Общество13 октября 2014 17:42

Как рязанцам сменить нерадивую управляющую компанию

«Комсомолка» разбиралась, что ждет жильцов при уходе от безответственных коммунальщиков и как облегчить этот путь
Фото: Олег Рукавицын

Фото: Олег Рукавицын

Меньше 10 лет назад в системе коммунального обслуживания многоквартирных домов страны произошли глобальные изменения – люди получили право самостоятельно выбирать, кто будет работать с их домом. Привычные ЖЭКи остались, а параллельно возникло множество новых предприятий, готовых работать в этой нише. Но главное – у жильцов появился выбор и «родной» до боли ЖЭК перестал быть монополистом.

Выбор оказался непростым: компаний тьма, а какая лучше – никто из жильцов не знает. В итоге выбирали либо привычное, соседнее ЖЭУ, теперь только переименованное, либо кого-то из «новичков». Хотя в любом случае коммунальщики остались те же, просто разойдясь по разным конторам.

Процесс шел очень тяжело: изучать глубины Жилищного кодекса РФ и прочих законодательных актов, браться за организационную работу в своем доме, оказались готовы далеко не все. Тем не менее, либо жильцы все же самоорганизовались, либо выбор управляющей компании (УК) за них сделал муниципалитет. Со временем стали всплывать «сюрпризы» от выбранных компаний. Были приятные, когда обслуживать дома стали лучше и оперативнее, а были… ужасные, когда от обещаний коммунальщиков не осталось и следа, зато появились откровенные пробелы в работе. Вот тут то и всплыл главный, пожалуй, плюс новой системы – возможность выбора. Не устраивает компания – меняй. Как рязанцы пользуются такой возможностью и что из этого получается, и выясняла «Комсомолка».

Достало

Жильцы многоквартирного дома на улице Колхозной получили от своей УК «удовольствий» сполна. ЖКО «Жлаковый» сплотил соседей как никто и никогда – квартир, не ощутивших «особенностей» работы этой компаний, практически не осталось. Кому-то кран в ванной не смогли поменять даже за месяц. Кому-то розетку ремонтировали полгода. Проблема с электриками, сантехниками и другими мастерами в этой конторе была одна – постоянная текучесть кадров. Нормальные, толковые рабочие здесь просто не задерживались, оставались лишь те, кого больше нигде не возьмут.

Одной из «потерпевших» стала Мария Комарова. 5 января на полу в ванной комнате женщина обнаружила огромную лужу, растущую буквально на глазах – потек канализационный стояк. Приехавшие сантехники аварийной службы только развели руками: «Это не к нам. Закончатся праздники, звоните в свою контору». Позвонила, на следующий день пришли два сантехника. Посмотрели и ушли. Не сказав даже о перспективах, мол, придем, сделаем. Когда? Неизвестно, но фразу «на днях» Мария слушала очень долго.

– Им было просто лень заниматься этим делом, потому что работы там действительно оказалось много. Нужно было разбирать трубы, идущие от стояка и в ванную и в кухню, долбить стену. Но ведь я не оказывалась за это платить! Общедомовое имущество, то есть сам стояк, они должны были отремонтировать бесплатно, но за остальные работы я обязана заплатить и прекрасно это знаю! – возмущается Мария. – Я периодически звонила диспетчеру, разговаривала с руководством ЖКО, ходила к мастеру в каптерку – без толку. Никто из руководства не мог повлиять на ленивого сантехника.

Лужа в ванной тем временем не уменьшалась и имела при этом одну неприятную особенность – в ней плавала взвесь буро-коричневого цвета… протек-то канализационный стояк. «Долбить» коммунальщиков ежедневно возможности не было – работу никто не отменял. Спасало только то, что квартира на первом этаже, а в полу оказалась небольшая дыра, в итоге вода спокойно уходила в подвал… вместе со всеми компонентами.

– Мне еще очень повезло, что я работала тогда по графику два через два. А если бы выходные были как у большинства только в субботу и воскресенье, что делать? Отпрашиваться каждую неделю? - говорит Мария. – Мое терпение лопнуло через месяц. Коллеги посоветовали сходить в «Жлаковый» и взять выписку из журнала заявок – это доказательство того, что я обращалась давно, а работы так и не выполнены.

