2016-08-24T02:02:48+03:00

Валерий Шадский: «Зрители верят, что плохого, неинтересного мы не привезем»

В преддверии международного фестиваля «Рязанские смотрины» корреспондент «Комсомолки» побеседовал с художественным руководителем Рязанского театра кукол.
Владимир ФРОЛОВtrue_kpru
Внос знамени на фестиваль 2007 года.Внос знамени на фестиваль 2007 года.
Изменить размер текста:

Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины» в сентябре 2015 года пройдет в Рязани в 15-й раз. С чего все началось? Как он пережил все кризисы? Какое занял место в мире? 26 лет назад идея организации фестиваля родилась у художественного руководителя тогда еще молодого Рязанского театра кукол Валерия Шадского. Он занимается этим и сегодня.

Сцена из спектакля про царя Петра, 1990-е годы.

Сцена из спектакля про царя Петра, 1990-е годы.

– Валерий Николаевич, в СССР многие фестивали проводились по указанию «сверху». У нас было не так?

– Да, тогда у нас была совсем другая страна. В Рязани за все отвечал обком партии. А вышло так, что мы подружились с польским театром из города Бельска-Бяла. Кто не помнит, это город, в котором располагалась мультипликационная студия, выпускавшая мультфильмы про Болека и Лелека. Нас туда пригласили на фестиваль – интересное мероприятие, которое поразило обилием спектаклей и даже обсуждений в кафе. И нам захотелось сделать что-то подобное. Когда нас с Аскаром Тагером, директором театра кукол, пригласили для отчета в обком партии, мы рассказали, как все было интересно. И посетовали: мы, мол, крупный город, с несколькими театрами – и такого не имеем. Нам сказали: ну что же, организуйте.

– И вы позвали в Рязань поляков?

– На первом фестивале было три театра: наш, польский и шведский. Можно сказать, тот фестиваль мы «сообразили на троих». Зато актеры, приехавшие из Швеции, выступали в уникальном автобусе-театре с 50 зрительскими местами. В автобус надо было входить и при входе разуваться. А перед спектаклем актеры выходили на площадь и играли на средневековых инструментах – и послушать их собиралась толпа.

– Так все и узнали про «Рязанские смотрины»?

– Первый фестиваль не носил еще никакого названия: просто «Международный фестиваль театров кукол». Когда мы стали готовить второй фестиваль, тогда стали думать над названием. Нам хотелось посвятить фестиваль молодой современной режиссуре. И название появилось вот так: собирались мы осенью, а на Руси осенью всегда начинались смотрины: какой урожай, как девки подросли, как мужики оперились. Вот мы и подумали: а почему бы не назвать фестиваль «Рязанские смотрины»?

– Сначала фестиваль проходил ежегодно: 1989, 1990, 1991... А потом?

– Потом мы поняли, что так нельзя. Иначе пришлось бы заниматься только этим, а мы ведь еще работали над развитием собственного театра. И мы решили проводить биеннале – один фестиваль в два года, и время выбрали: каждую вторую субботу сентября нечетного года.

Открытие фестиваля в 1999 году.

Открытие фестиваля в 1999 году.

– Гостей становилось все больше?

– Да, и при подготовке каждого фестиваля мы смотрели репертуар всех театров – чтобы знать, что мы приглашаем. Это были не только театры из-за рубежа: из Бразилии, Италии, Швеции, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии... Через «Рязанские смотрины» прошла вся молодая режиссура разных городов России. Режиссеры и актеры смотрели, удивлялись, учились, а также знакомились с чем-то, с их точки зрения, неприемлемым. Я помню, например, какой критике подвергли итальянский спектакль «Семь страстей и пороков». А каким открытием для нас были Саша Борок и Сергей Плотов! Настоящим событием был их спектакль «Рассказы о Ленине». И у нашей общественности тоже были о нем разные мнения. Но постановка была с таким добрым юмором... Белорусский режиссер Олег Жюгжда стал завсегдатаем нашего фестиваля, и не только потому, что его тут хорошо принимали, но и потому, что у него на каждый фестиваль – в первой половине сентября – приходится день рождения. Со временем он стал все теснее работать с нами, и именно он ставил спектакль нашего театра «...И наказанiе».

– Множество других фестивалей в России не пережили времена социальных потрясений. Как удалось удержаться вам?

– Было время, когда фестивальное кукольное движение в России вообще заглохло. Все увлеклись тогда политическим театром, эта арена им была интереснее. От нас откололось прибалтийское театральное движение. Распался очень интересный фестиваль на Урале. Остались лишь фестивали в Москве, в том числе коммерческие, и наши «Смотрины». Благодаря руководству области, благодаря помощи спонсоров, среди которых один рязанский банк помогал нам все 26 лет. И благодаря фантастической преданности своему делу коллектива нашего театра... Как видите, нам удалось фестиваль сохранить, и сейчас он один из старейших в России. Неоценимый вклад внес в эту работу наш новый директор Константин Кириллов, «Смотринами» он занимался с 2003 года.

Константин Кириллов и Валерий Шадский работают вместе с 2003 года.

Константин Кириллов и Валерий Шадский работают вместе с 2003 года.

– Историю фестивалей можно проследить по сувенирам, которые выпускались к каждому.

