Цель отряда – разведка и диверсии, захват и доставка лиц, которые обладают ценной информацией, внедрение в структуру спецслужб и военных организаций с целью шпионажа или ликвидации людей, представляющих угрозу государству (в том числе и на территории других государств).
Поставщиком кадров для отряда был не только КГБ, но и десантные войска, пограничники, летчики, моряки, танкисты и связисты. Как писал в своей книге «Записки начальника нелегальной разведки» родоначальник «Вымпела» генералмайор Юрий Дроздов, чтобы попасть в подразделение, нужно было быть почти богом. Из 1000 человек всегда оставалось не более 12 кандидатов на испытательный срок, который выдерживали лишь трое-четверо. Наиболее жесткие требования предъявлялись к состоянию здоровья, психологическим качествам и знанию иностранных языков…
МАЙОРА ХОРОНИЛИ КАК ГЕНЕРАЛА
«Почти богом» был и рязанец Андрей Чирихин, погибший в 2000 году в Чечне. С 1997 года он являлся сотрудником «Вымпела», позже стал командиром группы. По воспоминаниям сослуживцев, майор Чирихин обладал огромной физической силой, был выносливым и упорным в достижении цели. Шесть раз направлялся в командировки в районы боевых действий, участвовал в контртеррористических операциях.
Майор Андрей Чирихин еще при жизни стал легендой.
Накануне годовщины «Вымпела» мы встретились с отцом Андрея Чирихина Александром Филипповичем, чтобы поговорить о сыне. Правда, говорили не только о нем. Рассказывал Чирихин-старший и о друзьях Андрея, многие из которых теперь и сами лежат под гранитной плитой недалеко от его сына.
Специфика подразделения «Вымпел», его полная засекреченность позволяют говорить только о погибших бойцах. Да и то, далеко не все и не всегда.
Мы перебираем фотографии с похорон Андрея: сотни скорбящих людей, члены правительства…– Кто-то даже сказал тогда, – вспоминает Александр Филиппович, – что хороним майора так, как будто кого-то из высшего военного руководства. Свои соболезнования семье лично принес директор ФСБ Николай Патрушев.
Но, по мнению всех сослуживцев, Андрей заслужил такие похороны, ведь он еще при жизни стал легендой.
ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЕРОЕМ РОССИИ
Однажды на сводный отряд спецназовцев наткнулись боевики. Бойцы оказались внизу, в распадке, а боевики – и слева, и справа. Что делать? От одного из офицеров поступило предложение: «до темноты еще два-три часа, поэтому занимаем круговую оборону и принимаем бой. А как стемнеет, попытаемся уйти. Все мы в одном положении, если кому-то не повезет, то такова судьба».
Но майор Чирихин не согласился с таким вариантом. Как заметил однажды один из друзей Андрея: «Мне нравилось, как он думал. Стоит неподалеку с ухмылочкой, слушает, потом – все, решено. И все были уверены, что это единственный верный вариант».
Наверное, и в данном случае, это был правильный выбор. Андрей рассчитал просто: в его варианте мог погибнуть только он один, а значит, остальные бойцы выполнили бы основное задание.
Ребята согласились, оставили ему несколько автоматов и гранатомет под валунами. Андрей залег, а группа стала уходить. Как вспоминает участник тех событий, через несколько минут после их ухода начался бой. Длился он минут пятнадцать.
– Мы остановились, помолчали – Андрюхе вечная память. Потихоньку продолжили уходить. Прошли еще минут пять, снова бой начался – жив Андрюха. Бои прекращались и возобновлялись… Потом мы ушли так далеко, что уже ничего не было слышно.
Когда отряд пришел на базу, ни пить, ни есть не хотелось… Ходили все, как чумные, не разговаривали. Все оттягивали момент для доклада в Москву.
А с рассветом приходит Андрюха: мокрый, грязный, маскировочный халат изорван. Камуфляж был пробит в нескольких местах, еще сантиметр-полтора, и все… На чумазом лице – широкая улыбка.
