Премия Рунета-2020
Рязань
+19°
Boom metrics
Экономика22 июля 2018 15:19

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Егор Бурцев: Сегодня местный бизнес озабочен онлайн-кассами и непроизводственными расходами

В разговоре с «Комсомолкой» главный по делам бизнесменов рассказал об их проблемах и путях решения, которые им предлагаются
Юлия ЛАРИНА
В розлив можно, в супермаркет нельзя. Рязанские предприниматели сбились с ног в поисках каналов сбыта.

В розлив можно, в супермаркет нельзя. Рязанские предприниматели сбились с ног в поисках каналов сбыта.

Тема малого бизнеса очень актуальна в условиях модернизации отечественной экономики. Малый бизнес играет важную роль в любой стране: вызывает здоровую конкуренцию, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий. Однако ежедневно предприниматели сталкиваются с рядом проблем, которые мешают развитию бизнеса. Куда идти, если не хватает денег для старта или модернизации? Как поступить, если приходится конкурировать с федеральными игроками? Что делать с разросшимися непроизводственными расходами? Чтобы выяснить, какие проблемы сегодня беспокоят рязанских предпринимателей и как им помогают их решить, мы встретились с уполномоченным по защите их прав Егором Бурцевым.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Егор Бурцев

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Егор Бурцев

«Мы не заменяем адвоката или предпринимателя, мы идем вместе»

– Егор Викторович, расскажите, какая компетенция у института Уполномоченного по защите прав предпринимателей?

– Наша компетенция – защита и восстановление прав предпринимателей и интересов бизнеса, при их нарушении со стороны органов власти регионального, федерального или муниципального уровня. В первую очередь речь идет об индивидуальных обращениях и жалобах конкретных предпринимателей. Плюс выявление на базе этих обращений системных проблем бизнеса, которые затрагивают большое количество предпринимателей или затрагивают законодательство, и его необходимо менять.

– Из чего состоит набор «инструментов» для помощи в частных случаях?

– Я, как уполномоченный, имею право участвовать в выездных проверках бизнеса. Мы помогаем предпринимателям в судах в качестве третьих лиц на стороне бизнеса. Например, к нам поступила жалоба, идет какой-либо судебный процесс либо он потенциально может быть. В этом случае мы можем помочь предпринимателю в составлении искового заявления или отзыва на исковое заявление. В рамках суда выступаем третьими лицами и представляем свою правовую позицию. Конечно, мы не заменяем адвоката или самого предпринимателя, мы идем вместе.

– Зачем в подобных судебных процессах третья сторона?

– Во-первых, это балансирует позицию суда. Потому что с одной стороны находится власть, с другой стороны – бизнес, который может быть малым бизнесом или микро-бизнесом, а наше вмешательство балансирует интересы. Во-вторых, не каждый предприниматель имеет возможность квалифицированно разобраться в правовых аспектах: сформировать правовую позицию, изучить судебную практику, погрузиться в те нормы, которые действуют, мы же имеем такую возможность.

– Какие ключевые проблемы бизнеса существуют в регионе?

– Их можно условно разделить на несколько блоков. Первое – это федеральные проблемы, второе – региональные.

К первым относим, затрудненный доступ к кредитным ресурсам, высокие процентные ставки и залоги, которые устанавливают банки, подключение к сетям ресурсоснабжения, большое количество проверок и многие другие. Сегодня бизнес озабочен онлайн-кассами и существенным ростом других непроизводственных расходов. К ним мы относим ЕГАИС-алкоголь, ЕГАИС-лес, система «Платон», электронная ветеринарная сертификация «Меркурий», тахографы на транспортные средства, маркировка лекарств, аттестации и сертификации. И другие расходы, которые требуют единовременных затрат бизнеса, и их предприниматель не мог предвидеть при построении бизнес-плана.

К региональным отнесем недостаток правовой информированности у предпринимателей – часто граждане просто не знают о программах поддержки, которые реализуются государством, рост налоговой нагрузки, необходимость расширения диалога между бизнесом и властью, новые форматы повышения взаимного доверия. Среди региональных так же необходимо выделить проблемы перевозчиков пассажиров маршрутками в Рязани, проблемы размещения киосков и других нестационарных объектов, организация парковочного пространства в областном центре.

– Онлайн-кассы – действительно животрепещущий вопрос для малого бизнеса. Какие предложения в этом направлении есть у института Уполномоченного по защите прав предпринимателей?

– На базе областного фонда поддержки предпринимательства мы предлагаем разработать кредитный продукт по льготным ставкам на покупку непроизводственного оборудования. Кроме того, необходимо вместо покупки онлайн-касс разработать приложение для смартфона, которое скачивается на телефон, и предпринимателю не требуется покупать саму кассу, достаточно просто скачать приложение. По такому пути пошла, по-моему, Белоруссия.

«Превышение доли федерального ритейла – в 15 районах области»

– В своем докладе вы поднимаете одну из проблем регионального торгового бизнеса – превышение доли федеральных торговых сетей. Этот вопрос актуален не только для нашего региона. Как он решается на сегодняшний день?