На просьбу Марии дать выписку в ЖКО спросили: «Вы что, жаловаться собираетесь». Женщина ответила просто: «Я пойду в суд»… Через день многострадальный стояк отремонтировали.

У другой жительницы дома была долгоиграющая проблема с электриками. Нужно было привести в порядок щиток, чтобы поменять счетчик – там творился такой бардак с проводами, перемотанными изолентой, что мастер из электросети отказывалась соваться в эту опасную систему.

– Два года. Ровно два года я ждала, пока починят щиток. За это время сменилось минимум четыре электрика, двух я видела своими глазами, - говорит Дарья Скворцова. – Каждый из них говорил мне, какие детали нужно купить, и потом… увольнялся. Причем диспетчер даже не могла ответить на вопрос, когда придет электрик, передам, мол, и все. Дурдом.

Такое отношение довело до удивительного единения весь одноподъездный дом, а это ни много ни мало – жильцы более 70 квартир. У старшей по дому, Тамары Григорьевны, претензии к «Жлаковому» накопились давно – в отчетах компания завышала объем выполненных работ, а порой и вовсе их приписывала. Например, однажды в списке появилась строка «сбивание сосулек»… это у дома, на крыше которого сосульки не образуются в принципе: крыша коробкой и скопившаяся вода стекает по трубам, выходя через желоба на траву около дома. Сменить УК Тамара Григорьевна хотела давно, тут главное желание жильцов, а оно в определенный момент и созрело.

– Ничего особенно сложного не было, самое тяжелое всех обойти и собрать подписи, - говорит Тамара Григорьевна. – Дальше работу взяла на себя управляющая компания, в которую мы решили перейти. На все про все ушло полгода.

Везет, но не всем

После этого жизнь дома изменилась кардинально. Дарья Скворцова дождалась-таки электриков. Позвонила диспетчеру новой УК, которой стало «ЖЭУ №19», 25 декабря, а электрики пришли… 26-го. Причем сразу двое, так оказывается необходимо по технике безопасности. Все сделали за пару часов, еще и люстру повесили. Сантехника Марии Комаровой продолжила жить своей жизнью, но на этот раз (взбунтовался сливной бачок), сантехник пришел… через полчаса после звонка диспетчеру. Обе дамы в восторге – к такому такого сервису они не привыкли.

Беды закончились, все в порядке, только вот оказалось, что жильцам этого дома … очень повезло. Компания, от которой они ушли, просто не боролась за возвращение дома под свое крыло. А случаи, когда отдавать дом компании не хотят – нередки.

Так, за право поменять УК жильцы одного из домов на улице Гагарина боролись пять лет. Прошли через несколько судов и все-таки добились своего. В чем причина? Бывшая УК не хотела их отпускать. И делала для этого все возможное. Обратилась в суд, предоставив протокол нового собрания, в котором 51% собственников были против смены УК. Сделали это очень просто: после того, как инициативная группа собрала подписи за уход из компании, ее сотрудники провели еще одно – убедив людей в своей благонадежности. И тех, кто в первый раз не поставил подписи и тех, кто передумал. По словам специалистов отрасли, опытная компания вполне способна собрать вторую половину жильцов и провести собрание, фактически отменив решение другой половины жильцов. Не чураются и подделыванием подписей, зато все документы умеют составлять грамотно.

А для суда важнее оказалась дата в протоколе собрания – более позднее признали действительным. Однако активные жильцы руки не опустили, пошли в вышестоящий суд. Бились до последнего и все-таки расторгли договор с опостылевшей УК. Сделать это удалось в «точке перехода». Когда жильцы сами заключают договор с УК, его срок – от года до пяти лет. Если компанию для дома определил муниципалитет – от года до трех лет. Когда срок действия договора истекает, при нормальных отношениях договор продлевается автоматически. А вот при желании уйти, нужно ловить именно этот момент – за месяц до «точки перехода» провести собрание и написать заявление о расторжении договора с УК на управление многоквартирным домом.

