Премия Рунета-2020
Рязань
+7°
Boom metrics
Общество23 ноября 2016 11:28

Как рязанцам написать итоговое сочинение: рассуждайте с примерами и не зацикливайтесь на грамотности

За пару недель до итогового сочинения «Комсомолка» подготовила выпускникам советы по его написанию
Итоговое сочинение - допуск к ГИА.

Итоговое сочинение - допуск к ГИА.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

7 декабря более 4 тысяч рязанских выпускников напишут итоговое сочинение, которое является допуском к государственной итоговой аттестации. «Комсомолка» встретилась с начальником отдела регионального минобра Еленой Чесноковой, чтобы дать школьникам несколько важных советов при подготовке к экзамену.

«В Рязанской области грамотные ребята»

Для начала успокойтесь, уважаемые выпускники. Итоговое сочинение - не более чем обычная четвертная контрольная - это не ЕГЭ, а всего лишь допуск к нему. И даже если с первого раза не выйдет получить зачет, у вас будет еще две попытки до конца учебного года: 1 февраля и 3 мая. К слову, не сдают итоговое сочинение с первого раза, как правило, единицы.

- Итоговое сочинение начали проводить три года назад, и на протяжении этих лет рязанские школьники показывают неплохие результаты. У нас многие выходят на всероссийский этап по русскому и литературе. В нашей области грамотные ребята. ЕГЭ по русскому языку с каждым годом сдают все лучше и лучше, - отмечает Елена Александровна.

250 слов, и все свои

При написании сочинения главное - получить зачет. Баллы за работу не ставят. Сочинение - это не диктант, поэтому не превышайте значение грамотности. В первую очередь, оценивать будут содержание работы. Однако это не означает, что ошибки не засчитывают. Безграмотный ученик предстанет не в самом выгодном свете.

- Прежде всего работу анализируют на соответствие двум требованиям. Во­первых, если в сочинении менее 250 слов, то его не проверяют, и по всей работе ставится «незачет». Во­вторых, комиссия смотрит на самостоятельность работы и списанное сочинение не проверяет. Если два первых требования выполнены, то проверяют дальше по 5 критериям: соответствие теме; аргументация - привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность. Важно получить зачет по первым двум критериям. Из трех оставшихся критериев нужен зачет по любому одному, чтобы получить положительный результат за всю работу, - поясняет специалист.

Кроме того, результаты итогового сочинения могут дать несколько дополнительных баллов при поступлении в вуз.

Ничего, кроме ручки и паспорта

По дороге на сочинение никто не собирается осматривать учеников с помощью металлодетектора, устанавливать видеонаблюдение и проводить тщательную проверку, как при ЕГЭ. Однако проносить в класс любые посторонние предметы, кроме ручки и паспорта, строго запрещено. Если преподаватель найдет шпаргалку или телефон - весь труд насмарку.

- В классе, помимо учеников и учителя, могут присутствовать контролирующие органы, но пока неизвестно, в каких именно школах они будут. Представители СМИ тоже могут зайти на сочинение, но ненадолго, - отмечает Чеснокова.

Выпускники узнают темы за 15 минут до начала сочинения.

Выпускники узнают темы за 15 минут до начала сочинения.

Три попытки и заявление

Необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до экзамена, то есть желающие написать сочинение 7 декабря должны были подать заявление до 23 ноября.

В феврале и мае имеют право писать сочинение те выпускники, которые по уважительной причине не были или не смогли завершить работу 7 декабря. Выпускники прошлых лет и учащиеся профессиональных образовательных организаций вправе указать любую удобную дату из трех.

Дети с ограниченными возможностями и учащиеся выпускных классов школ при учреждениях ФСИН России имеют право выбирать между сочинением и изложением.

Для всех ребят сочинение начнется в 10 утра. Сначала ученикам проведут инструктаж: как себя вести, как заполнять регистрационные бланки. Конечно, это время не входит в отведенные на сочинение 3 часа 55 минут. Для ребят с ограниченными возможностями время написания могут продлить еще на 1,5 часа.

Срок действия результатов итогового сочинения составляет 4 года. Выпускники прошлых лет могут еще раз написать сочинение, при этом сохранится результат текущего года, а предыдущий - аннулируется.

Пять направлений для размышлений

В каком направлении начинать думать выпускникам, подсказал Рособрнадзор. Для всех российских школьников названы пять примерных направлений. Темы, а вернее, направления, настолько просты, что пофилософствовать на одну из них сможет абсолютно любой школьник.

- Темы достаточно широкие, и каждый сможет порассуждать. Например, «Дружба и вражда» - кто из детей не сможет порассуждать по данному вопросу? Но важно еще и привлекать литературный материал, - считает Елена Александровна.

Сформированные темы приходят ученикам в классы не ранее, чем за 15 минут до начала экзамена. Направления же известны уже сейчас.

«Разум и чувство». Это раздумья о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Честь и бесчестие». Тема связана с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

«Победа и поражение». Это размышления о победе и поражении в разных аспектах: социально­историческом, нравственно­философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки». Направление предполагает рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда». Здесь можно порассуждать о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

ВАЖНО

Выпускники прошлых лет и учащиеся профессиональных образовательных организаций не обязаны получать допуск к ЕГЭ, а могут по своему желанию написать сочинение, чтобы получить дополнительные баллы для поступления в вуз.