2016-08-24T02:37:11+03:00

Рязанский аэропорт в Протасово избавит Москву от воздушных пробок

Комсомолка выясняла, как в Рязанской области будут использовать бывший военный аэродром
Поделиться:
Комментарии: comments2
И без инвесторов аэропорт Протасово уже работает – принимает самолеты, патрулирующие леса, нефтепроводыИ без инвесторов аэропорт Протасово уже работает – принимает самолеты, патрулирующие леса, нефтепроводыФото: Екатерина СМБАТЯН
Изменить размер текста:

Рязанская область – единственный регион ЦФО, где нет своего гражданского аэропорта. Вернее, не было – в эти дни идет последний этап передачи в региональную собственность аэропорта Протасово. Дальше – поиск инвесторов и огромная работа по приведению аэропорта в порядок. Но это уже дело техники. И… времени.

Бесконечный марафон

Виктор Аксенов, 36 лет прослуживший в элитных частях ВДВ, занялся судьбой аэропорта Протасово еще в 2004 году. Просто потому, что по-другому не мог. Не мог десантник спокойно смотреть, как простаивает отличная взлетная полоса, а вокруг разворовывают все, что могут: мародеры разбирали даже полы в корпусах, а крышки от канализационных люков сдавали на металлолом. В итоге от военного городка остались стены, а от аэропорта - заброшенная взлетная полоса и пара ветхих зданий.

Когда-то все было иначе. В советские годы аэродром «жил» – был учебно-авиационным центром ДОСААФ, в котором готовили летчиков и парашютистов для вооруженных сил. Действовал полноценный военный городок со своими столовой, клубом, узлом ЖКХ, скважинами и котельной. Какое-то время здесь даже размещался вертолетный полк ВВС, перебазированный из Германии. В 1998 году военные ушли, и жизнь кончилась.

Пустырь со стенами – все, что осталось к 2004 году. Все это время аэропорт принадлежал Минобороны РФ, однако после того, как оттуда съехали последние военные, ведомство объектами не интересовалось. По идее, аэродром мог бы использоваться для областных нужд. Но местные власти заниматься восстановлением не могли – бюджетные средства на восстановление уйдут, а военные потом все заберут назад. Смысл?

Единственный вариант – перевести аэропорт на баланс области. Этим 10 лет назад и занялся Виктор Федорович. Только забрать аэропорт у военных, даже если он им даром не нужен, оказалось почти невозможно. Главное препятствие – это даже не нежелание отдавать, а сама процедура – в документах утонуть можно. Зато удалось добиться того, что к 2005 году рязанские власти взяли часть земли на баланс, чтобы хоть какие-то постройки сохранить.

Тем временем идею передачи аэропорта области Виктор Аксенов не оставлял. Осаждал Генштаб и Минобороны до тех пор, пока не получил «добро». Когда же в 2008 году оставались последние «бумажные» детали, министром обороны назначили Анатолия Сердюкова. Вступив в должность, он сразу же остановил все дела по передаче объектов ведомства – нашего аэропорта в том числе. И тупик, никаких шансов. До 2013 года, когда Сердюков скоропостижно покинул свой пост.

– Сергей Шойгу в первый же месяц в должности министра обороны принял решение передать аэропорт Рязанской области, - говорит Виктор Федорович.

Такой оперативности никто не ожидал – это был настоящий сюрприз, особенно после девяти лет безуспешной борьбы. В немалой степени это заслуга губернатора Олега Ковалева, который все это время не оставлял попыток пробить стену в Минобороны.

Однако впереди снова оказалось море бумажной волокиты: в рамках реформы вооруженных сил аэропорт столько раз по документам передавали из одной военной части в другую, что для сведения концов с концами потребовалось еще… почти 1,5 года. Наконец-то в мае 2014-го Акт приема-передачи подписали представитель Департамента имущественных отношений Минобороны и первый заместитель регионального правительства Олег Булеков. «Уже» в сентябре директор аэропорта получил доверенность и копию приказа о передаче объектов. Остался последний рывок – зарегистрировать аэропорт в госреестре. Если повезет, все завершится в октябре этого года – аэропорт перейдет в оперативное управление области.

