Премия Рунета-2020
Рязань
+11°
Boom metrics
Общество26 октября 2016 9:18

Участники круглого стола по оборонке: «ОПК страны несет потери из-за того, что в школах перестали учить физике»

Участники вскрыли целый ряд проблемных точек, решение которых позволит сделать образованию и военной промышленности качественный скачок вперед
Евгений АЛЕКСАНДРОВ
Фото: Марина РОМАНЕНКО

Фото: Марина РОМАНЕНКО

20 октября в Рязанской торгово-промышленной палате «Комсомольская правда» организовала круглый стол на тему подготовки профессиональных кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. В дискуссии приняли участие представители регионального министерства образования и предприятий, выполняющих оборонный заказ страны, - АО «ГРПЗ», РКБ «Глобус», РПТП «Гранит», а также руководители Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, Рязанского государственного радиотехнического университета, Рязанского станкостроительного колледжа, Рязанского колледжа электроники, а также регионального отделения «Деловой России».

Собравшиеся обсудили вопросы подготовки кадров для предприятий ОПК. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Собравшиеся обсудили вопросы подготовки кадров для предприятий ОПК. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Нынешнее время обострило до предела взаимоотношения ведущих мировых держав. Противоречия, решающиеся с помощью военных конфликтов, стали чуть ли не нормой. Действия Запада по вмешательству во внутренние дела африканских, азиатских и даже европейских государств привели к тому, что сегодня на географической карте мира единовременно пылают сразу несколько кровопролитных очагов. Угроза вплотную приблизилась к границам России… В такой ситуации руководство страны просто вынуждено было мобилизовать усилия для качественного и количественного скачка в военной отрасли. Именно для того, чтобы поговорить о том, готовы ли наши нынешние специалисты «идти на шаг впереди» своих западных оппонентов и какие факторы являются сдерживающими для такого положения дел, мы и собрались на дискуссионной площадке, любезно предоставленной Рязанской торгово-промышленной палатой.

В ходе дискуссии участники вскрыли целый ряд проблем. Фото: Марина РОМАНЕНКО

В ходе дискуссии участники вскрыли целый ряд проблем. Фото: Марина РОМАНЕНКО

На правах хозяина открыл работу круглого стола вице-президент Рязанской торгово-промышленной палаты Алексей Яшкин:

Алексей Иванович Яшкин. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Алексей Иванович Яшкин. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- Мы никогда не остаемся в стороне от проблем, которые обсуждаются на государственном уровне. Совсем недавно проходил госсовет с участием президента РФ Владимира Путина, где поднимался вопрос подготовки квалифицированных кадров для российской промышленности. Мы знакомимся с опытом других российских регионов в данном направлении. На мой взгляд, дела с подготовкой кадров в Рязанской области обстоят неплохо, но есть и определенные нюансы.

Мария Валерьевна Васильева. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Мария Валерьевна Васильева. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- Оборонно-промышленный комплекс давно представлен в регионе, - продолжила разговор начальник отдела профессионально-технического образования министерства образования Рязанской области Мария Васильева. - Сложились надежные взаимоотношения между учебными заведениями и работодателями. Специалистов для ОПК готовят три вуза - РГРТУ, РГАТУ и Рязанский политехнический институт, а также порядка двадцати подведомственных министерству образования учреждений среднего профессионального образования. В Рязанской области ведется подготовка по 22 направлениям и специальностям оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования и по 13 специальностям и профессиям в профессиональных образовательных организациях. Выпуск по специальностям ОПК в среднем профессиональном образовании в 2016 году составил 700 человек, прием на новый учебный год - 800 человек. По высшему учебному звену выпуск составил 1350 специалистов, прием - 730. Вообще образование сейчас находится в активном развитии и подстройке под нужды промышленности. Мы готовы к сотрудничеству и хотим услышать от вас заказ!

СЫРЫЕ БАКАЛАВРЫ

Ведущий Николай Мальцев:

- Вы довольны молодыми специалистами, которые приходят к вам на заводы? Вопрос в первую очередь к предприятиям, но интересно, что скажут и представители образования.

