Премия Рунета-2020
Рязань
+10°
Boom metrics
Общество12 октября 2016 17:05

Министр образования Рязанской области Ольга Щетинкина: Родителей не могут заставить платить за охрану и ремонт, а школьников – дежурить вместо уроков

«Комсомолка» выяснила, какие законы позволяют мамам и папам дать отпор назойливым председателям родительского комитета и не знающим закон директорам учебных заведений
Благотворительные взносы в фонд класса обычно собирают на родительском собрании.

Благотворительные взносы в фонд класса обычно собирают на родительском собрании.

Вот уже полтора месяца, как начался очередной учебный год, и в наш обиход вернулись такие знакомые и до зубовного скрежета родные слова, как «фонд школы и класса», «плата за учебники и охрану». Порой кажется, что родительские собрания в последнее время устраиваются исключительно для того, чтобы стрясти с мам и пап очередную кругленькую сумму. А если родители по той или иной причине тянут, их детей начинают одолевать вопросами и напоминаниями о несданных деньгах. Пару недель назад в редакцию «Комсомолки» обратились родители рязанских школьников, возмущенные бесконечными поборами. Мы решили расставить все точки над «i» и выяснили, на что уходят «благотворительные» деньги и как родителям школьников сохранить семейный бюджет.

«И мать, и цербер в одном лице»

Мало того, что подготовка к учебному году оставляет родителей на мели, так еще и навязчивый родительский комитет вытягивает последние кровные из кошелька. В каждой школе индивидуальный набор взносов, но у всех есть стандартная мзда за охрану.

- В прошлом году мы сдавали по 70 рублей в месяц на охрану, а сейчас плату увеличили до 100 рублей. Неужели за год оплата услуг охранника так выросла? Я пыталась отказаться от оплаты этой услуги, но классный руководитель начала при всем классе задавать вопросы моей дочери, когда же она наконец сдаст деньги, - поделилась с нами читательница Елена Федорова, мать 4-классницы. – Над ней стали смеяться, и мне пришлось сдать деньги.

Арифметика этой бизнес-модели проста: 600 учеников в школе сдают по 100 рублей в месяц. Это, на минуточку, 60 тысяч рублей в месяц, или более полмиллиона в учебный год! С трудом верится, что женщина-божий одуванчик за столиком охраны (ищи почти в каждой рязанской школе) получает больше 15 тысяч рублей в месяц. Наши предположения подтвердил директор частного охранного предприятия, чьи сотрудники работают в нескольких рязанских школах:

- Хорошие охранники получают от 12 до 15 тысяч рублей в месяц при работе по 12 часов с понедельника по пятницу. Хорошие – это значит в возрасте от 40 до 60 лет и работают в фирме с лицензией. Как правило, они сами - родители и бывшие сотрудники МВД. В арсенале охранника есть наручники и резиновая палка. Мы пробовали ставить на охрану школ 30-летних, но дети их просто игнорируют, не авторитетный возраст. У нас есть одна женщина-охранник за 50, она как цербер и мать в одном лице, ее дети слушаются и боятся.

На рынке ЧОПов можно найти охранника и за 7 тысяч рублей в месяц, правда, работать он будет в фирме без лицензии, а возраст его переступит порог 60 лет. Но это ничего, уверяют охранники, ведь не сами же «деды» задерживают террористов – для этого в каждой школе есть «тревожная кнопка» с сигналом на пульт полиции. Выходит, школьный охранник нужен, чтобы защищать школу от учеников, а не от преступников. А в чем же тогда воспитательная функция преподавательского состава?

Школьников, которые не сдают деньги в фонд класса, ровесники часто высмеивают.

Школьников, которые не сдают деньги в фонд класса, ровесники часто высмеивают.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

«Платить - право, а не обязанность родителей»

Когда мы попросили директора школы №60 Валерия Андреева прокомментировать заявление другой нашей читательницы об увеличении платы за охрану, он ответил, что «эта информация не соответствует действительности».

- Стоимость услуг охранной фирмы стоит 32 тысячи в месяц, и с прошлого года не повышалась. Сбором денег занимается председатель родительского комитета. До самой школы эти деньги не доходят. Добровольные пожертвования идут не только на охрану, но и на другие нужды, например, в фонд класса. Никто не принуждает родителей сдавать деньги. Это все на добровольной основе. В этом году, кстати, наш родительский комитет принял решение снизить плату для семьей, в которых более одного ребенка. Возможно, за счет этого и поднялась плата для остальных категорий учеников.

Видимо, председателя родительского комитета об этом забыли уведомить, как и о том, что плата взимается на добровольной основе.

В ответ на запрос «Комсомолки» министр образования Рязанской области Ольга Щетинкина ответила, что «привлечение денежных средств осуществляется только на добровольной основе».

- Внесение родителями денежных средств является правом, а не обязанностью граждан и носит исключительно добровольный характер, - поясняет Ольга Сергеевна.

Законодательно это закреплено в статье Гражданского кодекса РФ, а также нормами Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Так что, уважаемые родители, можете смело оперировать нормами закона в ответ на очередное вымогательство родительского комитета.

По старинке в рязанских школах все деньги собирают в виде наличных и записывают в тетрадь фамилии сдавших средства учеников. Однако с точки зрения закона такой подход в корне неверен.

- Добровольные пожертвовании перечисляются на внебюджетный счет образовательной организации, - пояснили нам в пресс-службе регионального минобра.

