Премия Рунета-2020
Рязань
0°
Boom metrics
Недвижимость3 декабря 2017 9:01

Популизм превыше дела: капремонт стопорится из–за нерешительности властей

Боязнь социальной напряженности только усугубила проблемы
Как бы ни возмущались рязанцы, но то, что центр города благодаря капремонту фасадов преобразился – не заметить невозможно.

Как бы ни возмущались рязанцы, но то, что центр города благодаря капремонту фасадов преобразился – не заметить невозможно.

Под конец осени стало известно о решении с 1 января поднять в регионе взносы за капремонт – с 6 до 8,02 рубля за 1 кв. метр жилья. Одновременно жителей «обрадовали» и грядущим повышением платы за проезд. Разумеется, итоговое возмущение людей достигло очередного максимума – не первого и, думаем, не последнего. Однако, тратить время на возгласы «какое безобразие!» мы не будем. «Комсомолка» решила разобраться, почему подорожание столь резкое и что изменилось в системе капитального ремонта с момента ее запуска.

Для наглядности прикинем, сколько придется доплачивать за капремонт обитателям стандартных квартир. В пересчете на «однушку» площадью 33 кв. м повышение взноса на 2,02 рубля за метр – это 66 рублей в месяц. Или почти 800 рублей за год. Обитателям уже трехкомнатной квартиры площадью 62 кв. м в месяц прибавится 125 рублей. То есть за год они отдадут в Фонд капремонта на 1,5 тысячи рублей больше, чем сейчас.

Выборы превыше всего

Глянув на эти числа, мы решили посмотреть, что в других регионах: а вдруг хуже? Мелочь, а ведь приятно… Но – не судьба. Например, в Тульской и Свердловской областях взносы за капремонт 8 и 9 рублей соответственно. Что касается темпов роста, то, к примеру, в Пермском крае рост платы с нового года составит 18 копеек – до 8,46 рубля. В Кировской области – на 40 копеек – до 8,3 рубля.

Вопрос: А почему у нас сразу 2 рубля? Официального ответа нет. Что и немудрено – ни один чиновник в глаза не скажет по этому поводу правды.

А вот неофициально… руководство области просто боялось повышать этот платеж. Ввели его осенью 2014–го, а спустя год – уже выборы в областную Думу. Не рискнули.

Все тарифы потихоньку росли, а взнос за капремонт – как вкопанный! Настал 2016–й, уже все уверены были «рубль накинут, точно–точно». Но первоочередными стали выборы в Госдуму. Дальше объяснять уже и не надо, все помнят, что в минувшем сентябре мы выбирали губернатора. Взнос тем временем ждал. И дождался скачка в 2 рубля.

Реальная стоимость же капремонта (в том числе цены на стройматериалы) тем временем росла. В итоге на полное выполнение всех намеченных на этот момент работ не хватает 5–ти миллиардов рублей (!). Для сравнения – это девятая часть бюджета всей области…

– Пока поднять решили до 8–ми рублей, но для реализации программы сейчас необходимо сделать взнос в 11 рублей 65 копеек за метр, – пояснил начальник отдела по работе с собственниками помещений Фонда капитального ремонта Рязанской области Алексей Мишин. – И это при условии собираемости платежей в 100 %.

При этом Алексей Сергеевич заверил, что благодаря увеличению размера взноса в следующем году объем работ увеличат: вместо 400 многоэтажек капремонт проведут в 626–ти.

Это мы посмотрим. В будущем. А пока вспомним, с чего капремонт начинался.

Бумажные доказательства

На старте нового для нас коммунального мега–проекта для каждой многоэтажки области был составлен график работ. То есть погодовой план для более чем 7 тысяч домов: когда будут чинить крышу, менять стояки, лифты и так далее.

В идеале каждую многоэтажку перед этим нужно было обследовать: составить «свежий» техпаспорт с реальными на 2014 год данными об износе той или иной системы дома. Вместо этого в программу просто перенесли информацию с уже имеющихся документов. Вроде бы ничего страшного? Если техпаспорту лет пять – да. А если техпаспорт уже пожелтел?

– У нас для многоэтажки 1961 года постройки был техпаспорт, составленный в 1984 году. Так по этому документу износ дома в программу капремонта и записали, – рассказала «Комсомолке» генеральный директор ОАО «Управление жилыми домами» Ирина Овчинникова. – Разница с 2014 годом 30 лет… Представляете, какая разница износа дома по техпаспорту и по факту?!

По закону в региональную программу капремонта можно вносить изменения – то есть сдвигать сроки того или иного вида работ. Обитателям вышеописанного трехэтажного дома в Михайлове повезло: кто–то из жильцов знал о такой возможности, обратился в свою управляющую компанию, а там уже подсказали, что делать дальше: нанимать эксперта и с его заключением идти в местную администрацию.

Та передает данные экспертизы в областное министерство строительного комплекса, а уже оно корректирует программу. Поскольку программа актуализируется раз в год, то с момента экспертизы до начала работ пройдет минимум 1–2 года. Но это, учитывая наши реалии, немного: крышу вышеописанной трехэтажки в итоге починили уже этим летом, а планировали – через 10 лет.

