Премия Рунета-2020
Рязань
+12°
Boom metrics
Общество18 февраля 2015 13:10

Освещение на улицах Рязани не соответствует санитарным нормам?

«Комсомолка», вооружившись люксметром, проверила, насколько хорошо освещают город новые светодиодные фонари
Новое освещение создает на дороге «эффект зебры».

Новое освещение создает на дороге «эффект зебры».

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Прошлогодние споры и негодования по поводу замены уличного освещения, которое, по мнению рязанцев, принесло вместо положительного результата отрицательный эффект, утихли, едва выпал снег. Белые сугробы сделали вполне приемлемыми для передвижения (именно с визуальной точки зрения) даже неосвещенные районы Рязани, привнеся временный комфорт. Однако рано или поздно снег сойдет, а вот фонари останутся…

Если потребуется, мощность увеличат

Сегодня светильники марки РКУ и ЖКУ и лампы ДРЛ и ДНАТ уступили свое место светодиодным светильникам, но последние почему-то, проработав всего несколько месяцев, начали один за другим выходить из строя на улицах Мервинская и Костычева, на Народном бульваре. На участке улицы Новаторов от улицы Крупской до Молодежного рынка «крякнули» сразу 10 фонарей (!)...

Собственно и сами световые характеристики новых светодиодных плафонов вызывают большие сомнения.

- Не понимаю, зачем нужно было убирать лампы ДНАТ, - возмущается электрик­монтажник с многолетним стажем Александр Чувиков, - надежные, дешевые и, самое главное, дающие отличное освещение. У меня около сторожки такой фонарь 7 лет беспрерывно работал, а как поведут себя эти (имеется в виду, вновь установленные), еще неизвестно…

Программы повышения энергоэффективности, позволяющие муниципалитетам примерно вдвое сократить расходы, связанные с электроэнергией, реализуются в настоящее время сразу в нескольких российских городах. Но итоговые результаты этой модернизации во многом будут зависеть именно от заинтересованности и настойчивости каждого конкретного руководителя.

- Работы по установке светодиодных светильников производятся согласно разработанным проектам, в которых выполнен расчет освещенности для различных категорий объектов (весь город разбит на 300 участков), - пояснил глава администрации Рязани Олег Булеков. - Администрация должна была принять работу ООО «ГПБЭнергоэффект» еще в декабре 2014 года, но сроки оказались нарушены. В настоящий момент принято порядка 30 процентов участков. После завершения электромонтажных работ будет произведен мониторинг улиц на освещенность в соответствии с нормативными требованиями. Если выявятся нарушения, исполнитель контракта выполнит работы по замене установленных светильников на более мощные. Все неработающие светодиодные светильники подрядчик заменит на исправные.

СНиПам не отвечает!

Однако «Комсомолка» решила не дожидаться результатов официальных замеров. Вооружившись люксметром типа Ю16, выпущенным в 1970 году в Советском Союзе, мы вышли на ночную охоту. Пусть читателей не смущает почтенный возраст прибора­измерителя. Инструкция на немецком (прибор реэкспортный), инструкция на русском, надежный футляр на замке­защелке, собственно люксметр и отдельный фотоэлемент - все в идеальном состоянии.

Главной площадкой для своих исследований мы выбрали Северную окружную дорогу Рязани и ее продолжение - Северный обход. Здесь, на десятикилометровом участке, можно наблюдать сразу три типа уличного освещения - классические «желтые» фонари с натриевыми лампами, современные светодиодные плафоны и какие­то архаичные лампы белого свечения на коротком участке вдоль одной из АЗС (они, кстати, установлены много лет назад, но почему-то не попали в программу по замене).

Согласно СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» средняя горизонтальная освещенность на такой транспортной артерии должна составлять не менее 20 люксов.

Первым под наш «удар» попал сомнительный участок вдоль автозаправки (в районе так называемого нового поворота на Борки). Фонари здесь установлены лишь с одной сторону дороги и визуально практически не дают света. Замеры только подтвердили предположение - 5 люксов (далее лк.) под фонарем, 1,7 лк. на осевой линии и 0,5 лк. (!) на противоположной обочине. Данный участок не соответствует санитарным нормам…

Проехав несколько сотен метров, мы остановились на обочине, чтобы замерить эффективность новых светодиодных фонарей. Показатели этого участка заметно лучше, хотя лампы тут также установлены лишь с одной стороны проезжей части. Под фонарем прибор показывает 18 лк., на осевой линии более 25 лк., а вот на противоположной обочине отмечаем провал - от 8 до 5 лк. Возможно, средний показатель горизонтальной освещенности здесь и будет соответствовать нормативным показателям, но, чтобы контролировать всю проезжую часть при движении на большой скорости, приходится напрягать глаза.

Полосатая дорога

Желтое освещение Северного обхода даже визуально воспринимается лучше - ни одной темной зоны, все углы и закоулки замечательно читаются. Конечно, фонари на обходе расположены и справа, и слева по ходу движения, но ведь никто не запрещает городской администрации и на остальных улицах придерживаться подобной схемы. Натриевые лампы дают 35 лк. под столбом и 23 лк. - на разделительной полосе. При этом нигде освещенность не падает ниже 18 лк. Именно такое равномерное распределение светового потока создает максимально комфортные условия для глаза.

Чтобы получить более объективную картину по старым добрым «желтым» фонарям, мы решили выяснить, насколько они хорошо светят при односторонней схеме размещения - такие участки есть на съездах все с того же Северного обхода. При вполне предсказуемой потере люксов к противоположной обочине показатели освещенности не падают здесь ниже 11.

Поколесив еще немного с люксметром по городу, мы вдруг осознали главную проблему новых светодиодных плафонов - из-за неравномерного распределения светового потока проезжая часть превращается в полосатую зебру.

- Чередование коротких темных и светлых участков воздействует на организм скорее не с психологической, а с анатомической точки зрения, - отмечает кандидат психологических наук, преподаватель РГУ им. Есенина Ольга Теняева, - но негативное воздействие, безусловно, есть. В таких условиях глаз должен постоянно приспосабливаться то к восприятию предметов в темноте, то к восприятию предметов в освещенном пространстве, что вызывает повышенную утомляемость.

Останавливаемся на Окском шоссе. Диоды, будто прожектора, бьют целенаправленно вниз, заставляя стрелку люксметра прыгать до 70 лк. Отходим в темную зону на равное отдаление от двух столбов - и стрелка с 70 лк. стремительно падает до 2 (!).

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Согласно официальным данным, в Рязани заменено более 16 000 светильников. Каждый из старых плафонов, которые должны были быть оставлены на складе до лучших времен, скрывает «в своем теле» катушку медной проволоки весом более 1 кг. Напомним, что стоимость килограмма меди на рязанском рынке вторсырья варьируется от 260 до 315 рублей. И если вдруг кто­-то посчитает, что старые железки отжили свое и пора бы их списать в утиль, на кону окажутся более 5 млн рублей.