Авто27 ноября 2017 12:57

Руководитель рязанского автосообщества Георгий Парублев: За хорошими автомеханиками в Рязани ведется настоящая охота

«Комсомолка» со специалистами выяснила проблемы в сфере ремонта авто в Рязани и пути их решения
.

.

Фото: Константин МОГИЛИН

С каждым годом число автомобилей в Рязани неуклонно растет и, как следствие, множится количество автосервисов. От крупных дилерских центров до гаражных мастерских – выбор СТО огромен, но рязанцы понятия не имеют, кому доверяют свои автомобили на обслуживание. Кто работает в автосервисах и к каким последствиям может привести недобросовестность автомехаников? На эти и другие вопросы «Комсомолка» со специалистами постарались ответить 15 ноября в ходе круглого стола, посвященного проблеме квалификации работников рязанских автосервисов.

В беседе приняли участие руководитель автомобильного сообщества ПУВР в соцсети Георгий Парублев, директор ООО «МегаАльянс» Сергей Рашенбуршев, директор Рязанского колледжа электроники Анатолий Ухвачев, завотделом по производственной практике студентов и содействию в трудоустройстве выпускников колледжа электроники Александр Клочков, автоадвокат Наталья Перескокова.

НА 10 ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ 1 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

Львиная доля обращений в автосервисы происходит по страховой линии, на втором месте – обслуживание гарантийных автомобилей в дилерских центрах и довольно внушительный пласт занимает текущий ремонт авто. Если в двух первых случаях особого выбора у автолюбителей нет, то где чинить поломку, решает сам хозяин машины. На что в первую очередь опираются автолюбители при выборе автосервиса? Участники круглого стола сошлись во мнении, что, прежде всего, срабатывает «сарафанное радио».

– На выбор автосервиса влияют советы коллег, друзей, отзывы в интернете. Также автосервис выбирают, исходя из услуг, которые он предоставляет. На втором месте – ценовая политика. А третий важный для меня фактор – компетентность работников, – поделился руководитель автомобильного сообщества ПУВР в соцсети Георгий Парублев.

Руководитель автомобильного сообщества ПУВР в соцсети Георгий Парублев.

Руководитель автомобильного сообщества ПУВР в соцсети Георгий Парублев.

Фото: Константин МОГИЛИН

Автоадвокат Наталья Перескокова отметила, что не стоит обращать внимания на громкие и раскрученные названия автосервисов:

– За громкими словами не всегда стоит надлежащее качество и приемлемые цены, а зачастую бывает наоборот. Причем ведут себя такие сервисы достаточно уверенно, так как имеют в штате квалифицированных юристов, способных грамотно развалить дело по вашему иску о некачественном ремонте.

Что касается отзывов в интернете, коими пестрят всевозможные автосообщества в соцсетях, директор ООО «МегаАльянс» Сергей Рашенбуршев привел данные статистики:

– На 10 отрицательных отзывов бывает только один положительный. Когда человек доволен ремонтом, он уехал и забыл. А если ему что–то не понравилось, например, как на него посмотрели или что–то подправили молоточком, он спешит оставить недовольный отзыв. Доходило до того, что жаловались: «Зачем вы стучите по моей защите картера?» А вообще в официальных дилерских центрах очень бережно относятся к своим клиентам. У нас на приемке висит мой номер телефона и с претензиями могут звонить мне напрямую. У нас обслуживается большое количество коммерческих и государственных организаций, приезжают из Министерства обороны. Это о чем–то говорит.

Директор ООО «МегаАльянс» Сергей Рашенбуршев.

Директор ООО «МегаАльянс» Сергей Рашенбуршев.

Фото: Константин МОГИЛИН

Георгий Парублев отметил, что все негативные отзывы в интернете появляются из–за недопонимания клиентом ситуации:

– Например, человек обращается с проблемой, а получает негатив и отсутствие какой–либо информации и лишнюю потерю времени.

«НЕКОТОРЫХ КОЛОРИСТОВ ВОЗВРАЩАЛИ ИЗ МОСКВЫ»

Попытки найти «своего» мастера для некоторых заканчиваются горьким опытом. Наталья Перескокова видит две основные проблемы в нише автомастерских:

– И низкая квалификация механика и недобросовестность сервиса влияют на качество оказания услуг по ремонту. Мастер может быть очень квалифицированным, но недобросовестным. Тогда при ремонте он использует неоригинальные запчасти. А рядовому потребителю и даже эксперту их на глаз отличить почти невозможно.

