерживает Ирину Муравьеву и помогает ей в решении технических вопросов, так как работает инженером.

Аналоги ее сайта-квеста в педагогической практике Ирине Вячеславовне никогда не встречались. Она признается, что ее проект создан на основе «полного погружения в себя, в историю». В качестве основы теоретического блока она использовала материал из школьных учебников по истории России авторов Волобуева, Пазина и Никонова.

- Я не брала в качестве примера какой-либо сайт, а ориентировалась только на свою интуицию. При этом концепция сайта родилась сразу - проблемная личность в истории. Но прежде чем остановиться на личности Ивана IV, я выбирала между Петром I, Екатериной II и Николаем II.

Этим летом молодой педагог планирует реализовать полномасштабный проект из 60 сайтов для каждой из классных тем по истории. При этом обязательно добавит на сайты практическую часть для подготовки к ЕГЭ.

Помимо истории и обществознания, Ирина Муравьева преподает географию и новый в программе предмет «индивидуальный проект». Кроме того, у нее есть классное руководство в 5-м классе, да и общая нагрузка довольно большая. При этом она полна творческой энергии, вдохновения и стремится к познанию новых педагогических методик. В беседе она призналась, что времени на сон почти не остается, но когда у ребят загораются глаза при изучении темы, это лучшая награда для учителя.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Замдиректора по учебной работе Марина Анатольевна Зиневич:

- Ирина Вячеславовна недавно работает в нашей школе, но уже зарекомендовала себя как ищущий учитель, который применяет инновационные методы. Она очень исполнительная, ответственная. За этот учебный год она уже участвовала в конкурсах «Инноватика. Образование. Мастерство», «Учитель года». Удивила всех своей системой работы с квест-сайтом. При этом она очень артистична, умеет владеть эмоциями.

Директор Рыбновской средней школы №1 Татьяна Анатольевна Степанчук:

- Ирина Вячеславовна владеет информационными технологиями, органично общается с детьми на одном языке, имеет свое видение урока. У нее есть огромное желание учиться, постигать новое, совершенствоваться. В нашей профессии главное - желание работать с детьми, и она - прирожденный учитель. Всегда с пониманием относится к ребенку, дает каждому возможность исправиться, находит компромисс, и дети ее любят. Несмотря на неопытность, мы доверили ей классное руководство и она отлично справляется. Мы очень рады, что приобрели такого ценного педагога!

Ученики 11 класса Рыбновской средней школы №1:

- С появлением Ирины Вячеславовны на уроках стало интереснее, легче и увлекательнее. Она - молодой педагог, но знающий. Она заставляет весь класс без исключения заинтересоваться предметом. При этом она лояльна к ученикам, потому что ближе нам по возрасту. Диалог с ней строится легче, чем с ветеранами педагогики. У нее свои методы преподавания, и она всегда стремиться узнать наше личное мнение. Не просто спрашивает пересказ параграфа, а поднимает обсуждение по узким вопросам для полного раскрытия темы. На уроках обществознания она делает упор на применение темы в жизни. Мы разрабатывали собственную партию и программу, разыгрывали по ролям судебное заседание по гражданскому и уголовному праву.