Премия Рунета-2020
Рязань
+21°
Boom metrics
Общество7 января 2015 15:11

«Умерший» автомобильный музей продолжает восстанавливать «разграбленную» экспозицию

К 70-летию Великой Победы ряды экспонатов пополнил ГАЗ-69-«козлик»
Вот за такие прыжки ГАЗ-69 и получил прозвище "козлик". Фото: архив "КП-Рязань" (эксклюзив).

Вот за такие прыжки ГАЗ-69 и получил прозвище "козлик". Фото: архив "КП-Рязань" (эксклюзив).

2014 год, посвященный в восточном календаре благородным и учтивым лошадям, для «Комсомолки» начался на Старожиловском конезаводе. Той зимой мы пытались раскрыть душу умных и преданных животных, которые никогда не оставляют друзей в беде, как бы тяжело не складывались жизненные обстоятельства. 2015 год в восточном календаре наделен чертами овцы и козлика…

Конечно, можно было бы отправиться на ферму или в частное хозяйство и искать правду там... Но в дело вмешался автомобильный музей. Тот самый музей, который многие горожане «похоронили» после визита бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, «похитившего» из рязанских ангаров шесть десятков уникальных экспонатов (!). Кстати, в связи с некоторыми разоблачениями на федеральном уровне у руководства музея вновь появилась надежда вернуть утраченные экспонаты.

Но причем же здесь козлы? – спросят нетерпеливые читатели. Дело в том, что сотрудники музея в преддверии празднования 70-летия Великой Победы возродили из пепла и тлена военный автомобиль ГАЗ-69. В народе в свое время он получил уменьшительно-ласкательное имя «козлик». Рык мотора, шелест шестерней и запах видавшей виды кожи - послушаем же, что расскажут нам об этих «животных» хранители истории.

«Захар», «козлик» и ГАЗ-51

Бывший автомобильный музей сегодня пребывает в статусе историко-мемориального зала боевой техники и вооружения «Музея истории ВДВ». Последний, в свою очередь, подчиняется Центральному музею Вооруженных сил. Несмотря на скромное финансирование, не позволяющее приобретать дорогие ретро-экземпляры, парк экспонатов ежегодно пополняется.

- Зимой 2010-2011 годов мы взялись за ЗИС-5, который некогда стоял на плацу автомобильного института, а после его ликвидации оказался просто никому не нужен, - рассказывает директор музея Рудольф Вандер. – Автомобиль находился в плачевном состоянии - деревянный кузов сгнил, кабина проржавела донельзя. Но наши сотрудники-волшебники Геннадий Морозов и Александр Хараман сделали казалось невозможное. «Захар», а именно так именовали в грозное военное время грузовик сталинского завода, к концу одиннадцатого года своим ходом въехал в музейный зал.

В следующем 2012 году восстановили ГАЗ-51, окрашенный в стандартный военный хаки, а затем настало время нашего сегодняшнего «козлика». Буквально на днях ГАЗ-69 «сошел с конвейера»… Ощущение действительно такое, что автомобиль абсолютно новый – столько сил, умений и души реставраторы вложили в старинный внедорожник. Его покатые крылья переливаются в электрическом свете прожекторов, его миниатюрные подфарники, словно творения умелых мастеров-архитекторов.

Свою последнюю работу Хараман и Морозов посвятили 70-летию Великой Победы. И хотя серийный выпуск автомобиля начался уже в послевоенные годы, его «армейская кровь» никогда ни у кого не вызывала сомнений. ГАЗ-69 был рассчитан на доставку отделения из шести солдат или до 500 килограммов груза, а также для буксировки легких батальонных артсистем. За девятнадцать лет выпустили более 600 тысяч «козликов», некоторые из которых и сегодня верой и правдой служат своим владельцам.

Восстановленный сотрудниками музея ГАЗ-69 будто только вчера сошел с конвейера.

