Премия Рунета-2020
Рязань
+5°
Boom metrics
Общество2 апреля 2015 10:45

Что скрывают шесть слоев рязанского асфальта?

«Комсомолка» выяснила основные причины разрушения дорожного покрытия в Рязани и подсчитала, сколько денег было «закатано в асфальт» за последнее десятилетие.
Анастасия КУДРЯШОВА

Пару недель назад на улице Братиславской в Горроще образовалась яма глубиной больше 25 см. Только за один вечер в ней пробили колеса четыре легковых автомобиля. Сотрудники ближайшей автомойки завалили яму покрышками, чтобы не допустить еще серьезных ДТП. Автомобилисты могут привести еще сотню аналогичных примеров по всем районам города. В более­-менее приличном состоянии сейчас находятся только центральные улицы, но стоит свернуть в тот или иной микрорайон - водителю приходится выбирать: либо лавировать между ямами с выездом на встречку, либо подскакивать, как на батуте. С приходом весны город вновь обнажил свои дорожные раны. Все мы смутно помним, что их как будто уже неоднократно лечили, но каждый год они вскрываются вновь.

Госнадзор контролирует проведение работ только на объектах федерального значения. Когда же ремонтируются дороги областные и городские, после сдачи объекта делают вырубки и берут асфальт на пробу. Пусть даже заложено 6 слоев асфальта, проверить качество работ после укладки несложно. В региональном минтрансе этим занимается специальная лаборатория. К тому же на выполненные работы действует гарантия от года (если речь идет о ямочном ремонте) до 14 лет. Казалось бы, есть контроль, да и громкие заявления о приходе новых технологий мы тоже слышим регулярно. Так почему же каждую весну асфальт сходит вместе со снегом? Чтобы получить ответы, «Комсомолка» обратилась к городским службам, экспертам и самим дорожникам. А заодно подсчитала, сколько денег было вложено в ремонт дорог в Рязанской области только за последнее десятилетие.

Если бы не эти покрышки, водителей ждал бы большой, а точнее - глубокий, сюрприз.

Если бы не эти покрышки, водителей ждал бы большой, а точнее - глубокий, сюрприз.

ОПЫТ РАБОТЫ ПРИ РЕМОНТЕ ДОРОГ БОЛЬШЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Подряды по ремонту, строительству и реконструкции дорог относятся к госзакупкам, по которым проводятся аукционы. В Рязани наберется десяток крупных дорожных компаний, которые имеют свои заводы по изготовлению асфальтобетона. Например, существующий с 1992 года «Ремикс», работающий на область «Рязаньавтодор» и «Веллком», где недавно открылась лаборатория по контролю за качеством дорог. Однако аукционы выигрывают в основном компании из других регионов, предлагающие наиболее выгодные условия. Вот только для кого? На условиях анонимности специалисты, имеющие опыт ремонта дорог по подрядам, рассказали об устоявшейся практике «дележа» 45% выделенных средств между заинтересованными лицами. Правда, при этом они предпочитают не называть конкретные должности и фамилии людей, участвующих в этом процессе.

Еще несколько лет назад в стране действовал 94-й Федеральный закон, который требовал наличия определенного опыта у компании, претендующей на подряд на строительство и ремонт дорог. Сейчас это требование исключили. Достаточно получить или купить свидетельство саморегулируемой организации (СРО), чтобы получить право на участие в торгах. В целом систему проведения аукционов можно сравнить со сдачей ЕГЭ: в идеале она должна помогать людям, но в условиях российской действительности только вредит.

Конкурсный механизм со временем стал более гибким, что исключает повторение ситуации 2007 года. Тогда из федерального бюджета выделили порядка 400 млн рублей для проведения ремонта дорог в городе. От принятия решения до выделения средств прошло полгода. Деньги поступили только в сентябре, с началом дождей. А результаты конкурсных мероприятий стали известны и вовсе при непригодной по СНиПам погоде. Освоить средства требовалось до конца года, и горадминистрация стала заложником ситуации. Миллионы буквально закатывали в лужи, в снег, доводя ситуацию до абсурда. А следующей весной дороги покрылись ямами.