Главный конструктор РКБ «Глобус» Анатолий Мисник:

- Основная проблема с кадрами заключается в том, что рядом находится московский регион, который оттягивает сильных специалистов. Приходится конкурировать с таким непростым соперником. В среднем молодому инженеру-разработчику требуется около пяти лет, чтобы сформироваться, стать самостоятельным и соответственно получать достойную заработную плату. Для этого необходимо любить свою профессию, иметь желание и стимулы к совершенствованию. Многое зависит также от уровня подготовки, полученной в вузе, от степени ее соответствия реальным требованиям, которые диктуются задачами по созданию новой техники.

К сожалению, навыки самостоятельной постановки и решения инженерных задач, умение проводить инженерные расчеты устройств на основе глубокого понимания физических процессов с осмысленным использованием существующих средств автоматизированного проектирования у нынешних выпускников вузов часто не в полной мере соответствуют потребностям предприятия. Для овладения необходимыми знаниями и навыками требуется непрерывная работа по самосовершенствованию, полная самоотдача в работе. Не все готовы и способны идти по такому пути, некоторые инженеры переходят на рабочие специальности - адаптироваться там проще и заработная плата может быть выше.

Здесь нужно понимать, что общий уровень выпускающегося из университета молодого специалиста стал заметно ниже. Если рассматривать специалистов по проектированию, то вообще отмечаем большие проблемы, связанные с «лихими девяностыми». Создатели нового тогда были не востребованы, и этот пласт уникальных людей во многом исчез. Новое поколение не знает истоков физики, а без этого немыслимо создание нового.

Заместитель ректора по учебной работе РГРТУ Михаил Дубков:

Михаил Викторович Дубков. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Михаил Викторович Дубков. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- Наш вуз традиционно работает по контрактной системе. Реализуется целевая контрактная подготовка. Конкретное предприятие отбирает из числа студентов несколько человек (это происходит на 2-3-м курсе), и мы начинаем их целенаправленно готовить. Второй год университет работает по программе «Новые кадры в оборонно-промышленном комплексе». Конечно, выход специалистов составляет не 100 процентов. Отчисления бывают и среди целевиков, но такой жесткий подход позволяет держать студентов в хорошем тонусе.

Мы также прекрасно понимаем, что подготовить человека, который после институтской скамьи сразу бы начал запускать в небо космические корабли, - невозможно. Где-то мы даем более общие знания, где-то - более частные. В совокупности все это приносит положительный результат. Наш главный стратегический военный партнер - Рязанский приборный завод. Под них разработаны соответствующие модули обучения.

Многое осложняет тот факт, что катастрофически падает уровень подготовки в школах, особенно по физике, химии, математике. Но как бы там ни было, мы стараемся делать свою работу. В 2012 году нас отметили на федеральном уровне правительственной наградой в области образования.

Советник генерального директора АО «РПТП «Гранит» Александр Лобанов:

Александр Владимирович Лобанов

Александр Владимирович Лобанов

- К бакалаврам у нас, конечно, очень настороженное отношение. Мы общаемся с ними при работе со студентами - очень сырые специалисты. Возможно, было бы логичнее вернуть в российском высшем образовании «специалитет» хотя бы на профессии оборонной отрасли. И еще одна проблема, коллеги уже озвучивали, что уровень знаний в школах дает просадку. Так, при формировании группы абитуриентов для целевого набора в 2016 году мы обнаружили, что многие выпускники школ не сдавали ЕГЭ по физике, а без знания физики не может быть и квалифицированного инженера. Значит, нужно усиленно и целенаправленно готовить учителей. Истоки всех проблем необходимо искать именно на раннем этапе.

Директор Рязанского станкостроительного колледжа Александр Суворов:

Александр Владимирович Суворов. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Александр Владимирович Суворов. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- Мы всегда отслеживаем процесс адаптации выпускников на предприятиях и их профессиональные успехи, имея ту самую обратную связь, которая позволяет нам в последствии вносить коррективы в учебные программы. Вы спросите: для чего это делается? Ответ простой: принцип работы нашего колледжа - профессиональные знания, умения и компетенции выпускника должны соответствовать уровню профессиональной подготовки, который определяется не только требованиями образовательных стандартов, но и рекомендациями предприятий. В настоящее время внимание к среднему профессиональному образованию со стороны абитуриентов возросло, а наиболее востребованными специальностями являются технология машиностроения и программирование. Анатолий Алексеевич чуть ранее отметил, что иногда инженеры с высшим образованием выбирают рабочую специальность, мы же, в свою очередь, предоставляем студентам возможность параллельно с основным профилем обучения получить рабочую специальность: токарь или оператор станков с числовым программным управлением. Таким образом, после окончания колледжа у выпускников есть возможность не только выбора места и профиля работы, но и продолжения профессионального роста по рабочей специальности.

