Премия Рунета-2020
Рязань
+6°
Boom metrics
Общество18 июня 2015 14:48

С «умными светофорами» Рязань поехала в полтора раза быстрее?

«Комсомолка» выяснила, как работает автоматика, которая теперь регулирует дорожное движение по двум главным городским направлениям, и помогает ли она городу.
Центром, разделяющим череду "умных светофоров" на две магистрали, является перекресток улиц Ленина и Свободы.

Центром, разделяющим череду "умных светофоров" на две магистрали, является перекресток улиц Ленина и Свободы.

Фото: Сергей ЛАЗУТИН

Пока окраины едут по старинке, «центральная ось» Рязани стала филиалом дороги будущего. Речь идет о распределении транспортных потоков. Эту миссию теперь почти полностью отдали на откуп автоматике. Человек же выполняет функцию диспетчера: наблюдает и вмешивается, когда необходимо.

ГЛАЗА И МОЗГ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), в народе - «умные светофоры», состоит не только из светофоров. Сюда входят 102 камеры видеонаблюдения и 77 детекторов.

Всего 26 светофорных объектов - от пересечения улицы Юбилейной с Московским шоссе до перекрестка улицы Рязанской и Куйбышевского шоссе - имеют такое оборудование. Они интегрированы в единую систему и приведены к единому циклу. Благодаря этому по городу ежедневно запускают «зеленую волну», «съедающую» пробки.

АСУДД - лишь одна десятая часть региональной навигационно-информационной системы. Управление пассажирским транспортом, перевозками опасных грузов, дорожной техникой, машинами скорой помощи, МЧС и даже контроль за школьными автобусами… Все это части колоссального механизма, сокращенно называемого РНИС. Трудно поверить, что такая махина создана в Рязанской области за каких-то пять лет - с 2009 по 2014 годы - за счет бюджетных средств.

ПО ЦЕНТРУ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ «ДВОРАМИ»?

Госсредства - это налоги, а когда дело касается налогов, то каждому добропорядочному гражданину важно знать: с толком ли тратятся деньги и почувствует ли он на себе позитивные изменения.

Итак, «зеленая волна» суть коридор, создаваемый «умными светофорами». Двигаясь по нему, в идеале, автомобиль по приоритетному направлению и на определенной скорости на каждом из перекрестков встретит «зеленый». С утра до 15 часов «зеленая волна» включается для тех, кто движется от спальных районов к центру города, а после 15 часов разворачивается обратно.

Для этого всю цепочку «умных светофоров» делят на две магистрали, каждая из которых соединяет крайнюю точку с центром. За центр приняли перекресток улиц Свободы и Ленина.

Другой режим - автоматическое направление, когда техника на основе данных с детекторов меняет циклы светофоров. Детекторы измеряют скорость потока, занятость полос, интенсивность и объем движения (количество транспортных средств на единицу времени). Автоматика реагирует, когда по выходным данным «видит» пробку.

При этом частота и длительность «зеленого» на пешеходных переходах всегда остаются неизменными. Чем же жертвует система? Об этом мы спросили главного инженера системы АСУДД Егора Цымбулова.

- Как правило, цикл длится 120 секунд. Время распределяется по фазам работы светофора. Если требуется увеличить время одной фазы, то это делается за счет уменьшения длительности другой. Порой достаточно «отдать» от 2-5 секунд одному из направлений, чтобы его разгрузить.

- Какой эффект уже дала система? Стал ли город двигаться быстрее?

- Средняя скорость движения в час пик, по нашим подсчетам, увеличилась в полтора раза (по регулируемым направлениям - прим. ред.). Например, если до внедрения системы пробка на Московском шоссе сохранялась в течение трех часов, то теперь удается сократить это время до 50 минут - полутора часов.

У водителей исчезла необходимость разгоняться по городу или искать объездные пути. Сейчас стало быстрее проехать по центру, чем по второстепенным улицам. Система рассчитана на среднюю скорость 35-40 километров в час, на больших прогонах – до 50-60. Это максимум, так как система работает в соответствии с ПДД.

- Как регулируются циклы в случае необходимости?

- Когда система только создавалась, мы загружали нужные данные на флэшку и ехали к светофорному объекту. Теперь есть автоматизированные рабочие места диспетчеров и программное обеспечение, которое подключено непосредственно к контроллерам светофоров. Благодаря этому диспетчеры по согласованию могут оперативно менять режимы светофоров.

- К участкам, включенным в АСУДД, примыкают другие проблемные улицы: например, улица Каширина, проезд Яблочкова…

- Наша система – это не панацея, а действенный инструмент. Недавно мы скорректировали организацию движения на перекрестке в районе проезда Яблочкова, увеличив время проезда транспорта, который движется со стороны Песочни. А на таких улицах, как Каширина, не справится никакая автоматика. На ее пересечении с Первомайским проспектом по согласованию с администрацией города планируется изменить схему организации движения, чтобы получить более гибкое управление в режиме реального времени. То же планируется сделать на перекрестке Первомайского проспекта и улицы Дзержинского.

- Как будет развиваться система в ближайшем будущем? Будет ли она разветвляться на другие городские улицы?

- Следующим этапом станет установка информационных табло, которые будут показывать водителям информацию о рекомендуемой скорости на том или ином участке. Оборудование для пилотного запуска уже изготовлено, но пока не установлено. А будет ли система расширяться – это вопрос дальнейшего финансирования.

Собеседники рассказали нам, что по объему проделанной работы рязанская система является одной из передовых в стране. Местным опытом заинтересовались в Смоленске и Пскове. Приезжали в Рязань и представители «Сколково». Словом, у нашего города есть шанс послужить хорошим примером для других.

МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

Юрий Галкин, таксист с 10-летним стажем, водительский стаж – 45 лет:

- Пробки в центре Рязани по сравнению с тем, что было зимой, уменьшились ощутимо. Но нужно учитывать, что сейчас многие находятся за городом. Значительно легче стало проехать с улицы Маяковского на Сенную и в обратном направлении на перекрестке с Первомайкой. Заметно разгрузилось движение на перекрестке Типанова – Первомайка – Вокзальная и при повороте с Первомайки на Дзержинку. Но сказать, что ситуация изменилась кардинально, нельзя. По моему мнению, корень зла – в торгово-офисных зданиях в центре города. Их нужно строить на окраине, как это теперь делают, например, в Москве. В конце концов, лучше потратить лишний литр бензина, чем платить за неправильную парковку и эвакуатор.

Роман Марсов, три года работает на маршруте №47:

- Принципиальных изменений нет. Как стояло Московское шоссе, так и стоит, разве что стало легче проехать от Автовокзала до моста через Павловку. На рейс от одной конечной до другой уходит в среднем 50 минут, в час пик – около часа. Могу сказать, что сейчас дорога в один конец занимает практически столько же времени, сколько и раньше. Может быть, на 5 минут меньше. Но здесь нужно учитывать, как складывался маршрут: посадка-высадка пассажиров, различные ситуации на дороге, а затем уже делать выводы – сработали это «умные светофоры» или просто повезло.