Как нам рассказал руководитель работающей в Рязани крупной дорожной организации, часто практикуется работа авансом. Бывает, что дорога сдана и уже эксплуатируется, а конкурс на ее ремонт только проводится. К таким мерам прибегают, когда сдать улицу надо срочно. Например, перед выборами. Подобным образом прошлым летом прошли дорожные работы на улице Колхозной. А на улице Циолковского тем же летом работы, напротив, затянулись до неприличия. Причиной тому стал «сырой» проект, который выполнила никому не известная организация. Когда асфальт положили, выяснилось, что не продуман сток воды. Пришлось работу переделывать и в срочном порядке проводить конкурс по поиску нового подрядчика.

Встречаясь с ямой, автомобили теряют колпаки.

Встречаясь с ямой, автомобили теряют колпаки.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ, НО ПРИМЕНЯТЬ ИХ ПОДРЯДЧИКАМ НЕВЫГОДНО

Этой зимой рязанские чиновники, отвечающие за дорожное хозяйство, заявили о новой технологии ямочного ремонта - литье горячим асфальтобетоном при минусовых температурах. Наконец-то, вздохнули горожане. Вот только, по признанию представителей ремонтных дорожных организаций, укладка асфальта зимой под видом новых технологий - это чаще всего обман и отмывание денег. Да, сегодня к подрядчикам предъявляют жесткие требования по использованию современных методов асфальтоукладки, однако на деле применять дорогостоящие материалы у строителей не выходит.

- Каменные материалы, битум - очень дорогостоящие. Чтобы выиграть аукцион, нам приходится сильно сбрасывать цену. На торгах мы иногда опускаемся до 20% от первоначальной стоимости. Но у нас в цену и так немного денег заложено, а еще скидка. Возникает вопрос качества. Очень сложно искать внутренние резервы, чтобы не снижать качество материалов, - поделился с «КП» представитель дорожной организации.

Работать в минус никто не собирается. Конечно, некоторые стараются экономить на солярке и зарплате рабочих, но таких совестливых немного.

ЕСЛИ ОСНОВАНИЕ ДОРОГИ «ДЫШИТ» - РЕМОНТ ВЕРХНИХ СЛОЕВ НЕ ПОМОЖЕТ

Как признались «КП» сами подрядчики, ямы и колеи образуются независимо от качества положенного асфальта. Дело в том, что при расчете конструкции дорожных «одежд» действуют еще советские нормы. Расчеты идут при нагрузке 8 тонн на ось, а реально приходится 12 тонн. Получается, что нагрузка на дороги со временем увеличилась, а нормы не изменились. И опять же мы упираемся в финансовый вопрос - при пересчете требований придется делать более сложные дорогостоящие конструкции, а это совсем другие деньги. Конечно, проще заменить верхние слои асфальта, чем делать капремонт дорог. Чем с завидной регулярностью занимаются наши дорожники. Однако в этом случае, как ни ремонтируй дорогу, она все равно разрушается. Специалисты утверждают, что необходимо менять основание дорог:

- Тонкий слой не выдержит, если там основание «дышит», при сегодняшних нагрузках.

По этой же причине образуется колея - старое основание дороги не выдерживает нагрузок. Асфальтобетон продавливается также и от постоянных ускорений и торможений легковых автомобилей в пробках. Часто на дороге образуется сетка трещин. Возникает это из-за капиллярного поднятия воды через грунт. Если основание дороги некачественное, оно пропускает воду и дорога разрушается. Еще один неблагоприятный фактор для асфальта - «переход через ноль», а именно количество фаз замерзаний и размораживания. В этих случаях помогает использование щебеночно-­мастичного асфальтобетона, который не трескается на морозе и не размягчается при жаре, но, как вы уже догадались, эта технология очень дорогостоящая.

