Премия Рунета-2020
Рязань
+14°
Boom metrics
Общество12 апреля 2022 22:00

Росла сосна, теперь береза: почему после пожаров 2010 года в Рязанской области так и не восполнились ценные леса

На восстановление лесов в Рязанской области за восемь лет потратили больше 1 млрд рублей
В лесном фонде Рязанской области до пожаров 2010 года было 343 тыс. га хвойных лесов, а к 1 января 2021 года площадь хвойных лесов составила 283,7 тыс. га.

В лесном фонде Рязанской области до пожаров 2010 года было 343 тыс. га хвойных лесов, а к 1 января 2021 года площадь хвойных лесов составила 283,7 тыс. га.

30 марта в Рязанской области начался пожароопасный сезон. Это означает, что все силы лесной охраны перешли в особый режим работы. Но спустя неделю Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура сообщила, что сельские чиновники особо к этому сезону и не готовились - не опахивали территорию, не создавали минерализованные полосы, не очищали прилегающую к лесу территорию от мусора... Видимо, уже подзабыли о лесных пожарах 2010 года, когда сгорела 121 тысяча гектаров леса, были уничтожены сотни домов и погибли люди.

Но «КП-Рязань» о начале пожароопасного сезона не забыла. Более того, мы решили выяснить, насколько властям удалось за 12 лет восстановить сгоревший лес и как изменились качественные характеристики рязанского леса в сравнении с 2010 годом.

1 млрд рублей на восстановление

Восстанавливали лес в Рязанской области восемь лет – с 2011 по 2018 год. Из пострадавших от пожаров 121 тыс. га площадей, покрытых лесом, в итоге расчистили гари только на площади 84 тыс. га. Там, где имелась «лесоводственная необходимость, и она была экономически обоснована». В кавычках цитата из ответа министра природопользования Рязанской области Александра Новикова на запрос «КП-Рязань».

После расчистки началось лесовосстановление... По информации минприроды, искусственно в Рязанской области восстановили лишь 27 тысяч гектаров леса. То есть взяли и вручную посадили саженцы-сеянцы, чтобы восполнить уничтоженные в пожарах гектары. Еще на 13 тыс. га прошло содействие естественному восстановлению – помощь подрастающему молодняку, ну и самое масштабное заращивание – естественное – на площади 81 тыс. га.

Потратили за восемь лет на восстановление лесов более 1 млрд 58 млн рублей, то есть более 125 млн в год. За это время и деньги расчистили горельники, подготовили почвы под посадку лесных культур. Кроме того, выполнили работы по созданию лесных культур и их дополнению, по проведению агротехнических уходов и рубок ухода в молодняках.

2010 год. Низовой пожар в 39 квартале Переделецкого участкового лесничества.

2010 год. Низовой пожар в 39 квартале Переделецкого участкового лесничества.

Были сосны и дубы, стали березы да осины

За восемь лет в лесах Рязанской области высадили около 100 млн штук сосны обыкновенной, и, несмотря на лесовосстановительные мероприятия, качественная характеристика лесов после пожаров 2010 года ухудшилась. Если коротко, были сосны и дубы, стали березы да осины.

По данным минприроды, в лесном фонде Рязанской области до пожаров 2010 года было 343 тыс. га хвойных лесов, 71,1 тыс. га - твердолиственных (дуб) и 388,6 тыс. га - мягколиственных лесов (береза, осина).

К 1 января 2021 года площадь хвойных лесов в Рязанской области составила 283,7 тыс. га, твердолиственных - 65,7 тыс. га, мягколиственных - 496 тыс. га. Как видим, за 10-11 лет значительно уменьшились площади хвойных и твердолиственных пород, но серьезно возросла - на 107,4 тыс. га - площадь мягколиственных пород.

Участок 39-32 Переделецкого участкового лесничества в октябре 2021 года.

Участок 39-32 Переделецкого участкового лесничества в октябре 2021 года.

- В основном это связано с тем, что после интенсивных лесных пожаров в связи с изменением гидрологического режима и выгоранием верхнего гумусного слоя создаются благоприятные условия для интенсивного роста пионерных мягколиственных пород, таких как береза и осина. В то же время у хвойных и твердолиственных пород отмечается медленный прирост в первые три-четыре года после пожаров, - пояснил министр природопользования Александр Новиков.