Директор Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета Игорь Мурог:

- Мы давно сотрудничаем по подготовке кадров для ОПК с «Тяжпрессмашем», с Приборным заводом, «Красным Знаменем». Рабочие программы сегодня согласовываются с Приборным заводом. Мы считаем, что нужно создавать налоговые льготы для предприятий, работающих с институтами и университетами. Да, мы привлекаем специалистов предприятий для практических занятий и чтения лекций, но не можем доплачивать им более 135 рублей за час. А что такое 135 рублей… Если бы были льготы, то сэкономленные средства предприятие могло бы потратить на стимулирование своих сотрудников для работы со студентами. Это, конечно, федеральные вопросы, но решать их необходимо.

Игорь Александрович Мурог. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Игорь Александрович Мурог. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Анатолий Алексеевич и Александр Владимирович затронули тему заработных плат. Нам тоже приходится сталкиваться с таким, когда оператор станка с числовым программным обеспечением получает 60 000 рублей, а инженер на том же самом заводе - 20 000. Приходится реагировать и на этот перекос… Теперь каждый наш выпускник имеет и рабочую профессию - станочник широкого профиля и оператор станков с ЧПУ.

Директор Рязанского колледжа электроники Анатолий Ухвачев:

Анатолий Васильевич Ухвачев. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Анатолий Васильевич Ухвачев. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- Рязанский колледж электроники тоже очень плотно сотрудничает с будущими работодателями наших выпускников. Все отношения выстраиваются только на принципах взаимовыгодного сотрудничества. На последнем курсе три месяца ребята проходят производственную практику, по окончании этого срока они выходят самостоятельными работниками. Я понимаю, что для военных предприятий (таких, как РКБ «Глобус» и РПТП «Гранит») этого недостаточно, там парням все равно предстоит доучиваться, но есть такие заводы, которые с удовольствием принимают наших воспитанников в качестве готовых «боевых» единиц.

ЛИШЬ КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ ЦЕЛЕВИК ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ

Ведущий Николай Мальцев:

- Для того чтобы предприятие было уверено, что молодой сотрудник не окажется проходимцем, для того чтобы молодые люди не понаслышке знали, куда они идут работать, в свое время была введена программа целевой подготовки. Как сегодня реализуется данное направление по отношению к предприятиям ОПК?

Михаил Дубков:

- Наш вуз создавался в те годы, когда в Рязани бурно развивалась радиоэлектроника. Собственно, главной задачей, поставленной перед руководством радиоинститута, и было обеспечение потребностей предприятий радиоэлектроники. С 2008 года мы работаем по программе подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Начинали с 83 студентов, сегодня таких более трехсот человек, что составляет примерно пятьдесят процентов от всего бюджетного набора. Работа ведется со всеми оборонными предприятиями города -

Приборный завод, «Гранит», «Глобус», «Красное Знамя», Тяжпрессмаш, «Плазма», «Спектр», Рязанский завод металлокерамических приборов, Рязанский радиозавод.

Александр Лобанов:

- Над проблемой подготовки и закрепления кадров предприятие работает достаточно давно: так, одно время мы совместно с РГРТУ даже открывали в городе Знаменск филиал радиоуниверситета. К сожалению, просуществовал он недолго, хотя руководство города ходатайствовало о сохранении филиала. Последние четыре года порядка 40-45 студентов Радиотехнического университета ежегодно учатся по целевому направлению АО «РПТП «Гранит». В этом году мы начали организовывать и прохождение производственной практики в месте будущей работы - в г. Знаменске. Имея хорошие прогнозы по развитию и производственной загрузке предприятия при заключении договоров на целевое обучение, мы гарантируем выпускникам вузов работу на предприятии по специальности.