– Эти сувениры, или памятные призы, вручались всем участникам. Я всегда был против каких-то «Табелей о рангах», чтобы режиссеры не перессорились между собой. Мне хотелось собирать людей, влюблять друг в друга, заинтересовывать. И мы решили, что каждый фестивальный спектакль достоин получить памятную награду. Причем знак должен быть оригинальный и связанный с Рязанской областью. В первый раз мы пригласили Михаила Шелковенко, и он создал настоящее произведение искусства – линогравюру, которой все восхищались. Позднее к изготовлению знаков мы и мастеров керамики привлекали, и мастеров по стеклу... Когда проходил десятый фестиваль, мы заказали матрешку, в которой пряталось еще девять, по числу фестивалей. Рязанский театр кукол отдавал с этими памятными знаками частичку себя. И сейчас иногда приезжаешь в какой-то театр, а они с гордостью показывают: вот ваш приз и ваш диплом у нас бережно хранятся.

– А как вы пришли к оригинальному названию каждого фестиваля?

– Скорее, это темы. Если мы заметили, что сразу много режиссеров ставят спектакли по произведениям великих писателей русской и зарубежной литературы, мы назвали фестиваль «Классики». Когда заметили, что в год 50-летия первого полета Гагарина стало много постановок про путешествия по звездам, про инопланетян – придумали название «Петрушка в космосе».

– А Петрушка – это ваш вечный символ?

– Это самый известный русский кукольный персонаж. Он изображен на нашем флаге и присутствует на большинстве памятных знаков. Флаг появился со второго фестиваля, и на нем изображен Петрушка, просто с годами менялась конфигурация полотнища – сейчас он более вытянут в горизонтальном направлении. Там изображен не просто Петрушка, а Петрушка с зеркалом в руке. Ему все кричат: «Шут! Балаганщик! Петрушка!» А наш Петрушка смотрится в зеркало, символизирующее зрительские оценки, и видит себя там королем в венце вместо шутовского колпака.

– Много молодежи почувствовало себя после вашего фестиваля королями?

– Да. В фестивале «Рязанские смотрины» участвовали студенческие театры. Интересно было смотреть на молодую поросль, на те идеи, которые рождались в молодых головах. Например, у ребят из Ярославского института были занимательные работы. Из Нижнего Новгорода молодежь привозила свои интересные озорные этюды. Постановка Томского театра «Про Федота-стрельца» была крайне интересной по форме – там из мешков составлялись декорации. Это был единственный спектакль, который мне понравился по этой пьесе.

– На фестивале всегда аншлаг?

– Да, потому что законы общества, как и законы физики, нельзя обмануть. Угол падения равен углу отражения. Как аукнется, так и откликнется. Мы стараемся, мы любим наш город, мы любим нашего зрителя, мы любим детей, мы любим взрослых, хотим, чтобы они становились лучше, и с этой любовью мы идем к зрителям, и ради них наш фестиваль и существует. Что касается гостей из других городов и стран, то зрители нам верят: плохого, неинтересного, мы им не привезем. А любопытство – это один из двигателей прогресса.

В России много театральных фестивалей, но были моменты, когда даже газета «Культура» отдавала нам пальму первенства. Однажды в Россию приехал Мигель Ариече, генеральный секретарь организации кукольников UNIMA, – он побывал на нашем фестивале, а затем у конкурентов, и потом опубликовал в интернете отзыв, где назвал наш фестиваль наиболее живым и искрометным.

Фестиваль открывают ангелы, 2001 год.

Фестиваль открывают ангелы, 2001 год.

– Чему будут посвящены «Рязанские смотрины» в этом году»?

– В нынешнем году к нам в гости приезжают пятнадцать театров, у нас пятнадцатый фестиваль, и год тоже 2015-й, отсюда и название «Пятнашки». На дворе снова кризисный период, и некоторые фестивали в нынешнем году не состоятся. Я признателен руководству Мытищинского театра, которое как только поняло, что не наберет средств на собственное «Мытищинское чаепитие», то они попросили направить помощь Союза театральных деятелей на наш фестиваль.

А что касается памятных знаков, то на этот раз мы постарались найти новый материал – не дерево, не металл, не стекло, не керамику. Это будет нечто, что рождает звук, который распространяется в воздухе. Скульптура, картина – они материальны, а звук – это ближе к духовному.

СПРАВКА "КП"

Какие спектакли увидит зритель на XV «Рязанских смотринах»?

* Центральный государственный театр кукол имени Сергея Образцова представит в Рязани сказку про Снеговика, а также три новеллы для взрослых, объединенные названием «Старый сеньор и...»

* Большой драматический театр имени Товстоногова из Санкт-Петербурга впервые приедет в наш город с кукольным спектаклем «Когда я снова стану маленьким» по Янушу Корчаку.

* Чеховскую «Каштанку» привезет в Рязань Симферопольский театр кукол, в гостях у которого рязанские коллеги выступали прошлым летом.

* Спектакль «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина сыграет Мытищинский театр кукол «Огниво».

Со своими постановками выйдут на сцену театры из Пензы, Иркутска, Архангельска, Екатеринбурга, Ярославля. Олег Жюгжда, режиссер белорусского театра из Гродно, представит зрителям мистический спектакль «Фауст. Сны» по мотивам трагедии Гете. Перед рязанцами выступят итальянский театр «Ди Филиппо марионетте», шведский театр «Сезам» и болгарский «Невиждан театыр».

Четыре спектакля нынешнего фестиваля («Снеговик», «Когда я снова стану маленьким», «Убить Кароля» и «Старый сеньор и...») становились лауреатами национальной премии «Золотая маска».

 
Читайте также