Восстановленный сотрудниками музея ГАЗ-69 будто только вчера сошел с конвейера.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

- Мы собирали «газик» из двух полуразвалившихся автомобилей, - рассказывает сотрудник музея Александр Хараман. – Один нам достался в наследство все от того же автомобильного института, второй подарил бывший выпускник вуза Артем Савельев. Трудности начались, когда стало понятно, что, соединив две машины, всех оригинальных деталей и узлов мы не найдем. Но мир не без добрых людей, и теперь даже электрическая проводка на автомобиле родная… Все восстановлено строго по чертажам.

Вернут ли «похищенное» в Рязань?

Конечно, от былого «драгоценного колье» из уникальных автомобилей сегодня в Рязани осталось лишь несколько добротных жемчужин. А ведь еще несколько лет назад здесь экспонировались ЗИЛ-111В - один из немногих в мире памятников науки и техники; ЗИЛ-117, возивший во время визита в СССР Фиделя Кастро, а также ГАЗ-АА, ГАЗ-М1, ЗИМ, ГАЗ-67Б и многие другие раритеты.

В официальной бумаге, пришедшей в Рязань за подписью начальника автотранспортной службы Минобороны РФ полковника Сергея Климова, после упомянутого выше визита экс-министра обороны, сообщалось, что на высшем уровне принято решение о передислокации зала. Самые дорогие и самые редкие автомобили в 2010 году были переброшены на Рублевское шоссе в расположение 147 автомобильной базы Министерства обороны. Собственно там «рязанский» автопарк пребывает и по сей день, вот только о доступности экспозиции для массового просмотра речи не идет - автомобили томятся сразу за двумя глухими заборами.

Отвечая на вопрос о том, пробовали рязанцы вернуть хотя бы часть экспонатов, директор музея Рудольф Вандер держит удар по-настоящему мужественно:

- Все о сложившейся ситуации знают. Если новое руководство министерства вернет хотя бы часть автомобилей - будет замечательно. Если нет… Мы должны делать то, что в наших силах, а не зацикливаться на пустословных размышлениях. ГАЗ-69-«козлик» занял свое место в эспозиции, в мастерской же уже идет работа над следующим экспонатом – автомобилем «Москвич-408» Ижевского автозавода. Ни в коем случае нельзя сдаваться и останавливаться. В 2014 году наш историко-мемориальный зал посетили порядка 6000 человек. В год 70-летия Великой Победы и 20-летия автомобильного музея, думаю, количество экскурсантов еще увеличится.

Рязанский музей военной автомобильной технике возрождается после опустошающего визита экс-министра обороны.

Рязанский музей военной автомобильной технике возрождается после опустошающего визита экс-министра обороны.

Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

А ведь Рудольф Васильевич прав – вместо того, чтобы причитать, ругать всех и вся и переливать из пустого в порожнее, действительно, лучше принять ситуацию как должное и идти дальше. ГАЗ-69 - надежный и простой в обслуживании автомобиль, берущий препятствия и, несмотря на свою внешнюю скромность, упорно двигающийся к поставленной цели. Так почему бы нам, людям, не взять пример с трудолюбивого «козлика»?

В тему

Серийный выпуск ГАЗ-69 начат 25 августа 1953 года. Внедорожник выпускался на Горьковском автозаводе вплоть до 1956 года, когда производство было полностью передано в Ульяновск. На Ульяновском автозаводе «козлика» собирали вплоть до 1972 года. Преемником ГАЗ-69 стал УАЗ-469.

Будь в курсе: как попасть в музей на экскурсию.

Музей проводит экскурсии ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Группы от 10 человек и более обслуживаются и в выходные дни, но по предварительной записи по телефонам: 8-920-952-40-22 и (4912) 93-94-74. Стоимость входного билета для взрослых – 80 рублей, для детей - 40.

Находится музей в Рязани, на ул. Военных автомобилистов, 12 (въезд со стороны Михайловского шоссе).