Премия Рунета-2020
Рязань
+12°
Boom metrics
Интересное9 июля 2017 9:01

Печки-ямочки: деньги в бюджете кончились, а проблемы в рязанской глубинке остались

Судя по снижению госфинансирования последних лет, чуда здесь не дождутся
Глубину ям мы с Михаилом Михайловичем измеряли очень тщательно, да оказалось без толку: нормативы таковы, что эти выбоины для дорожников – не повод делать капремонт

Глубину ям мы с Михаилом Михайловичем измеряли очень тщательно, да оказалось без толку: нормативы таковы, что эти выбоины для дорожников – не повод делать капремонт

Фото: Екатерина СМБАТЯН

«Комсомолка» продолжает рубрику «Спроси главу района», в которой мы колесим по области и задаем чиновникам вопросы, на которые местные жители ответа от них так и не получили. На этот раз путь лежал в Касимовский район – край необыкновенно красивый, что, представьте себе, может помочь в решении хоть части проблем.

Асфальт нам только снится

Дорога на Касимов – это сменяющие друг друга мини-отрезки новенького асфальта и бесконечные полотна, похожие на черно-белое лоскутное одеяло: асфальт по всей протяженности здесь латан-перелатан.

После этой дороги кажется, что жители, позвонившие в редакцию, может и зря на свою наговаривают – ну куда хуже то? Оказалось, есть куда. Дорога на село Перво состоит из ям, глубиной до 10 см, и небольших отрезков относительно ровного асфальта между ними. Но эти островки счастья совсем небольшие, разогнаться до нормальной скорости не успеешь, как опять в «змейкой» ползти.

– Построили ее в начале 80-х годов, но капитального ремонта ни разу не было, – рассказал депутат поселения Михаил Кузин. – Года три назад ямочный ремонт здесь сделали, но после зимы все заплатки послетали. Так и ползем эти пять километров туда-обратно каждый день, а ведь тут еще и школьный автобус ходит!

Все обочины здесь давно превратились в проезжую часть, а попытки местных жителей самим залатать дорогу видны то тут, то там: где щебень в яму насыпали, где разбитый кирпич. Только это не помогает. Что делать? Люди обращаются, куда могут достать – к районным властям. Но они тут не помогут: дорога областная, и следить за ней должна область.

– Писем в региональный минтранс написано немерено, я лично их не раз туда отвозила, – говорит начальник отдела капитального строительства и дорожного хозяйства администрации Касимовского района Елена Перушкина. – В ответ - тишина.

Слова Елены Михайловны подтверждает и региональная программа «Дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2022 годы». В почти 700-страничном документе ни разу не упоминается дорога Перво-Жданово, как и и ее сестра по несчастью, двухкилометровая «красота» между деревнями Бетино и Мальцево. То есть по планам региональных властей, в ближайшую пятилетку даже заплатки этим дорогам не грозят.

Удобные нормативы

– Согласно нормативам, размеры ямы не должны превышать 5 см в глубину, 15 в ширину и 60 в длину, – пояснил эксперт регионального отделения ОНФ Сергей Тарасов. – Если хоть по одному критерию есть превышение, нужен ремонт. Капитальный должны делать, когда площадь ямы больше 5 кв. метров. Если она меньше, то – ямочный или картовый ремонт. В последнем случае ровно вырезают слой покрытия и укладывают новый асфальт.

Перевожу: в самых смелых своих мечтах жители Перво, Жданово Бетино и Мальцево могут рассчитывать только на картовый ремонт. Это если сильно повезет. Сергей Тарасов советует пробивать ремонт через Карту убитых дорог, созданную в интернете активистами ОНФ. По его словам, участки, набравшие больше всего лайков и комментариев, имеют все шансы попасть в программу ремонта на будущий год – договоренность с минтрансом уже есть. Тем более что дорога на Перво реально небезопасна, а по ней, напомню, регулярно курсирует школьный автобус.

Посреди дороги между деревнями Бетино и Мальцево впору что-нибудь сеять – что земля зря пропадает?

Посреди дороги между деревнями Бетино и Мальцево впору что-нибудь сеять – что земля зря пропадает?

Фото: Екатерина СМБАТЯН

Как ни странно, жителям этой глубинки решить проблему может помочь… красота края, о которой говорилось в начале статьи: здесь очень много дач москвичей, а у них (при выезде в столицу) есть нормальный интернет – в отличие от местных жителей. Учитывая, что самые «популярные» участки рязанских дорог набрали в горе-рейтинге по 50-90 голосов, при желании пробиться в его первые строчки вполне возможно. Тогда власти в минтрансе эту дорогу точно заметят: коли жители так активны, значит, ремонт здесь точно нужен. Даст Бог и сделают. Правда, исключив из программы чью-то еще колею…

Мифическая программа

А вот с другой проблемой этих жителей никакая красота не поможет: 21 век на дворе, а люди здесь до сих пор печку топят. И вовсе не из любви к такому отоплению, а из-за того, что в богатейшей газом стране трубопроводов по тысячам деревень – нет. Госпрограмма есть, а газа нет. Поясним, как раз на примере касимовских деревень Савино и Бетино.

Несколько лет назад жители решились-таки участвовать в госпрограмме по газификации. Решение далось нелегко, поскольку согласно правилам, проект люди должны оплатить сами, а уже трубы к ним ведут за госсчет. С дома собирали по 7-8 тысяч – для глубинки сумма немалая, потому и долго думали. Собрав деньги, и все необходимые документы поехали к районному начальству, то отправило бумаги в облцентр. И все. На этом сказка заканчивается.

– На этот год мы подали заявки на газификацию 17 населенных пунктов, – говорит Елена Перушкина. – Но ни одна касимовская деревня в программу не вошла. Ни одна!

Лариса Булушева рада что печка цела. Когда газ проведут неизвестно, а так и тепло, и без плиты семейство вполне обойтись может

Лариса Булушева рада что печка цела. Когда газ проведут неизвестно, а так и тепло, и без плиты семейство вполне обойтись может

Фото: Екатерина СМБАТЯН

Люди тем временем, думают, куда бы еще письма-жалобы писать. В обеих деревнях по 40 и больше домов, в которых ждут голубого топлива. А если бы его провели – домов в деревнях сразу же стало бы больше. И это не просто мечты о второй жизни российской глубинки.

– У нас многие вроде бы москвичи, давно в столице обжились – но родом все отсюда, – говорит Лариса Булушева, которая сама разрывается между Москвой и глубинами Касимовского района. – И как только газ проведут, почти все, кто предпенсионного возраста, готовы вернуться насовсем. Но, главное – многие дети тоже хотят переехать! Есть те, кто ферму планирует основать, а как ты ее построишь – дровами телятник отапливать?

По самым оптимистичным прогнозам региональных властей, к 2020 году уровень газификации области хотят довести до 85%. Тем временем Газпром на своем сайте рапортует, что этот показатель уже достиг 95%. Ну, хоть здесь все хорошо.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По госпрограммам газификации в 2011 году в нашей области построили более 500 км газовых сетей, потратив порядка 700 млн. рублей. Спустя год –400 км сетей и 600 млн. рублей – то есть показатели вполне сравнимые. А вот позже денег выделялось все меньше и ситуация начала стремительно ухудшаться: в 2013-м уже 130 км сетей, за 2014 и 2015 года вместе взятые – около 180 км газопроводов… В этом году власти гордо отчитались о грандиозных перспективах – возвести 31 км сетей. То есть за каких-то шесть лет падение в 16 (!) раз.