- Если, условно, погибла сосна на 1 гектаре, то на этом месте и должна быть сосна? – интересуемся мы у одного из рязанских лесничих.

- По идее, лесным законодательством не предусмотрено ухудшения качественных характеристик лесов. В частности, на арендованной территории. Хвойные леса - это более ценные леса, и они должны быть восполнены.

Участок 39-32 Переделецкого участкового лесничества в апреле 2022 года. Власти уверяют, что посадили сосны еще в 2020 году.

Участок 39-32 Переделецкого участкового лесничества в апреле 2022 года. Власти уверяют, что посадили сосны еще в 2020 году.

- Если сгорел один гектар хвойного леса, во-первых, разрабатывается горельник. Смотрят, есть ли пригодная древесина. Если да – пускается в обработку либо на дрова, - рассказывает заместитель директор Рязанского филиала «Рослесинфорга» Сергей Синцов. - Если древесина обгорела основательно, то ее утилизируют. На площади горельника подготавливают почву. В Рязанской области подготовка бороздная, то есть нарезаются борозды, вдоль которых на следующий год высаживаются лесные культуры. В нашем регионе, как правило, сосны.

- Если говорить про качественные характеристики, то технология выращивания искусственных лесных культур следующая, - продолжает Сергей Петрович. - Первые три года после посадки за ними происходит агротехнологический уход, потом лесоводственный уход – вырубается древесно-кустарниковая растительность, которая мешает молодым деревцам развиваться.

Обычно в семилетнем возрасте лесные культуры при нормальном развитии превращаются в насаждения - смыкаются в рядах и переводятся в покрытую лесом площадь. Дальше проводят рубки ухода, такие как осветление и прочистка. Если все из этих перечисленных мероприятий не будут производиться или не будут производиться вовремя, то произойдет заглушение ценных пород. В данном случае сосны - породами мягколиственными – осиной или березой, которые становятся преобладающими. Если горельник не разрабатывать, павшие остатки деревьев загнивают и лесовосстановление в 90% случаев происходит лиственными породами – березой, осиной.

Стройные посадки сосны с должным уходом.

Стройные посадки сосны с должным уходом.

Все равно будет лес

В Рязанской области 70-80% территорий леса находятся в аренде у лесопользователей, заготавливающих древесину. По действующему лесному законодательству, работы по лесовосстановлению арендаторы обязаны проводить за свой счет.

- Закупать сеянцы или выращивать арендаторы должны согласно районированию Рязанской области. Если, к примеру, закупить сеянцы в Белоруссии, то у нас они попросту не приживутся, - отметил Сергей Синцов.

По словам одного из лесничих, если участок, где предпринималось лесовосстановление, не перевели в площадь, покрытую лесом по хвойному хозяйству, например, из-за недостигнутых параметров, то лесные культуры списываются.

Естественное заращивание в Переделецком лесничестве.

Естественное заращивание в Переделецком лесничестве.

- Но потом, через какое-то время, этот участок все равно переведут в площадь, покрытую лесом, но уже по лиственному хозяйству. Соответственно ценность леса с экономической точки зрения теряется - была сосна, стала береза, - рассказывает специалист. - Есть арендатор, не буду пока указывать, он посадил сосну, в том числе на горельниках, но из-за ненадлежащего ухода больше половины площадей погибли. В правилах указано, что мероприятия по лесовосстановлению считаются оконченными с момента отнесения этой площади в площадь, покрытую лесом. Если лесные культуры погибли, за исключением стихийных бедствий, то арендатор все равно обязан восполнить эти площади, чтобы не ухудшать качественных характеристик лесов. А у нас: посадили, отчитались, что посадили, но этого мало - нужен еще надлежащий уход. В итоге береза заглушила сосну.

Как отметили в министерстве природопользования, с 2011 по 2020 год, после всех мероприятий по лесовосстановлению, в Рязанской области списали 6,1 тыс. га лесных культур.

