Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество29 августа 2019 11:45

Русские школьники переживают из-за оценок больше, чем их сверстники в остальном мире

Страх и тревогу за свои отметки испытывают почти 79 процентов учеников
Наблюдается замкнутый круг: дети переживают именно из-за успеваемости и того, что их сравнивают с другими

Наблюдается замкнутый круг: дети переживают именно из-за успеваемости и того, что их сравнивают с другими

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Почти 79 процентов наших школьников испытывают тревогу и страх из-за успеваемости, как показывают результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics.

На втором месте китайские подростки: там со стрессом из-за учебы сталкиваются 64 процента учеников. Ну а Германия оказалась на третьем месте – оценки оказались поводом для переживания 61 процента немецких подростков. Эксперты опросили 5000 учеников, 2000 родителей и 1159 преподавателей в России, Китае, Германии, США и Японии.

Наблюдается замкнутый круг: дети переживают именно из-за успеваемости и того, что их сравнивают с другими. Ну а стресс и тревоги сами по себе негативно сказываются на способности ребенка учиться, а значит, и оценках.

К счастью, наши дети обладают и здоровой ноткой пофигизма. Как показали результаты опроса, 80 процентов российских школьников понимают, что неудачи – это нормальная часть учебного процесса.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Лучший совет родителям: забейте на оценки! Именно они уничтожают у детей вкус к учебе

Самое обидное, что оценки, из-за которых выпорото столько детских задниц, вообще не объективны. И дело даже не в отношении учителя к конкретному ребенку. Просто педагоги, выставляя оценки, всегда ориентируются на уровень класса – вот этот ребенок, по сравнению с одноклассниками, знает предмет на троечку. А этот, по сравнению с другими остолопами, стопроцентный отличник. Поэтому есть гарантированный способ, как поднять оценки ребенка – перевести его в более слабую школу. Этот эффект даже описан в науке – «эффект большой лягушки в маленьком пруду».

Так что если и переживать из-за оценок, то из-за пятерок. Они означают, что ребенок уверенно берет ту планку знаний, которую ему дает школа. А значит, пора выходить из этой зоны комфорта и пробовать себя на новом уровне.

Другое дело, когда тройки и двойки становятся хроническими. Но и тут вины ребенка чаще всего нет: значит, он пропустил какие-то важные темы, без которых не освоить следующие. Вот и копятся пробелы в знаниях. И вместо того, чтобы ругать за них ребенка, надо разобраться, что произошло.

Ещё одна причина хронической неуспеваемости – это стресс. Парадокс: чем больше мы давим на ребенка, чтобы он хорошо учился, тем хуже его оценки. Либо же в дневнике будут стоять вымученные пятерки, которые потом аукнутся комплексами во взрослом возрасте.

Поэтому единственное реально работающее средство для родителей – это забить на текущие оценки. Это рабочий инструмент учителя: педагогам они нужны, чтобы понимать, как дети освоили тот или иной материал. И сами по себе пятерки и медали за отличную учебу не гарантируют, что у ребенка все сложится в жизни. А ведь именно это, по большому счету, стоит за всеми переживаниями родителей по поводу оценок. Так что оставьте детей в покое и не мешайте им получать удовольствие от учебы и узнавать новое.

ВОПРОС ДНЯ

А для вас учеба была стрессом?

Евгений ПЛЮЩЕНКО, олимпийский чемпион:

- Мой младший, Александр, в этом году в школу не пойдет - решили, пусть идет в следующем году. У меня лично никакого стресса не было. Я успевал и в школу ходить, и тренироваться. Тут все зависит от родителей. Обучение обязательно. Что касается детей, которые учатся в моей академии, - нам пошла навстречу директор школы, созданы спецклассы для спортсменов. Тут лояльное отношение, и я всем благодарен. Дети себя ощущают комфортно. 1 сентября первоклашки знакомятся друг с другом - им всем весело.

Гедиминас ТАРАНДА, балетмейстер:

- Для меня всегда поход в школу был праздником. Шел в школу, чтобы увидеться с друзьями, с которыми не виделся все лето! И моя дочь Дейманте, которая сейчас идет в Московскую академию хореографии, она ждет этого, все друг другу звонят, они обсуждают, кто во что будет одет. У нее восторг.

А для вас учеба была стрессом?

А для вас учеба была стрессом?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Анатолий ВАССЕРМАН, знаток, телеведущий:

- Я пошел не в первый класс в 7 лет, а в 8 лет сразу во второй. Для меня школа стрессом не была. Я учился с удовольствием. Хотя в младших классах отношения с одноклассниками у меня были довольно натянутые. Но на процессе учебы это не сказывалось. А вообще стресс - это хорошо. Школа для того и нужна, чтобы сформировать человека. Есть правило трех опций: делаем быстро, хорошо, дешево. Любые две опции на выбор. То же самое и в школе. Вы можете учить с удовольствием, качественно, всех - любые две опции на выбор. Когда говорят, что на Западе в школах школьники получают меньший стресс, чем у нас, - скорее всего, это куплено ценой снижения качества.

Вася ЛОЖКИН (Алексей Куделин), народный художник:

- Сын мой Леня, названный в честь Брежнева, собирается идти во второй класс и уже начинает ныть - опять эта школа, тоска зеленая. У меня в первом классе было приятное ожидание. Самое сложное было в середине - в 5 - 7-м классах. В старших классах не было никакого ЕГЭ, а в 11-м классе я просто получал огромное удовольствие. Не надо было беспокоиться про армию, работу, про все такое: родители тебя напоят-накормят, притом ты уже взрослый человек. Который занимается всякой ерундой. Будь моя воля, я бы перенес все это на октябрь - потому что в сентябре хорошо бы съездить куда-то отдохнуть.

Иван ДУШАРИН, вице-президент Федерации альпинизма России:

- Для меня поход в школу точно был стрессом. У нас ни садиков, ничего такого не было. Я, например, в 1955-м перед походом 1 сентября в школу не знал, что такое букварь. Поход в школу был прорывом в большой неизведанный мир. В мир совершенно непонятный - потому было страшно. Было ожидание: что за зверь такой - школа? Но и интерес был - новые ребята, девчонки, кто они, что они? Мне очень повезло с учителями - они были великолепны, и потому трудности эти все быстро преодолелись. А происходило это все в городе Похвистнево Куйбышевской (ныне Самарской) области, при товарище Хрущеве.