В свете недавних изменений в законе об ОСАГО, в частности приоритета натурального возмещения, в работе сервисов возникла еще одна проблема – вместо заявленной замены детали в мастерской ее могут просто починить.

– Не всегда даже опытный специалист вскроет обман при визуальном осмотре, а вот последующее ДТП, например, покажет, что под краской – толстый слой грунта, – отметила Наталья Николаевна.

Автоадвокат Наталья Перескокова.

Автоадвокат Наталья Перескокова.

Представители автосервисов возразили, что ремонт деталей вместо замены зависит не от механика, а от руководства СТО, которое на определенных условиях заключило договор со страховой компанией.

– Эта проблема связана с Единой методикой, и в законе об ОСАГО сейчас не прописано, какие детали должен устанавливать автосервис. А от мастера зависит только, правильно или нет он установил деталь, – прокомментировал Сергей Рашенбуршев.

И все же чаще автолюбители сталкиваются с некачественным ремонтом по вине низкой квалификации автомеханика, его неопытностью. Одни из–за неверной диагностики не устраняют истинную причину поломки и заставляют автовладельца раскошелиться по полной. Другие «криворукие» механики не могут качественно заменить деталь. По словам Сергея Рашенбуршева, сейчас «в Рязани ощущается нехватка грамотных специалистов кузовного и малярного ремонта»:

– Некоторых колористов возвращали из Москвы, потому что в Рязани нет их. А краску подбирает колорист, а компьютер может выдать только рецептуру.

«МЕХАНИКИ ПРИХОДЯТ НЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ ЗАРПЛАТУ, А ПОЛУЧАТЬ ЕЕ»

Насколько квалифицированы рязанские автомеханики, участники круглого стола узнали из первых уст – от Сергея Рашенбуршева:

– В Рязани сложился определенный круг автомехаников, который постоянно обновляется: одни уезжают в другие регионы, другие возвращаются. При подборе механиков в нашу СТО мы по своим каналам узнаем, как они работали, их послужной список. В первые два месяца присматриваемся к сотрудникам.

По его словам, наступило время, «когда механики приходят не зарабатывать зарплату, а получать ее».

– Это проблема не только нашей отрасли, и мы сталкиваемся с этим повсеместно. Первый вопрос, который задает человек на собеседовании: «А сколько я буду зарабатывать?» Мы готовы платить хорошую зарплату и предоставить полный соцпакет, но сначала сотрудник должен проявить себя. А с этим начинаются проблемы.

Для наглядности Сергей Евгеньевич вспомнил времена, когда в Рязани военные учебные заведения выпускали много различных специалистов, и в рейтинге автомобилистов лидировало автомобильное училище:

– В «МегаАльянс» пришел устраиваться офицер из автомобильного училища и не смог ответить на простейшие вопросы о конструкции военного автомобиля. Тогда для меня был первый звонок. Раз уж автомобильное училище не может обучить офицеров, то чего мы можем требовать от остальных?

Но число машин растет и их нужно обслуживать, потому без автомехаников не обойтись. Как же сервисы находят квалифицированные кадры?

– Мы плотно сотрудничаем с ректором рязанского сельхоз–университета Николаем Бышовым, с деканом автодорожного факультета Николаем Луниным. У нас проходят практику студенты 3 и 4 курсов автодорожного факультета РГАТУ. Среди них много хороших ребят, которых впоследствии мы принимаем на работу. В целом, в нашем техцентре 60 % механиков – выпускники РГАТУ. Я сам окончил сельхозакадемию, и несколько лет проработал преподавателем на кафедре «автомобили и тракторы», так что лично обучал некоторых наших нынешних работников. Они показывают хорошие результаты, и сформировали круг своих постоянных клиентов, – поделился Сергей Евгеньевич.

«ВЫСОКОКЛАССНЫЙ МЕХАНИК ВЫРАСТЕТ НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

Настоящей кузницей кадров в городе по праву считается Рязанский колледж электроники, который в том числе стал готовить специалистов по техобслуживанию автомобилей. Директор ссуза Анатолий Ухвачев рассказал, как готовят будущих автомехаников:

– Колледж не так давно занимается подготовкой по техническому обслуживанию автомобилей, хотя база была создана давно. У нас есть отдельные отношения с крупными автосервисами, и мы готовы их выстраивать с «МегаАльянсом».