– Вопрос превышения максимальной доли федеральных торговых сетей стоит более чем в половине муниципальных образований и городских округов Рязанской области. Из 29 муниципалитетов у нас, по данным прошлого года, в 15 зафиксировано такое превышение. Это существенно влияет на жизнь малого бизнеса. Там, где открывается сетевой магазин федеральной торговой сети, могут закрываться маленькие магазины и небольшие рынки. Есть норма в федеральном законе «О торговле», которая предусматривает максимальную долю федеральных торговых сетей в муниципальном образовании или в регионе – не более 25 %. У нас более чем в половине случаев превышена эта доля. По последним данным ФАС, ухудшения ситуации нет, мы сейчас смотрим, будет ли она улучшена и какие действия намерена предпринять региональная власть или муниципалитет, чтобы нормализовать ситуацию.

– Сложно, когда конкурент – федеральный ритейлер. Как помочь бизнесу на региональном уровне? Какие законодательные инициативы уже есть?

– Здесь необходимо комплексное решение проблемы: налоговые меры, микрокредитование, субсидирование понесенных расходов. Хорошо, что сохранилась система, при которой торговые предприятия могут поучаствовать в конкурсе на получение субсидий на покупку оборудования для развозной торговли. Наши предложения по развитию торговли в сельской местности в июне были рассмотрены на заседании комиссии по развитию МСП при правительстве Рязанской области.

– Какие налоговые послабления помогут бизнесу?

– Есть предложение рассмотреть в сфере торговли вопрос снижения ставок по упрощенной системе налогообложения и по единому налогу на вмененный доход, ввести необлагаемый минимум площади. Это вычет при уплате налога на недвижимое имущество, исходя из кадастровой стоимости. Это право региона. Например, Москва установила 500 квадратных метров.

«Один трактор для нескольких хозяйств»

– Егор Викторович, в одном из своих интервью вы говорили о развитии сельхозкооперации. У ряда регионов есть положительный опыт в этом сегменте. Что в Рязанской области?

– На территории Рязанской области до конца года должно быть создано не менее пяти сельхозкооперативов. Но необходима поддержка и не только финансовая.

– Как работают такие объединения?

– Они могут быть как сбытовыми так и перерабатывающими (и КФХ, и ЛПХ). Плюс кооператива, к примеру, купили трактор, он работает не у одного предпринимателя, и денежные средства ни одного хозяйства использованы на его приобретение, а нескольких членов кооператива. Кооперативу проще купить семена, удобрения и так далее, – они объединяются и закупают это все, а за счет увеличенных объемов получают цену лучше.

Есть сбытовые кооперативы. Так, для того чтобы выполнить требования сетей по поставке, должны поставляться определенные объемы и обеспечивать своевременность поставок. Небольшое предприятие, в принципе, практически не попадет на полки к «сетевикам» из-за ряда требований. А вот продукция кооператива вполне может.

«Мы заинтересованы в том, чтобы у нас заработал сайт»

– Кто владеет информацией, тот владеет миром. Как предпринимателям узнать, какую помощь они могут получить от вас?

– Выезды в районы, круглые столы, встречи с бизнесом, соцсети. Считаю, что информации, конечно, должно быть больше. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас полноценно заработал сайт. Областная Дума только сейчас приняла решение по этому поводу. Признали, что у уполномоченного должен быть отдельный сайт. До этого момента информация об уполномоченном размещалась на сайте правительства Рязанской области. Наш сайт разработан. Однако для его функционирования требуется техническая поддержка, администрирование и продвижение. Чтобы актуализировать на нем информацию, требуются и человеческие ресурсы, и финансирование. Этот вопрос пока лежит в плоскости аппарата правительства, который обеспечивает деятельность уполномоченного. Думаю, что после изменений в региональном законе дело должно сдвинуться.

– Сами надзорные органы помогают информировать бизнес?

– В конце июня Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям уведомило, что теперь в информацию, которую они направляют предпринимателям при назначении выездной проверки, включен пункт о том, что уполномоченный имеет право принимать в ней участие. Это хороший пример – только первая ласточка. Необходимо развитие этой инициативы на региональном уровне.

В ТЕМУ

Кто обязан перейти на онлайн-кассы?

Переход на онлайн-кассы осуществляется постепенно. Поэтому до 1 июля 2018 года на них обязаны перейти:

– владельцы недавно созданных компаний

– магазины и заведения, реализующие алкоголь

– ИП и организации на ОСН, УСН и ЕСХН

– ИН на ЕНДВ и ПСН, занимающиеся розничной торговлей, оказывающие услуги общепита, имеющие отдельно нанятый рабочий персонал.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За год число юридических лиц в Рязанской области сократилось на 2 769. Индивидуальных предпринимателей выросло на 466.

В 2017 году прокуратура региона выявила 2 076 нарушений прав предпринимателей, в суды направлено 42 иска.

Число обращений за весь период работы к рязанскому уполномоченному по защите прав предпринимателей – 664, за 2017 год – 267 (из них 129 – письменные, 138 – устные).

За 2017 год проведено 12 выездных встреч с представителями бизнеса в различных муниципальных образованиях.

Количество судебных решений в пользу предпринимателей (при участии уполномоченного) – 4.