Финансирование аэропорта из областного бюджета началось в 2008 году, когда казалось, что он вот-вот будет наконец-то у региона. Пусть небольшие средства, но поступали. В итоге удалось остановить мародерство, понемногу начать восстановление. За это время привели в порядок здание командно-диспетчерского пункта, подготовили помещение для управления воздушным движением, огородили ту часть аэропорта, что прилегает к военному городку, поставили охрану. Да какую!

– А дайте удостоверение посмотреть, - так встретил корреспондента «Комсомолки» уже второй на пути охранник в сентябре 2014-го. – Я фото посмотрю.

В жизни никто так не проверял… Так что за безопасность этого объекта можно быть спокойным. Кстати, еще три года назад такого охранного пункта не было – здесь основательно готовятся к большой работе.

Грузовой аэропорт на иностранные деньги?

Что может появиться на месте бывшего военного аэродрома? Варианта два: либо грузовой, либо пассажирский аэропорт. Возможен и смешанный вариант, но это со временем. А если привлекать инвесторов, то под что-то одно – так работают эти компании. Областная казна в одиночку реконструкцию не потянет: у нас весь бюджет 35 миллиардов в год, а на восстановление аэропорта нужно порядка 5 миллиардов.

В 70-е годы пассажирские авиаперевозки в Рязанской области были обычным делом. В райцентры постоянно летали небольшие самолеты, по 4-6 рейсов в день! В парке было 104 самолета: сначала Ан-2, потом добавились Л-410. Соответственно – налаженная работа пилотов и техников, устойчивые маршрутные сети, и… привычка людей. А сейчас даже по России скорее поедут, а не полетят.

– С тех пор слишком многое изменилось. Расширилась сеть автомобильных дорог, маршрутная сеть железной дороги. Люди к ним привыкли, и поедут через Москву, даже если из Протасова будет дешевле. Переломить стереотипы очень сложно, - говорит Виктор Аксенов. – Это и останавливает инвесторов. А ведь еще нужно наладить работу с авиакомпаниями.

Для начала проще сделать грузовой аэропорт. Кстати, три иностранные компании уже обращались в Рязанскую область: две из Турции и одна из Китая. Наши такую активность не демонстрируют.

– Российские компании интерес проявляют, но они хотят, чтобы все окупилось за два-три года. С аэродромами так не получится, срок окупаемости 10-15 лет, - говорит Виктор Федорович. – Иностранцы же готовы работать с «длинными деньгами», и намерения у них серьезные.

Сейчас главное – подготовить экономическую выкладку для инвесторов. Проанализировать возможности аэропорта, его востребованность, логистическую схему. Еще один нюанс – близость Москвы. Казалось бы, это может помешать – конкуренция. Однако на практике наоборот – небо над столицей настолько загружено, что порой возникают настоящие воздушные «пробки»: 82% всех воздушных перевозок страны приходятся на три московских аэропорта, четыре года назад было 43%. Так что разгрузка неба над столицей просто необходима. Ну а двигаться дальше по России грузы могут и от Протасова. Здесь для этого все есть: рядом железная дорога (1 км), федеральные трассы М5 (300 м) и М6 (7 км), река Ока (3 км).

Разработать аналитический проект должна специализированная организация. Чтобы его заказать, и ждали окончательных документов из Минобороны – анализ этот не дешевый, а бюджетные деньги подотчетны. Теперь ждем – будет аналитическая выкладка, будет что предъявить потенциальным инвесторам. Благо они есть.

Информация к размышлению

Раньше в стране было 1302 аэропорта, сейчас 297. Притом что для нормального функционирования гражданской авиации на уровне межрегиональных перевозок нужно минимум 500 аэропортов – таковы выводы «Центра стратегических разработок в гражданской авиации».

Международные рейсы Рязань принимать не будет

Несмотря на то что в Рязанской области целых три аэропорта, надеяться на открытие международного не приходится. Дягилевский плотно используют военные, и гражданских никогда туда не пустят. В Турлатове полноценный аэропорт не позволит сделать короткая взлетная полоса – всего километр.

В Протасове полоса в 2 километра по геометрическим параметрам может принимать даже Боинги. Но требования для создания международного аэропорта очень строгие (от светотехники до систем навигации), и на модернизацию потребуется несколько десятков миллионов евро.

Кстати

От Тамбова до Москвы 500 км. Билет на самолет на 200 рублей дешевле, чем на поезд, и люди летают стабильно – два рейса в день. Правда, субсидирует разницу с ж/д перевозками областной бюджет.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Новости Рязани»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также