2017-11-22T19:41:25+03:00

Основа системы: муниципальный транспорт в очередной раз реанимируют за наш счет

Вместо грамотного зарабатывания денег на перевозках, предприятия выдоили почти до банкротства
Поделиться:
Комментарии: comments5
Планов по развитию транспортных МУПов у власти громадье. Верить в них хочется, но уже не можется. Фото: Александр ЕфановПланов по развитию транспортных МУПов у власти громадье. Верить в них хочется, но уже не можется. Фото: Александр Ефанов
Изменить размер текста:

На минувшей неделе Рязань взорвала новость о повышении платы за проезд в общественном транспорте – с 19 до 23 рублей. То есть сразу на 21 % и в муниципальном транспорте, и в коммерческих маршрутках и автобусах. Второй «сюрприз» ждет пенсионеров и прочих обладателей транспортной карты «Льготная»: число поездок по ней ограничат. Впервые в истории города. Администрация при этом молчит, как партизан, а журналисты информацию выискивают по крупицам.

Оглушительное втихаря

Собравшись задрать ценники, первое, что должны были сделать власти, это созвать СМИ на пресс–конференцию и через них всем объяснить: откуда такое подорожание…

К тому, что нас доят, как высокопроизводительных канадских буренок, мы привыкли. Но раньше людям хотя бы объясняли, чем именно вызвана очередная дойка. И все, что для этого нужно – собравшись с духом встать под прицелы камер. Однако ни одного отважного чиновника в горадминистрации не нашлось. Логика властей, скорее всего, такова: а, собственно, зачем?

Понять их можно. Уже несколько лет как журналистов не пускают на профильные комитеты Гордумы. При том, что на этих заседаниях депутаты обсуждают с администрацией важнейшие для города вопросы. СМИ пытались просить помощи у прокурора области, но он ответил, что повлиять на Гордуму не может. По закону. Ну, а коли так все «гладко», читай – «глухо», то и брифинг созывать не обязательно.

Закрытость информации, которую мы обязаны доносить до горожан, нас уже давно не удивляет, а вот стремительность, с которой городские власти приняли столь непопулярное решение, впечатляет: 9 ноября общественности сообщили, что вопрос обсуждается, а 14 числа – тихо опубликовали соответствующее постановление. То есть поставили перед фактом. Огорошили еще и тем, что билеты подорожают уже с 1 декабря, хотя обычно их стоимость повышали с нового года. А то и с февраля.

Тихой сапой проскочить не удалось – информация моментально распространилась по городу и вызвала шквал возмущения.

Претензия №1: Почему сразу четыре рубля? Претензия №2: Если цены поднимают постоянно, где рост качества? Вопросов тьма – ответов нет.

Ну, коли они под камеры не хотят, то, уважаемые читатели, под прицел ваших глаз встанем мы. И попробуем объяснить сами, откуда есть пошла новая цена за проезд.

И в тесноте, и в обиде

Часть наших читателей наверняка помнит, как ездили в муниципальном транспорте Рязани до конца 90–х. Если ты влез в автобус – день удался. На одной ноге, в позе «зю» – неважно. Я еду! Ну, а если сел на сиденье – ты король.

Для тех, кто те времена в силу возраста не помнит, расскажу пару случаев. Автобус № 26 (был такой) ходил от нынешнего магазина «Алфавит» на площади Ленина в Канищево. Вечером в час пик на остановке «Дом художника» его брали штурмом. Однажды одна из машин сломалась, а следующая шла по своему графику – автобусов не хватало, отдыхать толком некогда, так по кругу и мотались. Ожидая автобус, толпа озверела. А когда к остановке подошел «опоздавший» 26–й, пассажиры вытащили из кабины водителя и избили бедолагу. Мол, долго чай в диспетчерской пил…

Что касается «штурма», то выкручивались самые наглые так: втискиваясь в дверь, хватали шапки конкурентов и отбрасывали на тротуар. Пока человек бежал поднимать головной убор, наглец занимал вожделенное место на ступеньке…

Позже для «Автоколонны 1310» закупили в Европе древние Икарусы – там они отбегали уже по 12–16 лет, шли в утиль, а нашему парку – были за счастье. Примерно тогда же в город, как рой пчел, ворвались маршрутки. В результате году к 1998–му аврал с транспортом пошел на спад. Хотя крайне тесное во всех смыслах общение пассажиров продолжалось еще довольно долго.

Войдя в этот рынок, частники его уже не отпустили. И львиную долю пассажиропотока, который штурмом брал муниципальный транспорт, начали перетягивать на себя. Муниципальные же предприятия – «Автоколонна 1310» и Управление рязанского троллейбуса – стали умирать. Поддерживают их за счет плавного (до недавнего времени) повышения тарифа и за счет бюджета.

Труп устраивает всех

А вот тут необходимо вспомнить роль льгот в жизни пассажирских предприятий. Со времени начала действия рыночной экономики (уж какая есть) государство сказало предприятиям–перевозчикам: льготников возите, а мы убытки из–за этих выпадающих доходов – компенсируем. Из казны.