Бойцы стали все в круг, головы друг к другу прижали. Один из товарищей сказал тогда: «Кто-то сегодня из нас второй раз родился».
У Андрея не было никаких шансов выжить – чистая случайность. Несколько выстрелов – и быстро под другой валун. И так несколько часов. Как вспоминал тогда Андрей, боевики со второго боя поняли, что он там один. И, видимо, решили, что терять нескольких бойцов из-за одного – слишком большая цена. Постреляли еще немного для острастки, но уже не так активно, а как стемнело, Андрей стал уходить к своим.
Не зря говорят, что отличительная особенность сотрудника «Вымпела» – умение работать в одиночку, в отрыве от основной группы, когда необходимо самостоятельно разработать план мероприятий и достичь желаемого результата.
Все те, кто работал вместе с Андреем, сходятся в одном – он должен быть Героем России. Тогда почему этого не произошло до сих пор? Наверное, потому, что за те месяцы командировок, что бойцы «Вымпела» проводят в горячих точках, таких эпизодов столько, что у всех воинов грудь должна быть увешана золотыми звездами в три ряда. Это их обыкновенная будничная работа.
СТРЕЛЯЛИ, ПРЯЧАСЬ ЗА ДЕТЕЙ…
Погиб Андрей Чирихин 28 августа 2000 года в селении Центарой, в Чечне. По агентурным данным была получена информация о чеченцах, которые занимаются минированием машин и дорог. Под видом проверки паспортного режима группа сотрудников ФСБ выехала на задание. Боевиков решили брать мягко, поскольку повсюду были женщины и дети. Информация оказалась точной.
Вот как вспоминают участники тех событий: «… Ходили, осматривали комнаты одну за другой. Там были женщины, дети, старики. И в последней комнате дверь распахнулась, там двое маленьких детей и из-за них – очередь из автомата. Андрей Чирихин падает».
«… вытащили раненого Андрея. Он уже был смертельно бледен, вся грудь – сплошная рана. Когда привезли в госпиталь, нас встретил начмед. Осмотрел, сказал, что шансов выжить – ноль. Из всей очереди, что бандюга дал по Андрею, попала одна пуля, но прошла через всю грудь».
ДВА ТОВАРИЩА
– Это Андрей, а это его подчиненный Виктор Дудкин, – показывает фотографию Александр Чирихин. На снимке запечатлены два товарища, два друга…– В «Вымпеле» очень строгий отбор, так вот Виктор был хорош во всех отношениях: умный, коммуникабельный… Но была одна беда – не получались у него прыжки из вертолета.
По мнению сослуживцев, если Андрей Чирихин (на фото слева) и Виктор Дудкин ехали в командировку вместе – то она всегда удавалась.
Именно это и послужило тому, что Дудкин стал кандидатом на отчисление. Но парень хотел служить и мечтал служить именно в «Вымпеле». Тогда Андрей Чирихин, который являлся командиром группы, обратился к начальнику Центра со словами, что таких, как Виктор, отчислять нельзя. Тот согласился и под ответственность Андрея оставил парня.
В течение года майор Чирихин был у Виктора Дудкина «дядькой». Они занимались все свободное время, усиленно отрабатывали то, что не всегда получалось. Вскоре стали большими друзьями.
Сослуживцы вспоминают, что если ехали в командировку двое – Андрюха и Виктор, – то командировка обязательно удастся.
Виктор Дудкин погиб через четыре года после своего командира и тоже в звании майора.
В 2004 году, в Ингушетии, он со своей группой попал в засаду боевиков. Получил ранение, но продолжал командовать подчиненными, лично уничтожив несколько боевиков. Когда один из офицеров ФСБ получил тяжелое ранение, под огнем боевиков вынес раненного в укрытие. Сам при этом получил смертельное ранение и скончался на месте боя. Через два месяца Виктору Дудкину присвоили звания Героя России, посмертно.
Виктор Дудкин погиб через 4 года после своего командира, но их могилы находятся в трех метрах друг от друга на Николо-Архангельском кладбище в Москве.