Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+11°
Boom metrics
Общество24 февраля 2017 10:00

Волынщик из Коми Владимир Молодцов: «Играть надо на том, на чем до тебя никто не играл»

Журнал «КП-Авиа» знакомит читателей с известным сыктывкарским музыкантом
Вдохновленный волынкой музыкант дает концерты на Черном озере под Сыктывкаром

Вдохновленный волынкой музыкант дает концерты на Черном озере под Сыктывкаром

Фото: архив "КП"

Уже восемь лет подряд сыктывкарское лето начинается непривычными для слуха горожан звуками волынки. Жители столицы Коми музыканта Владимира Молодцова знают не понаслышке. Его концерты на Черном озере, которое находится в районе Краснозатонского моста, давно уже стали доброй традицией. Сегодня гостем «КП-Авиа» является влюбленный в музыку, интересный и творческий человек, у которого даже рингтон на мобильном – мелодии волынки.

– Володя, волынка – один из редких инструментов, о котором очень хочется рассказать. Как она появилась в твоей жизни?

– О ней я мечтал с самого детства. Дома был большой музыкальный энциклопедический словарь, и я все время рассматривал статью про волынку. Но как музыкант я начинал не с нее. В восемь лет меня за руку отвели в хоровую капеллу, где я со скрипом отучился на фортепиано год. И этот год отвернул меня от музыки на ближайшие семь-восемь лет. До тех пор пока я сам не стал слушать разную средневековую музыку и, что называется, дозрел. В 10 классе я купил первую блокфлейту и стал самостоятельно учиться, причем совершенно неправильно, долго потом переучивался. Через год после окончания школы я поступил в музучилище (Республиканский колледж искусств. – Прим. ред.). А волынка появилась в 1996 году, когда я уже перебрался в Санкт-Петербург.

– Потянуло в большие города?

– Я случайно увидел объявление о существовании в Питере школы старинной музыки. Я туда пришел, говорю: «Здравствуйте, я Владимир Молодцов, хочу у вас учиться». Они в ответ: «Мы школа частная, поэтому вы будете платить». Я соглашаюсь: «Хорошо». А они продолжают: «Поскольку мы частники, никакого общежития мы вам не дадим. Где хотите, там и живите». Я снова готов: «Не вопрос»! Они опять: «Документы мы вам тоже никакие не дадим». Тут я не выдержал: «Что вы ко мне пристали, я хочу учиться»! Они: «Тогда вы будете у нас учиться и преподавать историю музыкальных инструментов и флейту». И вот уже 20 лет я в этой школе работаю. А затем, спустя пару месяцев, в Питер приехал известный швейцарский ансамбль волынщиков Les Hauls et les Bas. У них я взял единственный в своей жизни урок по волынке. Но самое главное, что у этого коллектива мы сняли чертежи всех волынок.

– Для чего?

– Через какое-то время учебы и работы я решил купить волынку. Инструмент в те времена стоил совершенно неподъемные сумасшедшие деньги. Питерский музыкальный мастер Сергей Шек предложил сделать волынку своими руками, чтобы было дешевле: «Володя, – сказал он. – Вы будете шить мешки». И дал мне книжку на английском языке с инструкцией. С английским у меня было очень плохо, эту книжку я переводил три дня. Мой первый мешок шил четыре дня по пять часов в день: телячья кожа, нитки, пчелиный воск и две цыганские иглы. Несколько лет спустя на изготовление мешка у меня уходило меньше часа. Личный рекорд – 45 минут. Также я делал трости, бурдоны, настраивал инструменты.

Владимир Молодцов: Свою первую волынку я сделал своими руками. Мне помогал питерский музыкальный мастер Сергей Шек

Владимир Молодцов: Свою первую волынку я сделал своими руками. Мне помогал питерский музыкальный мастер Сергей Шек

Фото: архив "КП"

– И сколько вы всего сделали инструментов?

– Около трехсот. Первая волынка «родилась» в 1997 году. А после 99-го пошел вал заказов – даже по десять в месяц! На один самый простой инструмент уходит от двух дней до одной недели. И мы с Сергеем в мастерской жили с утра до вечера.

– В каких еще странах «живут» твои волынки?