Игорь Мурог:

- Конечно, хорошо, что есть целевые квоты, но, когда мы говорим о целевиках, нужно понимать, что возвращается на предприятие лишь каждый пятый молодой человек. Это реальные цифры по нашему институту! Я уверен, что в других вузах дела обстоят не лучше. В качестве «наказания» беглецы выплачивают в двойном размере социалку, которую доплачивало им предприятие во время учебы, но такое положение дел никого не устраивает. Почему нам не взять пример с министерства обороны? Там на втором курсе курсант подписывает контракт, по которому обязан пять лет после окончания вуза работать по распределению Министерства обороны. В случае нарушения условий контракта выпускник выплачивает государству полную стоимость своего обучения, а, к примеру, у штурманов дальней авиации в 2010 году год обучения стоил 362 000 рублей.

Мария Васильева:

- В прежние годы ситуация была еще хуже. Договоры, заключенные между абитуриентом, вузом и предприятием, не налагали никаких обязательств на целевика. Люди заканчивали вуз и без зазрения совести бросали завод, который оплачивал их обучение. Когда прописали в договорах двойные социальные выплаты, больше людей стало оставаться на предприятиях.

Руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Моторжин:

Владимир Валентинович Моторжин. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Владимир Валентинович Моторжин. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- Давайте обратимся в федеральное министерство образования, чтобы на законодательном уровне прописать более жесткие для целевых студентов. Почему не взять в качестве примера опыт Министерства обороны?

Александр Суворов:

- В настоящее время по «целевой профессиональной подготовке» колледж работает со многими предприятиями, однако, это понятие несколько отличается от понятия, применяемого в рамках высшего образования. Зачисление поступающих по целевым профессиональным направлениям в образовательные организации среднего профессионального образования проходит на общих основаниях без вступительных испытаний по среднему баллу аттестата, в то время как в образовательные организации высшего образования зачисление абитуриентов происходит по отдельному конкурсу. В связи с этим регулярно приходится сталкиваться с ситуациями, когда абитуриент с целевым профессиональным направлением при поступлении в колледж не проходит на выбранную специальность.

Директор по безопасности и персоналу АО «ГРПЗ» Владимир Черепов:

Владимир Иванович Черепов. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Владимир Иванович Черепов. Фото: Марина РОМАНЕНКО

- В целевом наборе есть еще один существенный недостаток. Пять лет - слишком большой срок. Когда завод заключает договоры, новые специалисты действительно очень нужны, но через несколько лет ситуация может измениться, и люди становятся не востребованы. Плюс ко всему сократился до полутора месяцев срок написания выпускной работы. Студенты просто не успевают понять, нравится ему работа или нет, его это призвание или ему стоит искать себя где-то в другой сфере.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - ОТСУТСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Ведущий Николай Мальцев:

- Давайте вернемся к теме, затронутой выше Анатолием Мисником. Я процитирую: «Новое поколение не знает истоков физики, а без этого немыслимо создание нового».

Александр Лобанов:

- Тут еще дело вот в чем - почему мы лишились тех, кто разрабатывает что-то новое? Радиотехнический университет перестал выпускать инженеров-технологов.

Это те люди, которые должны заниматься организацией того или иного производственного процесса, разработкой какой-то определенной технологии.

Владимир Черепов:

- Технологи - штучный товар, каждый на вес золота.

Михаил Дубков:

- Наверное, возможно возобновить подготовку технологов, но это задача не из легких. У нас нет в перечне направлений подготовки по программам специалитета технологов.

Владимир Моторжин:

- Сегодня в нашем образовании какая-то сложилась неправильная ситуация. Радиотехнический университет специалистов в области радиоэлектроники выпускает меньше, чем специалистов в других отраслях. Самый большой прием ведется на экономический факультет…

Михаил Дубков:

- Увы… Это происходит потому, что физику практически перестали сдавать в школах. Все сдают общество-знание.

Игорь Мурог:

- Нам нужно задуматься о подготовке кадров, вернуться к специалитету для подготовки инженеров и педагогов. Посмотрите на школы - квалифицированных учителей физики действительно практически не осталось.

Приведу один пример. После собрания в одной из рязанских школ подходит ко мне мама мальчика и говорит: «Мы вообще-то хотели поступать к вам в институт, но учительница по физике категорически запретила сдавать ее предмет на ЕГЭ. Сказала сдавать обществознание»… И это, к сожалению, не единичный случай.

Анатолий Ухвачев:

- Констатирую. В последние годы нам пришлось столкнуться с новой категорией учащихся - «необучаемые». Они читают в буквальном смысле этого слова по слогам. Какие специальные знания мы можем вложить им в головы, когда эти учащиеся не владеют элементарными вещами? Эту проблему нам нужно обсуждать совместно с муниципальными отделами и управлениями образования.

