Когда-нибудь эта дорога свяжет север и юг Рязани.
Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
Тема дорог во все времена была близка России. Многие километры пути ставили в тупик даже бывалых водителей, и для того чтобы «сесть в лужу», совсем не обязательно было отправляться в далекую Сибирь или Заполярье. Опасности подстерегали автомобилистов и в непосредственной близости от Москвы. К сожалению, не улучшил ситуацию и приход в наши широты XXI столетия. Скорее наоборот, дорожные проблемы в Рязанской области за последние годы стали притчей во языцех – ямы, удушливые заторы, провалы асфальта. Наш транспортный скелет трещал по швам и, казалось, вот-вот должен был рассыпаться на мелкие косточки… Но теперь у рязанских автомобилистов появилась надежда.
Северный обход по Северной окружной
Двигаясь в сторону столицы или возвращаясь из Подмосковья по трассе М5 в родные пенаты, трудно не заметить грандиозное строительство новой транспортной развязки в районе ТЦ «М5 Молл» и остановки общественного транспорта «Элеватор». Работы на участке кипят и днем, и ночью в любую погоду. Какие только предположения не высказывали простые обыватели за то время, что трудятся на Московском шоссе краны и асфальтоукладчики. Самые пессимистические прогнозы обещали появление очередного торгово-развлекательного комплекса. Горожан с их настроением тоже понять можно…
Техника на строительстве новой развязки работает круглосуточно.
Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
Чтобы раз и навсегда расставить все по своим местам, мы отправились в гости к министру транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Шаукату Ахметову.
На столе в кабинете Шауката Габдулхатовича карты, проектная документация и планы строительства Северного обхода – давно Рязань не видела такого масштабного и главное социально значимого строительства. Раскладываем схемы в логической последовательности, начнем разговор с самого начала. Ведь решение о строительстве дороги приняли еще в 1997 году, но в период 1999-2008 годов практически не велось, а с 2009 года его и вовсе заморозили.
- Участок Северного обхода от Солотчинского шоссе до Борок введем в эксплуатацию уже в сентябре этого года, - делится с нами министр транспорта. – Это первый этап строительства Северного обхода, стоимость которого 4 миллиарда рублей. Было построено 4,6 км абсолютно новой дороги в пойменных лугах и две бессветофорные транспортные развязки.
- Каким образом эта часть Северного обхода будет связана с развязкой, строящейся на Московском шоссе?
- Одной из важнейших задач приглашения руководителя федерального дорожного агентства Романа Старовойта в Рязань (встреча состоялась 8 июня) было согласование и выработка совместной позиции по дальнейшему строительству дороги. Когда мы доложили Роману Владимировичу об объемах, сроках и качестве проделанных работ, он выразил удовлетворение и сказал коротко: «раз люди работают, им нужно помогать».
Позволим сделать себе небольшое лирическое отступление и напомним читателям, что Северный обход Рязани строится практически полностью на федеральные средства (90% об общей суммы).
- Для того чтобы связать Северный обход с Московским шоссе, мы задействуем имеющуюся сеть автодорог, - поясняет Шаукат Габдулхатович. - Далее транспорт пойдет по Северной окружной, улицам Бирюзова и Станкозаводской, а затем по эстакаде, возведенной над железнодорожными путями, выйдет на Московское шоссе. Северную окружную дорогу и улицу Бирюзова мы расширим – в центре установим разделительный барьер, каждое из направлений получит по две полосы, освещение и тротуары (они же велосипедные дорожки). Проезжую часть на улице Станкозаводской также расширим до четырех полос, но уже без разделительного барьера – здесь сложившаяся застройка несколько ограничивает наши возможности. Протяженность этого участка составит 7,6 километров, а предположительная стоимость работ - 2 миллиарда рублей.
Московское шоссе уберут в тоннель
Как уже отмечалось выше, через эстакаду над железнодорожными путями поток автотранспорта с улицы Станкозаводской выйдет на Московское шоссе. И именно на этом участке автодороги «всплывает» некий автомобильный тоннель. Но вот вопрос - зачем он нужен – вроде бы скалистых гор, да собственно и обычных возвышенностей в окрестностях не видно?
- Дело в том, что согласно СНиПам дороги первой категории, к которым относится и федеральная трасса М5, не должны иметь пересечений с железнодорожными путями в одном уровне, - поясняет Шаукат Ахметов. – А как вы помните в районе перекрестка на ТЦ «М5 Молл» мы как раз переезжаем через железнодорожный путь. Когда стали прорабатывать этот вопрос, оказалось, что гораздо дешевле и проще сместить железнодорожный путь чуть ближе к дягилевскому посту ГИБДД и прорыть под ним тоннель, чем строить еще одну эстакаду.
- Но строительство тоннеля почти наверняка вызовет затруднения движения на одном из самых оживленных участков в городе?
- На период строительства тоннеля предусмотрено обустройство временных объездов (их можно видеть уже сейчас). Впоследствии часть этих дорог будет использована непосредственно при возведение развязки-эстакады. Самые большие ограничения транспортного потока там происходят именно сейчас, когда идут работы на примыкающих к основной дороге участках. Далее никаких трудностей для автомобилистов быть не должно. Срок сдачи развязки – 2014 год.
- Но, что, в конечном счете, получит город от строительства этой развязки, помимо возможности для автомобилистов следовать на Приокский-Канищево, не затрагивая Московское?
- Во-первых, автомобильный поток будет максимально быстро проходить эту часть города. На всем участке от Дягилевского поста ГИБДД до перекрестка с улицей Юбилейной не будет ни одного светофора – лишь развязки в разных уровнях. В местах расположения пешеходных переходов установят пешеходные эстакады. Во-вторых, пересечение Южной окружной дороги и Московского шоссе – место, где зачастую возникают заторы, также будет проходить в разных уровнях. В-третьих, после окончания работ на этом участке мы выходим на проектирование еще двух безсветофорных развязок на пересечении Южной окружной с Михайловским и Ряжским шоссе (стоимость по 1 млрд. руб.). Таким образом, сегодня мы работаем над увеличением пропускной способности, как через север, так и через юг Рязани. А еще не забывайте, что работы на объекте ведут исключительно рязанские организации – это значит, что помимо новых дорог и развязок Рязанская область получает еще и налоговые отчисления.
Северный обход строят исключительно рязанские подрядчики.
Фото: Евгений БАРАНЦЕВ
Что же, ждать осталось недолго. Закончится лето, мы вернемся из отпусков и узнаем, каково это - мчаться из Канищева прямиком в Солотчу. Ну а если Бог даст, доживем и до 2014 года.
В тему
Северный обход имеет и третий этап строительства протяженностью 9,5 километров. Используя существующие улицы (путем их расширения и реконструкции), автомобильная дорога свяжет Солотчинское шоссе с трассой М5 в районе поселка Мирный.