– Почти все в России. 3-4 штуки в Германии, одна в Англию умудрилась уехать, в Прибалтике несколько штук, в Украине до сих пор на них играют, что-то в Белоруссии осело. Это очень здорово – делать что-то своими руками и видеть результат своей работы. Я знаю, где все мои «дети», потому что по почте мы отправляли только за рубеж, а остальные инструменты люди забирали сами, и я давал им первые уроки. Поэтому честно и смело могу заявить, что процентов 80 волынщиков России – в той или иной степени мои ученики.

Ты и сейчас шьешь мешки?

– Я уже не работаю в этой области, мировые и европейские цены на волынки очень сильно упали. Например, галисийская волынка, на которой я играл в июне этого года на Черном озере, стоит порядка 300 евро. Считай, на зарплату я могу купить себе две волынки. Чтобы заработать на волынку 20 лет назад, надо было трудиться минимум год. И просто так в магазин не сходишь. Надо было звонить мастеру, ехать в Испанию, лично привозить деньги, вставать в очередь, уезжать, через полгода снова возвращаться за инструментом. Сейчас все проще: меня ученики по интернету спрашивают, я рекомендую, заказываем. И через месяц волынка уже приходит.

С какого возраста можно играть на волынке?

– У меня есть ученик, с которым мы занимаемся уже шесть лет, а начинали с семилетнего возраста. И вот сейчас записали компакт-диск. В Шотландии, Галисии (регион Испании. – Прим. ред.) дети начинают заниматься с 5-6 лет. Я смотрел видеозаписи, где четырехлетний мальчишка играет на волынке, и ему очень нравится. Для занятий в первую очередь нужна сильная левая рука, а не дыхание, как ошибочно полагают некоторые, и, конечно, определенная координация.

– Володя, откуда появилась ежегодная традиция проведения концерта на Черном озере?

– Традиция летних встреч появилась совершенно случайно. В Сыктывкаре живут родители и младший брат с семьей, поэтому после того, как я сделал первую волынку, приехал на зимние каникулы в Сыктывкар. Разумеется, хотел показать семье и друзьям, что не просто так целый год проболтался в Питере. В колледже искусств рассказал студентам про старинную музыку, привез с собой кучу инструментов: шалмей, крумхорн, корнамуз, флейту Ганасси. Затем выступал с рассказом в театре «Фантастическая реальность». И ко мне подходит изумленная девушка-студентка: «Владимир, как интересно! А нам на уроках мировой культуры рассказывали, что до Баха никакой музыки не было, бегали трубадуры и стучали в палки!». Я эту фразу запомнил на всю жизнь. Хотел ответить: «Милая, а ты знаешь, кто такие трубадуры? Что в основе современной поэзии лежат стихи трубадуров? Что классическая форма песни – куплет-припев тоже была изобретена ими?». Вот поют люди песни Стаса Михайлова, а Стас Михайлов – это тоже наследие трубадуров, как ни странно. Летом я снова приехал в Сыктывкар с волынкой.

Владимир Молодцов: Вот поют люди песни Стаса Михайлова, а Стас Михайлов – это тоже наследие трубадуров, как ни странно

Владимир Молодцов: Вот поют люди песни Стаса Михайлова, а Стас Михайлов – это тоже наследие трубадуров, как ни странно

Фото: архив "КП"

– Готов был Сыктывкар к такому редкому инструменту?

– Самый «интересный» концерт был в 2001 году. Я нашел в центре города помещение совершенно бесплатно. Саша Титаренко (сейчас – художественный руководитель государственного ансамбля песни и танца «Асъя кыа». – Прим. ред.) мне подыгрывал на барабанах. Я развесил объявления по всему городу, в первую очередь, в тех местах, которые считаются кузницей кадров – это пединститут, университет, а также в общежитиях, на остановках. Цена билета была смехотворной – 10 рублей. Тогда билет на дискотеку стоил 30 рублей. Угадай, сколько человек пришли на концерт? Ни одного. Я долго думал после этого.

– И что надумал?

– Начал действовать по-другому – играть в клубах типа «Спартака», если кто помнит, за что мне, кстати, вполне прилично платили. Потом выступал в театре «Фантастическая реальность»: приходили люди, я садился с волынкой, что-то рассказывал, играл. В 2009 году возвращался с фестиваля из Архангельска и предложил Ларисе Ивановой (художественный руководитель театра «Фантастическая реальность». – Прим. ред.) сыграть очередной концерт. Оказалось, театр переезжает. Центр досуга и кино «Октябрь» находился на ремонте. И Лариса придумала выступить в поле. На первую встречу, которая прошла на лыжном стадионе за вокзалом, пришли мои близкие друзья и хорошие знакомые, человек 30-40.