Владимир Моторжин:

- Думаю, искать причину нужно еще глубже. Вопрос к представителю министерства образования: «Сколько сегодня действует в городе технических кружков?».

Мария Васильевна:

- При Радиоуниверситете, во Дворце детского творчества, еще два в государственных учреждениях дополнительного образования…

Игорь Мурог:

- Все равно это очень мало. Получается, мы физику сами добиваем. Педагогический университет преобразовали в классический вуз - учителей физики перестали готовить. На ЕГЭ выпускникам физику запрещаем сдавать, потому что директор и учитель боятся лишних проблем. Вот скажите, и откуда тогда взяться тем, кто через пять-десять лет должен будет сделать качественный прорыв в оборонной промышленности?

Мария Васильева:

- Ситуация несколько должна выправиться с введением новых образовательных стандартов в школах. Уроки труда заменит предмет «культура изобретательства».

Владимир Моторжин:

- А вы уверены, что за 6800 рублей кто-то толковый пойдет работать в школы?

Фото: Марина РОМАНЕНКО

Фото: Марина РОМАНЕНКО

Ведущий Николай Мальцев:ВЕРНУТЬ ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ НЕВОЗМОЖНО!

- Могут ли профильные классы хотя бы в какой-то мере закрыть дефицит детей с техническим складом ума? Если мы вспомним конец девяностых - начало двухтысячных, такая практика была распространена повсеместно.

Александр Суворов:

Практика такая действительно существует. Когда-то именно таким образом успешно шла профориентация. Ребята изучали физику и математику. Но сегодня школы набирают детей по территориальному признаку: попасть в другую школу практически невозможно, что создает огромные трудности для профильных классов. К примеру, профильный класс находится в школе в Канищево, а живет ребенок в Дашково-Песочне.

Алексей Яшкин:

- Чтобы попасть в другую школу, родители зачастую вынуждены прописывать детей отдельно от себя… Но, думаю, это тоже не выход для профильных классов.

Игорь Мурог:

- Я лично как руководитель института провожу встречи с директорами школ, выступаю на родительских собраниях, проводим мастер-классы со школьниками. На сегодняшний день только четыре школы согласились открыть профильные инженерные классы. Занятия в факультативной форме будут вести преподаватели института. Одновременно в институте открыты творческие мастерские по робототехнике, архитектурной графике и 3D моделированию. Надеемся, что это заинтересует и другие школы.

Анатолий Ухвачев:

- Думаю, мы угадали с темой круглого стола. Российский оборонно-промышленный комплекс сегодня активно развивается. Требуются новые кадры, новое видение, но вскрываются вот такие глубинные проблемы, требующие незамедлительного решения. Хорошо, что мы собрались за дискуссией такой разносторонней компанией, по крайней мере, каждый из нас сделает какие-то шаги в верном направлении. Ну а дальше дело за государством.

Ведущий круглого стола Николай Петрович Мальцев. Фото: Марина РОМАНЕНКО

Ведущий круглого стола Николай Петрович Мальцев. Фото: Марина РОМАНЕНКО

АО «ГРПЗ»

Акцент на социальную политику

Директор по безопасности и персоналу АО «ГРПЗ» Владимир Черепов:

- На Приборном заводе средняя заработная плата составляет 34 000 рублей. Это несколько ниже, чем на заводах и предприятиях аналогичного профиля. Однако кадровая политика построена таким образом, чтобы разницу в заработных платах компенсировать широким спектром социальных гарантий. На период адаптации в течение трех месяцев молодым работникам-сдельщикам устанавливается доплата в размере от 12 000 до 25 000 рублей. Аналогичные доплаты ожидают всех работников, вернувшихся на завод после службы в рядах российской армии. Установлена единовременная материальная помощь при рождении (усыновлении) ребенка. Производятся ежемесячные выплаты многодетным работникам на каждого ребенка. Предоставляется однодневный оплачиваемый отпуск в связи со свадьбой, рождением ребенка, сопровождением ребенка в школу 1 сентября в первый класс. Финансируется санаторно-курортное лечение. Кроме того, завод оказывает содействие (особенно молодым специалистам) в части решения жилищного вопроса путем частичной компенсации ипотеки, а также затрат на наем жилья. Сохранена и активно развивается социальная инфраструктура - есть поликлиника, столовая, база отдыха, спортивный комплекс «Лучезарный». Этим летом в нем, к примеру, установили два плавательных бассейна для детей. В общей сложности финансирование социальной сферы в 2015 году составило 87 миллионов рублей. Думаю, что именно акцент на социальную политику позволяет нам успешно конкурировать с предприятиями, предлагающими большую зарплату.

