Премия Рунета-2020
Рязань
+19°
Boom metrics
Происшествия3 августа 2016 9:20

Курша-2: ровно 80 лет назад лесной пожар унес жизни сотен рязанцев

«Комсомолка» продолжает восстанавливать хронику событий рокового лета тридцать шестого года
Фото: Евгений БАРАНЦЕВ.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ.

Лидии Даниловны Абловой не стало минувшей весной… Казалось, с ней ушла целая эпоха. Эпоха суровых, потрепанных жестоким временем людей, у которых при упоминании названия поселка Курша-2 на глаза наворачивались неподдельные слезы. Людей, в судьбах которых жуткий пожар тридцать шестого года оставил так и не исцелившиеся за все прожитые дни ожоги. Она была последней - ну или одной из последних…

Дожди наполнили до краев лужи на грунтовой дороге между Култуками и Куршей-2. Однако на грузовике повышенной проходимости можно было не опасаться неприятностей. Хлопая крыльями, прочь из травы бросились тетерева, невольно заставив вздрогнуть. В очередной раз мы возвращались в поселок-призрак.

- Отец у меня маленьким был, когда все это произошло, - перекрикивая урчащий мотор, рассказывает старший инспектор Окского заповедника Алексей Кудряшов. - Говорит, мальчишки из окрестных сел узнав, что Курша-2 горит, побежали поживиться чем-нибудь в тамошнем магазине. Ни один из них не вернулся…

Тем временем слева по ходу движения показался заботливо уложенный на стволы поваленных деревьев дорожный знак «Курша-2», перечеркнутый красным крестом. Еще четыре года назад эта мемориальная табличка стояла на деревянных опорах и являлась излюбленным местом памятных фотоснимков у немногочисленных туристов. Но время не щадит ничего - затирает целые страницы человеческой памяти, съедает деревянные опоры. Дорожный знак рухнул, как рухнул на землю и деревянный крест на самом братском захоронении.

Старший инспектор заповедника Алексей Кудряшов уносит с захоронения сгнивший и упавший деревянный крест - июль 2016 года.

Старший инспектор заповедника Алексей Кудряшов уносит с захоронения сгнивший и упавший деревянный крест - июль 2016 года.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

На песке следы животных, железнодорожные костыли от разобранной давным-давно узкоколейки да желтые кубышки в пруду. В том небольшом пруду, где спасались от пожара местные жители.

Вверх тормашками

- Я родился в июне 1936 года в вагоне узкоколейного поезда - до Тумы, где была больница, маму не успели довезти, - вспоминает Валентин Константинович Пытов. - А потом спустя полтора месяца - 3 августа - случился пожар…

Верите ли вы в судьбу? На миллионы несостоявшихся в наших жизнях встреч выпадают лишь несколько десятков реальных разговоров, но почему-то именно они, как правило, несут в себе отражение нашего собственного взгляда на мир и некоторые подсказки. Вот так совершенно случайным образом мы и познакомились с еще одним самым непосредственным участником жутких событий августа тридцать шестого.

Валентин Пытов родился в июне 1936 года в вагоне узкоколейного поезда, а спустя полтора месяца оказался в эпицентре лесного пожара.

Валентин Пытов родился в июне 1936 года в вагоне узкоколейного поезда, а спустя полтора месяца оказался в эпицентре лесного пожара.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

- Как рассказывал мне дед, то лето выдалось очень жарким… - возвращается к истории своей жизни Валентин Константинович. - Пожар пришел в поселок после обеда. Подогнали состав - платформы с паровозиком, чтобы вывезти людей. Когда бабушки-старушки с внуками и внучками расселись на платформах, оказалось, что в детском саду еще остались ребятишки. Поезд сдал немного назад… Не знаю, оказалось ли это промедление роковым, не знаю, успели они забрать детей или нет, но затем, когда паровоз, набирая ход, отправился в сторону Тумы, и случилось несчастье.

Лесной пожар сжег деревянные перекрытия, брошенные через небольшую речушку, и сошедший с рельсов поезд оказался в самом эпицентре огненной стихии. Часть пассажиров погибла во время катастрофы - кого-то придавило вагонами, других засыпало пиломатериалом, который руководители местной лесопилки пытались спасти от огня. Паника мгновенно распространилась среди людей, и шансы выжить вместе с этим приблизились к нулю…

Мама Валентина Пытова (Ольга) спрыгнула с платформы и упала в придорожную канаву. Едкий дым не давал дышать и, казалось, что худшего уже не избежать, ведь вокруг горело абсолютно все.