– Какой концерт в полях был самым запоминающимся?

– Один из самых удивительных – четыре года назад. Каждый раз я стараюсь придумать что-то новое. До этого играл в полях исключительно шотландскую и ирландскую музыку на шотландской волынке. А потом решил представить музыку Англии моего любимого периода – раннего Барокко, для которой мне понадобилась другая волынка – гайта. Специально для сыктывкарского концерта я купил новую гайту. Со мной играли Андрей Дикоев (экс-директор Республиканского колледжа искусств. – Прим. ред.) на баяне, две Нади-виолончелистки из театра оперы, Стас Надев на гитаре, Лена Лапшина на флейте, а также скрипка, труба и тромбон – восемь музыкантов. Получился очень масштабный проект. Концерт начинался в полдвенадцатого ночи. Смысл заключался в том, чтобы устроить музыку на воде, как у Генделя. Если вода ночью спокойная, то идет очень интересное отражение. В ту ночь к Черному озеру пришли около 400 человек. Это о многом говорит. Когда я увидел, что через Кочпонское кладбище светит фарами целый караван машин, я подумал: «Мама родная, что же сейчас будет?!». Конечно, звук получился не совсем тот, о котором я мечтал, но в любом случае этот эксперимент в Сыктывкаре никогда не проводили и вряд ли еще когда-нибудь повторится.

– Похоже, что друзей в Сыктывкаре с каждым годом у тебя становится все больше.

– Изначально эти встречи планировались только для друзей, сейчас превратились в лекции-концерты для всех желающих. С другой стороны, чувствуется острая необходимость в таких встречах. На последний концерт группа велосипедистов, человек 20, специально прикатила из Эжвы! Согласись, не каждый приедет в восемь вечера за город кормить комаров, это действительно только заинтересованные люди.

– В следующем году оркестр «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга», основателем и руководителем которого ты являешься, отмечает 10-летний юбилей.

– За это время мы накопили багаж выступлений и записей: с Александром Розенбаумом, «Терем-Квартетом», Максимом Леонидовым, шотландской рок-группой «Nazareth». На первых гастролях выступали на разогреве Сиси Кейтч. Наш коллектив знают в Бурятии, Москве, Ульяновске, Сарове, Перми, Архангельске, Улан-Удэ, Новосибирске, Екатеринбурге и многих других российских городах. К юбилею тоже подходим очень ответственно, и вообще каждый год обязательно в честь дня рождения даем в Питере бесплатный концерт. В августе собираемся на гастроли в Удмуртию.

– Володя, ты автор единственной в мире книги «Чтение «с листа» для галисийской волынки».

– Для волынки написано множество пособий, а технику чтения с листа не преподает никто. Если бы у нас были хорошие книги, я бы не стал писать. У меня вышли четыре учебника по блокфлейте в издательстве «Композитор» на основе старинной музыки. Картинок – миллион: рыцари, драконы, королевишны! Все черно-белые, и дети их разрисовывают. Книги продаются в питерском Доме книги, в издательстве. Первый тираж небольшой – 500 экземпляров, но я получаю благодарственные письма.

В издательстве была забавная история. Я пришел подписывать договор, юрист спрашивает: «Владимир, а вы человек суеверный»? Я ему: «А что такое? Номер договора 666»?! Юрист в шоке: «Как вы догадались?» А я отвечаю: «Вы предлагаете подписать его кровью?» (смеется).

– Скоро у тебя выходит новая книга?

– Да, называется «Блокфлейта для самый юных». Музыкальная грамота представлена пошагово, текст написан простым языком. Даже человек из глухой деревни, у которого нет преподавателя, сможет разобраться. На обложке – очаровательный «ежик на луне», который нарисовала маленькая девочка Настя Устинская.

– Как тебе удалось стать профессионалом в своей области без консерваторского образования?

– На третьем курсе колледжа искусств я понял важную вещь: если хочешь заниматься музыкой и зарабатывать деньги, нужно быть либо безусловным гением, которого в пять лет приведут к профессору московской консерватории, либо играть на чем-то таком, на чем до тебя никто не играл. Вот собственно ответ, почему я играю на волынке.