АО «РПТП «ГРАНИТ»

Специфика предприятия - командировки

Советник генерального директора АО «РПТП «Гранит» Александр Лобанов:

- Зарплата молодых специалистов в первый год работы на предприятии составляет тридцать тысяч рублей. После трех лет работы она возрастает до пятидесяти тысяч рублей и более. Есть в работе один аспект, который нравится далеко не всем, - командировки. Основная работа происходит в городе Знаменск Астраханской области. Там расположен выпускной цех предприятия, где проходят адаптацию все без исключения молодые специалисты. Для лучшей адаптации к каждому молодому специалисту прикрепляется наставник из числа ведущих специалистов и проводится дополнительное обучение по освоению сложной техники, на которой он работает. Работа в командировке предполагает, что большая часть времени проходит в отрыве от семьи и дома. Поэтому мы делаем уклон в сторону выпускников из сельской местности. Понимаем, что после окончания вуза им сложнее адаптироваться в Рязани - необходима жилплощадь, а купить квартиру немногие могут себе позволить. Мы предлагаем служебное жилье в городе Знаменск. Пожив и поработав там определенное время, ребята возвращаются в Рязань, уже имея возможность приобрести собственную квартиру. Плюс предприятие предоставляет им беспроцентную ссуду сроком на 5 лет.

РКБ «ГЛОБУС»

«Одна из наивысших зарплат в регионе»

Главный конструктор РКБ «Глобус» Анатолий Мисник:

- Средняя заработная плата на РКБ «Глобус» одна из наивысших в регионе - более 50 000 рублей. Коллективным договором предусмотрена выплата единовременного пособия в размере месячного оклада (9520, 8800) молодым специалистам при выходе на работу. Действует положение о статусе молодого специалиста. В соответствии с ним молодым специалистам в течение трех лет работы гарантируется заработная плата не менее 20 000 в месяц. На период адаптации в должности за молодым специалистом закрепляется опытный наставник. Профессиональному и карьерному росту молодых специалистов уделяется особое внимание. Широко используется практика, когда молодым инженерам с целью их закрепления выплачивается премия в повышенном процентном размере.

Кадрами рабочих предприятие пополняется за счет приема со стороны подготовленных рабочих, а также молодых людей после окончания ими учебных заведений начального профессионального и среднего профессионального образования. В последнем случае предприятие готовит для себя рабочих самостоятельно, что оправдано спецификой производства. Многие рабочие обучены второй смежной профессии с целью подготовки универсальных рабочих широкого профиля.

На предприятии действует положение об оплате труда квалифицированных рабочих и специалистов, привлекаемых без освобождения от основной работы для производственного обучения рабочих на производстве. Обучение может быть как индивидуальным, так и групповым. После окончания обучения квалификационная комиссия под председательством главного инженера принимает экзамены у обучаемых и присваивает им квалификационные разряды.

Чтобы сотрудники смогли улучшить жилищные условия, несколько лет назад было принято решение о строительстве на заводской территории многоквартирного жилого дома. Приобрести квартиры по договоренности со строительной компанией работники РКБ «Глобус» могут на льготных условиях.

НА ЗАМЕТКУ

- Рязанский радиотехнический университет: Рязань, улица Гагарина, 59/1.

Телефон приемной комиссии: (4912) 46-04-24. Сайт: rsreu.ru

- Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета: Рязань, улица Праволыбедская, 26/53

Телефон приемной комиссии: (4912) 28-39-60. Сайт: rimsou.ru

- Рязанский колледж электроники: Рязань, улица Циолковского, 19.

Телефон приемной комиссии: (4912) 44-23-94. Сайт: ркэ.рф

- Рязанский станкостроительный колледж: Рязань, проезд Шабулина, 22.

Телефон приемной комиссии: (4912) 33-31-19. Сайт: rssk.ru