"Дорога" на улице Гоголя.

"Дорога" на улице Гоголя.

ВОДА СМЫВАЕТ С ДОРОГ САМЫЙ ДОРОГОЙ АСФАЛЬТ

Еще одна проблема, о которой, право, стыдно говорить в 21 веке, - отсутствие в Рязани полноценной системы отвода стоков. Официальные данные неумолимы: протяженность городской ливневки всего 98,2 км, а это 14% дорог Рязани. По словам дорожников, асфальтобетон разрушает вода, которая остается на поверхности в весенний и осенне-зимний период. Да, в центре Рязани есть небольшие элементы ливневой канализации, но как только начинаются затяжные дожди - система не справляется. Было бы логично учитывать необходимость ливневок при проектировании новых кварталов. Но строительство системы отводов стоков значительно увеличивает стоимость объекта, а это, в свою очередь, ведет к снижению маржи инвестора. Однако, как нам заявил начальник управления благоустройства города и дорожного хозяйства Юрий Фурфурак, в качестве обременения застройщиков все-­таки обязывают проектировать, строить и перекладывать аварийные участки ливневой канализации. Всего, по Генплану, Рязани не хватает «каких-­то» 413 км ливневой канализации. В денежном эквиваленте речь идет об 1 млрд 372 млн рублей…

Увы, но пока чиновники будут думать о том, как провести ремонт на бумаге, а предприниматели - о том, на чем сэкономить, выполняя подряд, рязанцы могут лишь мечтать о хороших дорогах.

ПОСЧИТАЕМ?

Сколько средств было вложено в дороги Рязанской области за последнее десятилетие?

• 2007 год. Из федерального бюджета на ремонт дорог выделено 405,4 млн рублей - в Рязани отремонтировали 135 тысяч кв. м дорог, 40 улиц.

• 2008 год. Появилась первая областная целевая программа в сфере дорожного хозяйства. Объем финансирования - 1 млрд 620 млн рублей. Привели в нормативное состояние порядка 100 км автодорог региона.

• 2009 год. За 1,5 млрд отремонтировали 200 км областных дорог. Губернатор Рязанской области заявил, что практически вся сеть автодорог в регионе требует ремонта, а более 50% - капитального. По словам главы региона, на содержание и ремонт автодорог требуется свыше 16 млрд рублей.

• 2010 год. На ремонт областных дорог направили 1 млрд 476 млн рублей.

• 2011 год. Выделено 2 млрд 427 млн рублей - отремонтировали 11 км городских автодорог. В тот год впервые за последние десятилетия приступили к благоустройству дворов Рязани и привели в порядок 663 из них. В том же году начали строить Северный обход.

• 2012 год. Создан Дорожный фонд - целевой источник, который нельзя перераспределить на другие статьи в бюджете. В первый год его работы направлено 3 млрд 416 млн рублей. Тогда же впервые заложено 365 млн рублей в Дорожный фонд на благоустройство населенных пунктов, в том числе и дворовых территорий. Из этих средств 250 млн рублей направили в Рязань. Почти столько же выделили из городского бюджета.

• 2013 год. На ремонт дорог в Рязани потратили около 200 млн рублей. По данным Росстата за этот год, Рязанская область вошла в десятку регионов с самыми плохими дорогами. Только 12% дорог региона соответствовали нормативам.

• 2014 год. На ремонт направлено 280 млн рублей, на них отремонтировали 38 км региональных дорог.

• Объем финансирования программы «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2014-2022 годы» составляет более 43 млрд. В 2015 году Рязанская область получит 453 млн рублей из федерального бюджета на реализацию программы в сфере дорожного хозяйства. В текущем году планируется отремонтировать 22 участка дорог Рязани. Следовательно, если вспомнить подсчеты губернатора в 2009 году, этих денег должно хватить, чтобы навести порядок на наших дорогах.