Основанием для расторжения договора может служить и окончание срока, и ненадлежащее исполнение компанией, обслуживающей дом, своих обязательств. В идеале эти два момента нужно совместить: заранее изучить обязанности УК, прописанные в договоре, подгадать время под «точку перехода» и… документально зафиксировать факты невыполнения этих обязательств. Для этого – вызвать специалистов жилинспекции и составить акт. Вместе с таким актом идти в УК с заявлением о расторжении договора будет надежнее.

Одновременно нужно написать в новую УК заявление о заключении договора. В обе конторы относят протокола – оригинал лучше оставить у себя. Заверить копии может та компания, в которую вы решили перейти. Дальше новая УК начинает процесс согласования с ресурсоснабжающими организациями и с управлением энергетики и ЖКХ города.

Давайте жить дружно!

У больших и относительно новых домов проблем с выбором новой компании быть не должно, а вот у старого фонда их может оказаться тьма – такое жилье просто никто не захочет брать. Соответственно выбора у жильцов нет и они остаются у своей управляющей компании.

– Из чего состоят критерии? Например, маленький дом. Смотрим по платежам – люди вообще не платят. Разумеется, нам работать с таким домом не интересно, - рассказал «Комсомолке» заместитель директора ООО «ЖЭУ № 19» Геннадий Воронцов. - С другой стороны есть люди, с которыми приятно работать. Грамотные, ответственные, которые действительно самостоятельно смотрят за домом. Здесь очень много зависит от человеческого фактора. Такие люди собираются в доме, что с ними просто приятно общаться, приятно обсуждать вопросы. И мы готовы с ними работать, даже если дом далеко не из лучших.

Когда все прошло хорошо, УК люди благополучно сменили, их может ждать последний сюрприз. По словам Геннадия Викторовича, многие при смене УК делают одну и ту же ошибку: заранее перестают платить своей компании. Думая при этом, что перейдя в новую, все восполнят с лихвой – заплатят те же деньги, но в новую УК и теперь то средства пойдут в дело. На практике все долги жильцов по обслуживанию старой компании новая обязана ей вернуть – по мере поступления средств от жильцов. Так что расставайтесь со старой компанией по-хорошему.

Вырежи и сохрани

Для смены управляющей компании в первую очередь необходимо провести собрание жильцов. Порядок таков: минимум за 10 дней объявление с определенной повесткой дня должно висеть около подъезда. В повестке нужно указать: дату, время и место проведения собрания, список обсуждаемых вопросов, отчетность УК которую предлагается поменять и информация о новой УК.

Далее проводится собрание с обязательным ведением протокола. Чтобы принять решение о смене УК, необходимо собрать минимум 51% подписей от собственников жилья – именно собственников, а не жильцов. При очном голосовании обязательно нужно составить лист регистрации: в нем указываются фамилии всех присутствующих (можно от руки) и рядом подпись, подтверждающая, что люди присутствовали на собрании. Лист регистрации это один из тех документов, который имеет не меньшее значение, чем сам протокол.

На практике оказывается, что собрать 51% собственников одновременно почти невозможно. Выход есть – провести заочное собрание. На практике это будет дольше, зато продуктивнее. Для этого на очном собрании избирается инициативная группа. Фиксируются паспортные данные и прописка членов группы, при этом все они должны быть собственниками жилья в доме. Дальше эти люди идут по квартирам, разъясняют ситуацию жильцам – фактически проводят собрание в заочной форме по той же повестке дня. В бюллетенях, в которых прописана повестка дня, жильцы голосуют по конкретным вопросам.

Главная ошибка, мешающая сменить УК – число подписей и их «качество». Во-первых, для надежности лучше собрать побольше подписей. Если дело дойдет до суда и часть из них признают поддельными, у вас будет запас: «отменят» 6% подписей, а собрано 60%, и все будет в порядке. Кстати, в доме на улице Колхозная, собрали подписи 68% собственников. Во-вторых, расписываться должен каждый за себя. Если в квартире несколько собственников и одна мама распишется за всех, все подписи, кроме ее могут признать недействительными.

ВАЖНО!

При составлении протокола собрания и сборе подписей о смене УК лучше подстраховаться и сделать все документы в двух-трех экземплярах на случай, если оформить копии не получится: в кабинетах покидаемой УК оригиналы порой теряются.