Причиной их гибели чиновники назвали изменение гидрологического режима почв, вымокание, засуху, вымерзание, повреждение дикими животными, скотом, майским хрущом, а также «заглушение нежелательной мягколиственной растительностью».

Апрель 2022 года. Сосна, которую посадили в 2020 году...

Апрель 2022 года. Сосна, которую посадили в 2020 году...

«Березовый лес ничем не хуже хвойного»

- На мой взгляд, в Рязанской области еще много территорий, где завалы после лесных пожаров 2010 года так и не разобрали, - говорит председатель Экологического рязанского альянса Евгений Рыбаков. – Они заросли березой, и можно ли будет ее использовать потом в промышленности, не могу сказать. Там технике работать ближайшие десятилетия будет сложно. Мне кажется, для лесной промышленности эти площади просто потеряны. Может быть, их и ставят на учет как лесопокрытые, этот момент нужно уточнять. Как на Деулино ехать, там ведь и слева, и справа – все завалы, заросшие березой. Это явно потеря для лесной промышленности.

По словам Рыбакова, в целом для экологии и рекреации березовый лес ничем не хуже хвойного.

В целом для экологии и рекреации березовый лес ничем не хуже хвойного, считают экологи.

В целом для экологии и рекреации березовый лес ничем не хуже хвойного, считают экологи.

- Более того, все эти посадки сосновые по немецкой технологии, стоят как частоколы, мертвые леса... Там ни птиц, ни ягод. Это монокультура, они в основном и горели, так как смешанные леса более устойчивы к пожару. Кроме того, береза ничем не хуже для лесной промышленности, ее, к слову, постоянно и не хватает, и на экспорт она идет. Конечно, когда стояли столетние сосны – это приятнее, чем территория, заросшая березой, нигде не пролезешь. С другой стороны, тоже плюс – зверья стало много. В районе озер, например, Черненького, Сегденского... там до пожаров птицы-то не было особо, а сейчас там такой щебет стоит. Тут все под разными углами нужно рассматривать. С точки зрения лесной промышленности, это, конечно, минус, в том числе и потому, что чем меньше лесов для промышленной рубки, тем больше будет вырубаться защитных лесов. Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем в Рязанском лесничестве.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Ботаник и экоактивист Андрей Петруцкий:

- Во-первых, можно восстанавливать дубы желудями. Они прекрасно приживаются в любой почве, но об этом почему-то не говорят. Раньше школьники желуди тоннами собирали и сдавали... Во-вторых, сама система в России по восстановлению лесов порочная, нет контроля, нет ответственности у арендатора на восстановление. Вон, в Передельцах посадили сосенки, так они тут же заросли березами – их даже не видно. Конечно, они не выживут.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

С 2011 по 2018 год на площадях, пострадавших от пожаров, посадили более 34 тыс. га лесных культур. По хвойному хозяйству на сентябрь 2021 года отнесено к землям, занятым лесами, 15 тыс. га.

Отнесения к землям, занятым лесами, по твердолиственному хозяйству на гарях 2010 года не было (по состоянию на 1 января 2020 года). По данным минприроды, это связано с более медленным ростом твердолиственных пород, особенно на участках, пострадавших от лесных пожаров, твердолиственные породы более требовательны к почвенному плодородию.

В целом не перевели в покрытую лесом площадь 12,2 тыс. га лесных культур, из них 820 га - из-за отставания в росте.

К ЧИТАТЕЛЯМ

«КП-Рязань» продолжит вести тему восстановления лесов, в частности, подробнее остановимся на лесозаготовителях, как добросовестных, так и не очень.

Если вам есть что сказать по незаконным вырубкам со стороны арендаторов, их наплевательскому отношению к восстановлению лесов, звоните по телефону: (4912) 95-78-87. Или пишите на kp-62@list.ru с пометкой «Редакции».

- в соцсетях: ВКонтакте, ОК;

- по электронной почте: kp-62@list.ru с пометкой «Редакции».

Подпишитесь на наш канал в Telegram и будьте в курсе всех событий

И не забудьте подписаться на наш канал в «Яндекс Дзен». Все самое лучшее и актуальное для вас!