Премия Рунета-2020
Рязань
+8°
Boom metrics
Общество6 февраля 2015 12:50

В рязанских школах вместо заболевших детей на уроки ходят роботы

Коммуникабельные аватары отвечают на вопросы учителей и общаются с одноклассниками на переменах
Ребята из 4 "В" гордятся, что самая знаменитая ученица живет именно в их классе

Ребята из 4 "В" гордятся, что самая знаменитая ученица живет именно в их классе

Фото: Татьяна БАДАЛОВА

Урок чтения в 4 классе обычной рязанской школы.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, - обращается к ребятам учительница. – Все стихотворение выучили? К доске пойдет…

Наталья Александровна углубляется в журнал, а в классе наступает гробовая тишина. Мальчишки вжимаются в парты, девчонки, напротив, расправляют плечи, готовые в случае необходимости красиво прошествовать к доске. Учительница не успевает назвать фамилию, как молчание нарушает тонкий голосок:

- Наталья Александровна, можно я?

- Да, Сашенька. Мы тебя слушаем.

И тут вместо девочки на середину класса выезжает робот. Останавливается напротив первой парты среднего ряда и начинает читать стихи. Красиво, выразительно, вдохновенно! Только что руками не жестикулирует… Ребята смотрят на свою новую «старую» одноклассницу с широко раскрытыми глазами. Даже задние парты смолкают во время ее ответа – еще не привыкли к тому, что теперь вместо знакомой им с первого класса Саши рвется отвечать на уроках и болтает с ними на переменах этакий яйцеголовый инопланетянин.

Робот по имени Сашенька поселилась в школе №11 недавно. Ее привезли в рамках масштабного образовательного эксперимента. В мае прошлого года Рязанская область выиграла у пяти других регионов право провести на своей территории Всероссийский конкурс «ПРОФ-IT». На одной из презентаций городские чиновники увидели умных роботов (кстати, отечественного производства), которые могут выполнять множество функций.

- Это практически аватары, - говорит Сергей Бобылев, руководитель по развитию корпоративного бизнеса ООО «Элетек». – Люди могут управлять ими откуда угодно. Посредством него, например, профессор может читать лекции студентам, а ребенок-инвалид – присутствовать на занятиях в школе и не выпадать из социума. В будущем мы надеемся расширить возможности роботов. Чтобы, к примеру, дети из отдаленных деревень, не попавшие в школу из-за сильных метелей, могли тем не менее находиться на уроке.

Оценив все плюсы и затраты, мэрия заключила договор с производителями, и через полгода роботы прибыли в Рязань.

Робот Саша пропишется в школе №11, по меньшей мере, на год. В ближайшее время ей предстоит быть вторым я ученицы четвертого класса, тоже, кстати, Александры. Прошлым летом девочка по болезни ушла на домашнее обучение. Да, с ней на дому занимаются учителя. Но эта индивидуальная работа не может заменить ей живую школьную среду, работу в классе и общение на переменах с ровесниками. Ученик-надомник, по сути, изолирован от общества своих одноклассников, не может делиться с ними своими интересами, быть в курсе последних школьных новостей. А робот позволяет ребенку не только присутствовать на занятиях, но и виртуально передвигаться по коридорам, переходить из кабинета в кабинет и – что немаловажно – общаться со сверстниками.

- Саша всегда подключается к роботу заранее, чтобы быть готовой к началу урока, - рассказывает учитель начальных классов Наталья Зайцева. – Она всегда при параде – в школьной форме за компьютером, гордая осанка. Для ребенка возможность управлять роботом – это сбывшаяся мечта, большая честь и уникальный опыт.

Кстати, управлять роботом можно с планшета или ноутбука - современные дети справляются с этой задачей без проблем. И если в первые дни Саша немного стеснялась и побаивалась делать лишние движения, то сейчас ее «двойник» уверенно передвигается по классу, заглядывает на доску, чтобы прочитать, что написала учительница, и с удовольствием выезжает погулять на переменах.