– Также поступили и жильцы другого дома: собрали деньги на экспертизу и наняли эксперта. В результате крышу им тоже уже сделали, – говорит Ирина Алексеевна. – В обоих домах до середины 20–х годов кровля бы точно не дотянула…

Как рассказал «Комсомолке» руководитель бюро судебных экспертиз и исследований «Арта» Андрей Обойшев, в эту компанию обратились жильцы уже десятков домов области.

– Михайловский, Сасовский, Сапожковский, Касимовский, Шацкий, Ермишинский, – Андрей Сергеевич навскидку перечисляет районы, в которых обследовал дома. – Бывает, что ремонт кровли намечен на 2035–й, а по факту смотрим – крыша и до будущего года не дотянет. Вообще порядка 70 % обращений – это обследование именно крыш и коммуникаций.

Проверял этот эксперт многоэтажки и в областном центре, однако он отмечает, что больше всего обращений именно из районов. Почему?

«Комсомолка» писала об этом год назад: жильцы соглашаются на то, чтобы скинуться по 300–400 рублей на экспертизу – со скрипом. Вернее почти никак. И, видимо, обитателям трех– или двухэтажного дома в небольшом райцентре просто легче договориться друг с другом.

Хотя договариваться, учитывая реальное состояние домов, нужно очень многим.

Недальновидные УК

Показательный в этом плане дом Рязани – знакомая каждому девятиэтажка на улице Есенина, в которой еще с советских времен расположен магазин «Веломотоспорт». По программе капремонта кровлю здесь планировали чинить в середине 20–х годов. На практике кровля текла без устали, а панельные плиты вздулись настолько, что сквозь образовавшиеся щели жильцы видели улицу.

Работу по изменению графика инициировала председатель Совета дома Антонина Кочетова, а алгоритм ей подсказали в управляющей компании. Правда, здесь на экспертизу люди не сбрасывались: УК выделила средства из платы за содержание жилья. Потому, видимо, случай и показательный… Так или иначе, в прошлом году здесь капитально отремонтировали и кровлю, и фасад.

– Такие случаи, к сожалению, единичны, – говорит Алексей Мишин. – Большое значение имеет заинтересованность в организации и проведении капремонта управляющих компаний. И им это выгодно: чем быстрее проведен капитальный ремонт, тем меньше затрат на текущий. Но, к сожалению, далеко не все УК проявляют энтузиазм.

Чаще УК активизируются, когда при любой протечке отправляют жильцов в Фонд капремонта, хотя по факту необходим лишь текущий ремонт. Осуждать организации, обслуживающие дома, можно бесконечно. Но это без толку: пока их законодательно не обяжут максимально подготавливать многоэтажки к капремонту – ничего с места не сдвинется, и дом на улице Есенина так и окажется одним из немногих исключений.

Но самое интересное в проведении капитального ремонта – это его качество. Среди пользователей интернета, бурно обсуждающих повышение взноса, автор этих строк не нашла ни одного положительного отзыва о проведенных работах. Специалисты Фонда капремонта и компаний–подрядчиков, конечно, будут отстаивать то, что работы проводятся, как положено. А потому мы решили обратиться все к тому же независимому эксперту – ему со стороны виднее: бюро нередко проверяет не только состояние объектов до ремонта, но и после него.

– Многие крыши, а мы проверяем чаще их, отремонтированы хорошо, – говорит Андрей Обойшев. – Конечно, не всегда. Все зависит от подрядчика. Но разница с уровнем работ в 2014–2016 годах реально большая.

Теперь, учитывая яму в 5 миллиардов, вся надежда на стабильность экономики: если цены не вырастут, то 8 рублей хватит на что–то реальное. А если нет, то через год мы снова будем писать об увеличении взноса…. И уже не на 2 рубля.

Но такой прогноз – мало реалистичен.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

На сегодня в области около 130 тысяч собственников жилья задолжали взносы за капремонт – на общую сумму порядка 500 млн. рублей (на эти деньги, к примеру, можно отремонтировать 330 крыш).

Не ограничившись уговорами, специалисты Фонда капремонта пошли в суд и направили туда уже более 3,8 тысячи заявлений о взыскании задолженности – на общую сумму в 52 млн рублей.

Конечно, 3,8 тысячи из 130 тысяч должников – это капля в море. Но есть один нюанс: если суд решит долг взыскать (а он решит – не сомневайтесь), то приставы имеют право снять деньги с банковской карты должника. Что регулярно и делают. В результате заработало сарафанное радио: один неплательщик жалуется соседям/знакомым на то, что ползарплаты сняли, а те тут же бегут оплачивать свои долги.

КСТАТИ

Пример задолженности по взносам за капремонт и расплаты за нее: если обитатель «однушки» в 41 кв. м не платил с самого начала, то есть с осени 2014–го, то на март 2017 года долг достиг 7610 рублей. Плюс – 980 рублей пени.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

Получить ответы на вопросы по организации и проведению капитального ремонта можно в «Региональном центре общественного контроля в сфере ЖКХ Рязанской области». Здесь, в школе жилищного просвещения, проводят занятия по всем этапам: от составления документов до приемки работ. Есть и активисты, которые уже прошли обучение и готовы помочь.

Адрес: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 17 (бывший Дом офицеров). График работы: понедельник–пятница, с 10.00 до 16.00. Телефон 8 (4912) 77–57–69.