Проблемы с компенсациями начались одновременно с этим самым предложением/приказом. То есть пенсионеров и прочие льготные категории автобус возит бесплатно, а деньги за их перевозку от государства получает через пень колоду. И раньше, и теперь транспортники описывают схему так: «партия» говорит одно, а делает другое.

В итоге доходы, которые та же «Автоколонна 1310» могла тратить, в том числе, на обновление подвижного состава, она пускала на необходимые текущие расходы, в первую очередь, на ГСМ и зарплату. Постепенно запас ресурсов иссякал, парк только хирел, и сегодня нередко спасают те самые питекантропы–Икарусы, о которых речь шла чуть выше: представьте себе, некоторые из них бегают до сих пор. Частники же заполонили нишу как строительная пена: пустот не осталось. Не говоря уже о самых прибыльных маршрутах – уж с них то они сливки снимают первыми.

Но главное: любое муниципальное предприятие, получающее субсидии – это феерическая дыра. А там, где государственные субсидии – там и кормушка. Для всех. И это единственная схема, которая у нас работает бесперебойно.

Списать убытки здесь можно, как минимум, на то, что этот транспорт выполняет соцобязательства и на то, что ходит с 5 утра почти до полуночи вне зависимости от пассажиропотока (то есть часть рейсов априори гоняют вхолостую).

Он еще шевелится

Очередной кризис – а они тут по расписанию – в Автоколонну 1310 пришел этой осенью: сотрудников даже предупреждали, что скоро начнутся увольнения. Долг предприятия порядка 170 млн. рублей, из них 30 миллионов – налогов. Как следствие, счета этого МУП заблокированы. От того и срочность, с которой администрация повысила плату за проезд сразу на четыре рубля.

– Выручка в день около 400 тысяч, это порядка 12 миллионов в месяц, – рассказал «Комсомолке» источник, владеющий информацией о состоянии Автоколонны 1310. – А работает около 800 человек и только, на зарплату нужно 18 миллионов в месяц.

То есть на зарплату ежемесячно требуется в 1,5 раза больше, чем парк зарабатывает. Неудивительно, что осенью денег осталось только на две недели работы. А дальше – предприятие бы просто встало. И такая ситуация повторяется регулярно на протяжении многих лет, в том числе – блокировка счетов.

Страшно? Да. Вот только этот «кризис» даже не очередной, а текущий. Состояние в конкретный момент времени зависит только от аппетитов тех, кто допущен к кормушке: до смерти они доведут предприятие, или только до голодного обморока?

Мы же тем временем будем шуметь на кухнях и в интернете. И один из самых «дерзких» способов выказать свое недовольство, это заявить: «А будем пешком ходить, это полезно!». Но потом все равно поедем. За 23 рубля. Вопрос в том – куда.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

30 лет назад на маршруты городского транспорта ежедневно выезжало 180 автобусов «Автоколонны 1310». И все ходили битком. Сейчас по городу курсирует меньше 70 полупустых муниципальных автобусов, 900 маршруток и несчетное количество личных авто.

КОНКРЕТНО

После повышения платы за проезд, которое произойдет с 1 декабря, частные перевозчики планируют приступить к обновлению парка. Как сообщил «Комсомолке» председатель правления РРНП «Рязаньтрансавто» Алексей Громов, это предприятие приобретет в лизинг 24 автобуса марки ПАЗ Вектор NEXT (вместимостью до 57 человек). Покупка обойдется в 90 млн. рублей. Какие именно маршруты ждет обновление, транспортники пока не определились. Будут смотреть по пассажиропотоку и проверять востребованность автобусов на практике. Однако обозначить круг все же можно, поскольку это предприятие обслуживает определенные маршруты: 47, 88, 85, 41, 77 и 49.

Вот такие автобусы планирует купить в лизинг один из перевозчиков города

Вот такие автобусы планирует купить в лизинг один из перевозчиков города

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

14 ноября депутаты гордумы рассмотрели вопрос о повышении стоимости проездных для льготных категорий граждан. Окончательно вопрос решится на очередном заседании Думы, и, если его утвердят, то новые цены начнут действовать с 1 января 2018 года. Администрация города предложила следующие цены на проездные (первый вариант на один вид транспорта, второй – на два):

- для студентов 570 и 800 рублей

- для школьников 300 и 400 рублей

- для студенческих семей, имеющих детей, студентов из многодетных неполных и малообеспеченных семей 285 и 400 рублей

- для школьников из малообеспеченных семей 150 и 200 рублей.

Для пенсионеров и других пассажиров, приобретающих транспортную карту «Льготная», число поездок теперь будет ограничено – до 40. Напомним, до этого момента обладатели этой карты пользовались ею без ограничений. Такой проездной действует на два вида транспорта, и стоить с 1 января будет 350 рублей.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Свои вопросы о планах реанимации муниципальных транспортных предприятий Рязани «Комсомолка» направила в администрацию города. К сожалению, к сдаче номера в печать ответы мы не получили. Но когда получим, обязательно предоставим эту информацию читателям.

P.S. Ответ получен. Читать здесь.

 
Читайте также