Премия Рунета-2020
Рязань
+13°
Boom metrics
Происшествия7 августа 2015 11:40

Трагедия на Курше-2: Если бы поезд не пошел, люди бы остались живы…

79 лет назад в рязанской Мещере неведомая сила разыграла сценарий жуткой катастрофы
Евгений БАРАНЦЕВ, Александр ЕФАНОВ

По бывшей насыпи узкоколейной железной дороги через поваленные деревья пришлось пробираться пешком. После пожаров 2010 года окрестности поселка-призрака Курша-2 приобрели совсем уж угнетающий вид… На песке следы животных… Утром, может быть, вчера вечером этой же тропой шел волк, чуть поодаль несколько замечательно читающихся отпечатков оставил лось, а вот это уже интереснее… - рысь. В последнее время популяция «пушистых котят» в рязанской Мещере заметно активизировалась и увеличилась.

Примерно через полтора километра от братского захоронения справа на насыпь вывела наезженная грунтовка – значит, этот путь на вездеходном транспорте можно проделать значительно быстрее. Но не возвращаться же было теперь с половины дороги… Мы шли к тому самому мосту (вернее, мостку), где 79 лет назад потерпел крушение узкоколейный состав с женами и детьми работников Куршинского лесозавода… Лесной пожар сжег деревянные перекрытия, брошенные через небольшую речушку, и сошедший с рельсов поезд оказался в самом эпицентре огненной стихии…

Редкие документы о Курше-2

Так сложилась история, что в далеком 1936 году рязанская земля входила в состав Московской области – возможно, именно поэтому сегодня с таким трудом удается отыскивать документальные источники о жизни поселка лесорубов, который в момент своего рождения получил название Курша-2. Но кое-что все-таки попадается…

1924 год. «Со дня моего пребывания на Куршинском лесозаводе наблюдается полное разгильдяйство рабочих, выливающееся в нежелательные последствия, как то: самочинный уход в бараки и деревни по домам за полторадва часа до окончания работ. Несвоевременная явка на работы в особенности наблюдается после дней отдыха, в том числе со стороны членов завкома. Подобные явления влились в систематическую форму и стали хронической болезнью». Документ составлен за подписью заведующего Куршинским лесозаводом товарища Давыдова.

А вот документ 1925 года - копия приказа по Головановской группе лесопильных заводов: «В связи с наступлением теплой погоды приказываю техническому персоналу привести в полную исправность имеющиеся при лесозаводе пожарные машины и железные бочки, наполнить последние водой и расставить в местах более опасных в пожарном отношении».

Ну а далее наступает неизвестность… То, что происходило в лесном поселке в конце двадцатых и в тридцатых, пока - тайна за семью печатями.

Вторая экспедиция «Комсомолки»

К сожалению, обследование рокового моста к серьезным открытиям не привело. Слишком много времени, а самое главное, строительных мероприятий проведено на узкоколейной насыпи с тех пор. А вот мутная железистая вода ручья осталась неизменной – тот же специфический состав, тот же отпугивающий случайных гостей цвет.

По краям насыпи пестрели налившиеся к концу июля бордовым ароматом ягоды малины – аппетитные и привлекательные. Но когда рука уже тянулась к плодам, вспомнились слова правнучки Ираиды Руновой (другой выжившей чудом пассажирки рокового поезда):

Мама рассказывала, что в ту сторону за земляникой ходили, а бабушка ее никогда не ела, хотя откуда ей было знать, где, собственно, землянику собирали. В то время земляники полно по окрестностям росло.

Кто-то скажет, предрассудки. Возможно. Но аппетит эти предрассудки совершенно испортили. Глоток воды, дополнительные десять минут на обследование моста, и мы принимаем решение возвращаться в поселок-призрак. Время нещадно затирает следы былых событий, но, возможно, однажды мы узнаем все…

Уже в поселке неподалеку от братского захоронения обнаружили печать-пломбу из тех далеких времен – «м. Кур. ж.д контроль». В двадцатые-тридцатые Куршинская узкоколейная ветка относилась к Московской Курской железной дороге, и потому все прибывающие в поселок грузы (или отправляемые из поселка) опломбировались такими печатями. Одна из них и оказалась теперь в наших руках.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Самая вкусная ржавая вода

Еще в 2012 году судьба свела нас с Лидией Абловой… Фрагменты той, без всякого преувеличения, исторической встречи сегодня мы публикуем впервые.

3 августа 1936 года лесной пожар подступал к заводу… Мы всей командой, мама, я, братишка и сестренка переносили вещи из дома в яму, чтобы сохранить свое имущество в случае, если огонь перекинется на поселок. Отец боролся с пожаром в лесу… Около полудня за нами прибежали, чтобы отправить в эвакуацию на поезде. Втиснули в первую теплушку, и состав тронулся. Поезд состоял из пяти-шести крытых вагончиков и нескольких платформ, на которых поверх стройматериалов сидели люди.

Лесной пожар шел верхом и низом – казалось, земля и небо горят, продолжает рассказ Лидия Даниловна. Когда состав сошел с рельсов, маму с сестренкой и братишкой вытолкнули на правую сторону, меня – на левую. Я хорошо слышала, как она завала меня: «Лида! Лида!»… А я не могла пробраться к ним, стояла в растерянности, и тогда какойто мужчина схватил меня и потащил прямо в огонь… Те, кто побежал от огня, почти все погибли. Маму нашли под большим деревом, одной рукой она сжимала ручонку сестренки, другой – братишки… А вот те единицы, кто осмелился броситься в огонь, спаслись.

Мы бежали, наверное, метров сто в сплошном пожаре, а затем пламя стало ослабевать. Неизвестный мужчинаспаситель вырыл для меня большую яму, сказал подождать его здесь и кудато ушел. А когда вернулся, в своей кепке он принес воды, ее вкус я помню до сих пор. Ничего вкуснее той ржавой воды я не пила за всю свою жизнь…

По словам Лидии Абловой, в самом поселке Курша-2 во время пожара почти никто не погиб. Люди перебегали от дома к дому, а свободные от леса огороды создали то самое пространство, которое позволило сохранить десятки (если не сотни) жизней.

Если бы… если бы поезд не пошел, люди бы остались живы…

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

В тему

В архивных документах 1920-х годов значится, что за Куршинским лесозаводом был закреплен паровоз «Артур Коппель». Он ли буксировал тот злополучный состав или нет, мы можем только догадываться. Паровозы Артура Коппеля были очень просты в управлении и надежны и в России в то время пользовались особым спросом.

Информация к размышлению

Вообще в трагедии на Курше-2 сегодня слишком много пробелов. Фактически кроме воспоминаний очевидцев и наличия братского захоронения в мещерских лесах нет ничего. Ни точного количества погибших, ни детальных обстоятельств происшествия. Называется цифра 1000 заживо сгоревших и задохнувшихся в пожаре, но откуда она взялась? Неужели узкоколейный паровоз, тянущий за собой состав примерно из десяти вагонов, груженный пиломатериалами, мог осилить еще 1000 пассажиров? Не совсем вяжется со страшной цифрой и относительно небольшая площадь братского захоронения, все-таки вряд ли тела погибших укладывали одно поверх другого.

P.S. «Комсомолка» обращается к читателям с просьбой о помощи - если ваши родственники в свое время были непосредственными участниками событий августа 1936 года, обязательно позвоните нам по телефону (4912) 95-78-87. Давайте завершим расследование этой душераздирающей истории вместе.