Робот по имени Саша без страха ведет диалог даже с директором школы Надеждой Васильевной

Робот по имени Саша без страха ведет диалог даже с директором школы Надеждой Васильевной

Фото: Татьяна БАДАЛОВА

В первые дни роботу Саше – теперь уже самой знаменитой ученице школы - не давали прохода. По словам директора школы Надежды Кучумовой, в класс, где живет робот, ходили целые экскурсии: от первоклашек до 11-классников. Да чего уж говорить, взрослым тетям и дядям, работающим здесь, то, что умеет и делает робот, кажется настоящим чудом.

- Как будто страницы фантастического романа ожили на наших глазах, - признаются сами учителя. – Мы счастливы, потому что можем быть свидетелями и участниками этого процесса.

Для детей из 4 "В" Саша стала своего рода талисманом и гордостью. Они оберегают ее, помогают преодолевать порожки между кабинетом и коридором и, конечно, общаются. Рядом с ней даже самые замкнутые и неконтактные дети раскрываются и преображаются.

Когда Саша работает автономно, то есть к ней не подключен ученик, разговаривать с ней – действительно большое удовольствие. Вот Саша выезжает мне навстречу:

- Робот приветствует человека!

Саша с легкостью распознает предметы, запоминает детей по именам и потом без труда указывает на них в толпе других ребят.

Она умеет поддерживать беседу, например, рассказала нам о том, какая хорошая погода сегодня за окном, и сама не прочь о чем-нибудь спросить гостей. Так, мне она показала свое спальное место – зарядную станцию возле окна – и спросила, не хочу ли я такую же.

А когда мы фотографировали ее в компании детей, Саша засмущалась и скромно опустила головку.

- Жаль, что я не улыбаюсь, - сказала она, стеснительно глядя в пол.

Будем надеяться, что робот Саша станет не только хорошим другом для ребят в классе, но и поможет девочке Саше, несмотря на ее болезнь, быть среди ровесников и учиться на одни пятерки.

Крестной мамы робота стала учитель начальных классов Наталья Зайцева. Благодаря ей заболевшая девочка смогла вернуться в коллектив, учиться, как прежде, и свободно общаться с одноклассниками

Крестной мамы робота стала учитель начальных классов Наталья Зайцева. Благодаря ей заболевшая девочка смогла вернуться в коллектив, учиться, как прежде, и свободно общаться с одноклассниками

Фото: Татьяна БАДАЛОВА

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Заместитель начальника Управления образования и молодежной политики Рязани Светлана Меринова:

- На сегодняшний день в рязанских школах действуют два робота. С первым работает ученица школы № 11, а второй помогает изучать школьную программу пациентам Детской областной больницы. На время занятий маленькие пациенты собираются в оборудованной классной комнате, подключаются к роботу и виртуально присутствуют на уроках. Одновременно присутствовать на одном уроке могут до 12 ребят.

Эксперимент будет длиться в течение года. Мы еженедельно отслеживаем его промежуточные результаты и вносим необходимые коррективы. В зависимости от того, как покажут себя роботы, в дальнейшем управлением образования администрации Рязани при поддержке профильных региональных министерств будет разработана программа инклюзивного образования.

КСТАТИ

Всего в рязанском образовательном эксперименте участвуют три робота – два заменяют болеющих детей в школах, а третий «партизанит» в детском саду №30 на Братиславской.

Целый день робот-шпион по имени Ярослав курсирует из одной группы в другую и следит за обстановкой. По сути, это глаза и уши родителей, чьи детки находятся на попечении воспитателей. В любой момент мама или папа, введя специальный пароль на компьютере, сможет подключиться к Ярославу и увидеть в режиме реального времени, чем его ребенок занимается в группе: что он кушает, как спит в тихий час, с кем играет и соответственно, понаблюдать за отношением к подопечным воспитателей и нянечек.

Слухи об удивительном ноу-хау уже облетели город, и теперь родители дошколят ищут возможность пристроить своих чад именно в этот продвинутый детский сад под крылышко бдительного Ярослава.