Справа - директор Рязанского колледжа электроники Анатолий Ухвачев, слева - завотделом по производственной практике студентов и содействию в трудоустройстве выпускников ссуза Александр Клочков.

Справа - директор Рязанского колледжа электроники Анатолий Ухвачев, слева - завотделом по производственной практике студентов и содействию в трудоустройстве выпускников ссуза Александр Клочков.

Фото: Константин МОГИЛИН

В качестве примера Анатолий Васильевич привел надежные отношения колледжа с РНПК и многолетнее плодотворное сотрудничество с компанией D–Link и заявил, что если также сложится и с автосервисами, то «у нас специалисты будут на голову выше, чем сегодня».

Он заверил, что без партнерских отношений с автосервисами колледж не сможет подготовить хорошие кадры:

– Оборудование у нас достаточно современное, но мы не угонимся за всеми новинками. Такой задачи и не стоит перед нами. Высококлассный механик вырастает только на производстве, а в стенах учебного заведения мы его воспитываем, направляем. Мы стараемся найти производства, где применяется что–то новое, и договориться с ними. Хороший специалист вырастет только в реальном хорошо организованном автосервисе. Ребятам важно получить конкретную работу и хорошего наставника, доброжелательного, который всегда подскажет. Тогда через несколько лет из него вырастет хороший механик. Я думаю, что «МегаАльянс» относится к таким сервисам, – отметил он. – Специалист зарабатывает авторитет еще со студенческой скамьи, и мы говорим своим студентам, что если они завоюют у нас авторитет, то мы рекомендуем их работодателю, ведь из 20 пришедших на практику берут на работу только 10 человек.

Ежегодно колледж выпускает 75 автомехаников, и в последнее время многие из них имеют неподдельный интерес к выбранной профессии.

В то же время Сергей Рашенбуршев отметил, что для воспитания хорошего специалиста нужно время. А представитель автообщественности заявил, что молодых специалистов не берут на работу из–за отсутствия опыта.

– Амбиции гаснут, и выпускники либо попадают в менее качественный автосервис, либо собираются группой и учатся чинить автомобили. Качественных кадров очень мало, за ними постоянно ведется охота, их переманивают, но это нормально в среде автосервисов.

На что Сергей Рашенбуршев возразил, что «кто хочет, тот всегда найдет себе работу по специальности».

В автомеханики идут работать и люди с высшим образованием, ведь так у них больше шансов со временем занять руководящую должность.

– У нас много механиков с высшим образованием, и у всех есть возможность карьерного роста. У нас дилерские центры «ИнтерАвто», «Мирай», «Форд Центр Лидер», куда сотрудники могут идти на повышение. Но не все хотят этого, ведь при разной степени ответственности механики со стажем и руководители получают примерно одинаково – в среднем 50 тысяч рублей, – пояснил он.

Также он напомнил, что работать по специальности хотят обязать на законодательном уровне, и заявил, что «пока не введут уголовную ответственность за ремонт автомобиля не специалистом, ничего не изменится». Также он озвучил еще одну перспективу, что в Рязани будут проверять все дилерские центры и СТО. Возник вопрос – а как же незаконные гаражные мастерские? И мнения разделились: одни попросили оставить ребят в покое, мол, пусть работают, а другие возмутились, почему условия ведения бизнеса разные.

– Почему у «МегаАльянса» сотрудники получают официальную зарплату, платят налоги, а граждане в гаражах имеют расценки как у дилера и с этого ничего не отчисляют государству? За последние 2 года у нас на предприятии существенно возросла налоговая нагрузка, – отметил Сергей Евгеньевич.

На что представитель общественности заявил, что штраф от 500 до 2 тысяч рублей за ведение незаконной предпринимательской деятельности гаражные кулибины компенсируют за 2 часа.

В завершении встречи подытожили, что основное богатство любого предприятия – это кадры и их нужно беречь, а также отметили необходимость здоровой конкуренции в сфере авторемонта.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Председатель Общественной организации защиты прав потребителей в сфере страхования Аслан Котилогли:

– Сотрудники автотехцентров поставлены в рамки из–за принятия натурального возмещения. Обращения в техцентры растут, но сумма восстановительного ремонта значительно больше, чем дает страховая. Это приводит к тому, что доход автомехаников снижается, и нет желания выполнять свою работу качественно. Автосервис экономит преимущественно на рабочей силе и оборудовании.