- Не знаю, каким образом дед, дядя и отец узнали, что мы поехали на том злосчастном поезде. Они прибежали к месту крушения, - продолжает пересказывать историю своего чудесного спасения Валентин Константинович. - Меня схватил дядя, дед взял на руки мать и мы побежали… Дядя потом рассказывал, что, сделав рывок, решил немного передохнуть и только тут заметил, что младенца (то есть меня) держит вверх тормашками…

«Бабушку мы так и не нашли»

- Сколько людей погибло, я не знаю, - разводит руками герой нашей публикации, - много… В сорок восьмом я по стечению обстоятельств вернулся на Куршу-2. Жил у деда, который работал диспетчером на станции, ходил в школу в Култуки. Братское захоронение в то время содержалось практические идеально. Было две ограды - первая, обсаженная по периметру тополями, обозначала территорию… несколько лавочек стояло. Сама могила была огорожена штакетником. И еще помню, росла там густая-густая акация.

Разборка горельника после того самого пожара 1936 года на территории Тумского лесхоза. Фото из архива Тумского лесхоза.

Разборка горельника после того самого пожара 1936 года на территории Тумского лесхоза. Фото из архива Тумского лесхоза.

Несмотря на чудесное спасение из огня, трагедия на Курше-2 не обошла стороной семью Валентина Пытова. В том пожаре Валентин Константинович потерял бабушку… Она тоже ехала на поезде, но что случилось с ней затем, неизвестно. Ее тела так и не удалось найти.

- Погиб и младший брат мамы. Он, по всей видимости, задохнулся, упал, а уже затем огонь опалил ему ноги… Родители рассказывали, что мужчины выкопали большую траншею и свозили на лошадях к месту захоронения изуродованные огнем тела. Их не опознавали, складывали рядом в траншее и все. На похоронах работали в основном култуковские мужики… Говорят, изредка кто-то из них выбирался из погребальной ямы зачерпывал ковшом вина из специально привезенных двух бочек (выдержать такое без спиртного было просто не под силу, - Ред.) и снова уходил «под землю».

После пожара поселок заново отстроили, но прежнего размаха Курша-2 уже не знала. Многие переселились в Голованово и на Лесомашинную. Два дома на четыре семьи, почта, пекарня, магазин - с тех пор в основном здесь жили железнодорожники, которые и в войну продолжали вывозить древесину из глухих мещерских лесов по узкоколейной магистрали. Интересно, что на месте братского захоронения за исключением двух случаев (может, трех) никого более не предавали земле. Усопших возили на лесное кладбище неподалеку от села Успенское.

Туристам здесь рады - не рады

- Последний житель съехал из поселка уже в восьмидесятых, - говорит наш проводник Алексей Кудряшов. - С тех пор здания и строения постепенно начали исчезать и сегодня буквально сравнялись с землей. Осталось одно название - Курша-2.

- Поселок-призрак, - констатируем мы.

- Заезжают сюда туристы. Но ведь без разрешения прут, а территория эта - Северный биосферный полигон Окского заповедника, - констатирует Алексей Иванович. - Приходится штрафовать… А вот если взять пропуск… мы же не против, чтобы посещали. Ну что, едем обратно?

Территория поселка-призрака Курша-2, выгоревший лес производит угнетающее впечатление.

Территория поселка-призрака Курша-2, выгоревший лес производит угнетающее впечатление.

Из первых уст

Директор Окского государственного заповедника Юрий Маркин:

- Мещерская низменность - очень красивые места, но в то же время очень пожароопасные. Сосновый бор в жаркую погоду может вспыхнуть, как свеча. А торф… торф и сегодня сложно потушить, что уж говорить о первой половине двадцатого века. В экстремально жаркие годы - 1936, 1972, 2010 - жители лесных деревень, словно на пороховых бочках, сидят.

До сих пор о том пожаре практически ничего не известно. Вроде бы он пришел со стороны завода Чарусский, где точно так же, как и в поселке Курша-2, заготавливали древесину. Огонь моментально перешел в верховой и при южном ветре за несколько часов добрался до поселка.

Диспетчер на местной станции принимал сложное решение, людям разрешили сесть на поезд только после того, как вагоны загрузили древесиной. Увы, спастись не удалось…

Трагедия на Курше-2 - событие, конечно, неординарное. Пожары периодически возникают в разных точках мира, но о таком количестве погибших, если честно, мне слышать не доводилось. Ну а история нынешнего времени - 2010 года - наглядно продемонстрировала, что забывать о той далекой трагедии нам никак нельзя.

В тему

Вообще в трагедии на Курше-2 сегодня слишком много пробелов. Фактически, кроме воспоминаний очевидцев и наличия братского захоронения в мещерских лесах, нет ничего. Ни точного количества погибших, ни детальных обстоятельств происшествия. Называется цифра 1000 заживо сгоревших и задохнувшихся в пожаре, но откуда она взялась, не совсем понятно.