Даже директор не заставит дежурить

Помимо поборов на охрану родителей волнует вопрос дежурства их детей вместо уроков. Действительно во многих рязанских школах практикуется привлечение учеников в качестве дежурных. Руководство регулярно выдергивает ребят из образовательного процесса, и если одни и рады такому законному прогулу, то более ответственные ученики с ужасом думают, как наверстывать упущенное. Кроме того, сегодня, когда ни одно общественное место не защищено от возможного теракта, дежурные, сидящие под дверью школы, подвергаются реальной опасности.

Вместе уроков многих рязанских школьников заставляют дежурить.

Вместе уроков многих рязанских школьников заставляют дежурить.

Как нам пояснили в региональном минообре, «важнейшим условием для привлечения обучающегося к деятельности, не связанной с образованием, в образовательной организации является наличие добровольного согласия его и его родителей». Причем, если право родителей не прописано в договоре со школой, свое согласие можно закрепить документально соглашением. Без согласия даже директор не вправе принудить ученика к дежурству по школе.

Еще один вопрос, с которым к нам обратились родители учеников из школы №6, связан с оказанием медицинской помощи ученикам. Так, в их школе врач работает всего на полставки. То есть если голова у ученика заболела в смену врача, то считай, повезло, а если доктор уже ушел или еще не пришел – иди домой и лечись. В субботу в этой школе вообще болеть не положено – у учеников шестидневка, а у врача только пять рабочих дней. В минобре пояснили, что медработник в школе работает в соответствии со штатными нормативами, а именно полагается 1 ставка медсестры на 100-500 школьников, 1 ставка педиатра на 1000 школьников. Получается, что только крупные школы способны позволить себе врача на весь день.

Школьную охрану родители оплачивают добровольно.

Школьную охрану родители оплачивают добровольно.

«Рязанцы на 100% обеспечены учебниками»

Рязань, казалось бы, пережила времена острой нехватки учебников, когда родители со списками литературы оббивали пороги книжных в поисках нужного материала. Однако в некоторых школах Рязани родителей до сих пор обязывают докупать учебники. Наша читательница Ирина Демидова посетовала, что ее принуждают покупать учебник по физике для сына, которого якобы нет в школьной библиотеке. В управлении образования и молодежной политики Рязани нам пояснили, что в 2016 году на пополнение школьного библиотечного фонда школ города потратили 42,5 млн рублей.

- Обеспеченность учебниками в общеобразовательных учреждениях по состоянию на 1 сентября 100%, - ответили в минобре.

Пополнять или не пополнять всевозможные фонды деньгами, оплачивать или нет работу нанятых охранников – решать каждому родителю в индивидуальном порядке, по желанию и возможностям. Главное, уважаемые родители, не забывайте, что все эти взносы имеют статус добровольных и никак не должны отражаться на отношении к вашему ребенку и его успеваемости. А если кто-то из руководства школы или родительского комитета не знает законов, помочь им с этим всегда готовы в прокуратуре. И не бойтесь говорить «нет», в конце концов это школа для ребенка, а не наоборот.

А КАК У НИХ?

В некоторых школах Анадалусии территория огорожена двухметровым забором с колючей проволокой. При входе стоят металлодетекторы, ведется круглосуточное видеонаблюдение. Интересный факт, что испанские родители сопровождают детей до школы и обратно вплоть до выпускных классов.

В Швейцарии более лояльное отношение к охране. Например, в кантоне Санкт-Галлен при входе в школы никакой охраны нет. После того, как прозвенел звонок, двери школы закрываются. В это время никто из посторонних не может зайти в здание. Вновь открываются двери лишь на перерыв через полтора часа, когда дети выходят на улицу, чтобы перекусить и побегать. Переменка длится ровно 20 минут. После звонка двери опять закрываются. Никаких металлодетекторов в школах нет.

Во Франции в некоторых школах, расположенных в неблагополучных районах, дежурит полиция. В спокойных районах порядок охраняют сами сотрудники школ, никого со стороны не привлекают. Школьной охране запрещено носить оружие. За охрану платит государство. Родители приводят и забирают детей в возрасте до 10 лет, дальше ученики самостоятельно добираются до школы. У каждого учащегося есть карточка с фотографией, по которой он и проходит в школу.

КУДА ЗВОНИТЬ?

С 6 августа 2013 года в Рязанской области работает «горячая линия» по вопросам незаконного сбора денежных средств с родителей или законных представителей школьников. Рассказать о наболевшем можно по телефону: (4912) 25-25-38.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Учитель истории школы №74 Александр Барашин:

- Сбор денег на охрану должен быть запротоколирован на школьном собрании. В нашей школе мы не привлекаем ЧОПы, справляемся своими силами. У нас есть ночной сторож. Мы также не собираем деньги на ремонт, делаем скромно и не роскошно. Внимательно относимся к учебным кабинетам, бережем то, что есть. Я считаю, что сбор денег на подарки учителям не идет на пользу имиджу учителя. Если в советское время дарили только простые букеты, то в последние годы принято дарить более дорогие подарки, особенно к выпускным. Не красит педагога, что он разменивает совесть на подарки. Двадцать лет назад учителя совершенно бескорыстно дополнительно занимались с отстающими учениками, а сегодня учителя некоторых рязанских школ принуждают своих учеников из обеспеченных семей к платным занятиям, чтобы те смогли сдать экзамены.