Премия Рунета-2020
Крым
+18°
Boom metrics
Общество1 ноября 2019 5:20

«Это просто страшно»: Житель Симферополя не выходил из квартиры 10 лет

Последний раз на улицу мужчина выходил в 2009 году
Даже на домашней коляске в хрущевке дальше жилой комнаты не выехать

Даже на домашней коляске в хрущевке дальше жилой комнаты не выехать

Фото: Иван КОСТОГРЫЗОВ

Задумывались ли вы о том, что человеческое безразличие может обречь инвалида на 10 лет «домашнего ареста»? А между тем, подобные ситуации происходят буквально у нас под носом.

Симферополец Юрий последний раз выходил на улицы города на День Победы в далеком 2009 году. С того времени многие из нас успели вырасти, закончить университет и обзавестись семьей – а Юрий все это время безвылазно сидел дома, в пятиэтажке на окраине Гагаринского парка.

По дому мужчина вынужден передвигаться на коленях

По дому мужчина вынужден передвигаться на коленях

Фото: Иван КОСТОГРЫЗОВ

Весь его мир составляла тесная хрущевка, в которой даже невозможно ездить на инвалидном кресле. Спасает его только поддержка супруги, Евгении, также имеющей инвалидность.

- Скажу вам честно, десять лет дома - это просто страшно. Там даже воздух совсем другой, не как на улице. Даже если все окна открыть - не то. И заниматься особо нечем. В советское время я плел авоськи, а сейчас они стали никому не нужны. Но никакой новой работы для инвалидов на дому не предлагается, - тяжело вздохнув рассказывает Юрий – и даже по дому передвигаться кроме как ползком, на коленях – невозможно.

И только 25 октября 2019 года мужчина впервые за много дней оказался на улице. Причина банальна - ухудшилось здоровье, необходимо было съездить в больницу. Повезло, что неравнодушные симферопольцы помогли спустить мужчину на улицу- без помощи посторонних супруга не справилась бы.

Евгения всячески поддерживает своего мужа, но без помощи государства ей приходится нелегко

Евгения всячески поддерживает своего мужа, но без помощи государства ей приходится нелегко

Фото: Иван КОСТОГРЫЗОВ

Супруги решили воспользоваться случаем, и после посещения врача отправились в парк. Евгения признается – пока они не знают, как подняться назад, в квартиру. Но Юрию очень уж хотелось прогуляться, и впервые за долгие годы вдохнуть свежий воздух.

Мы сидим неподалеку от Вечного огня в Гагаринском парке. В теплый пятничный вечер тут многолюдно, и Юрий внимательно наблюдает за проходящими мимо людьми.

- У меня такое ощущение, что я приехал в другой город, куда- то далеко. Где-то новые дома успели построить, а где-то – новые дорожки. Люди стали совсем по- другому одеваться. Хотя во многих местах все стабильно – как тогда, так и сейчас проехать на инвалидной коляске невозможно, - делится впечатлениями мужчина, глядя на то, как резвятся две принадлежащие семье собаки.

ВНЕ ОБЩЕСТВА

Причина вынужденного затворничества Юрия - безразличие. В доме на улице Набережной он живет с самого рождения, но там до сих пор нет никаких приспособлений, позволяющих мужчине выбираться из подъезда на белый свет.

- Однажды мы добились установки пандуса, но он был под таким уклоном, что даже брат Юрия, который работал грузчиком, не мог закатить коляску наверх. Что уж там обо мне говорить, - вспоминает Евгения, - сейчас на все наши просьбы отвечают, мол устанавливайте за свой счет, решайте сами. А откуда у нас средства на это?

При этом, соседи не против установки устройства, которое облегчит жизнь инвалида. Многие относятся к его ситуации с пониманием.

- В управляющей компании сказали что максимум на что они могут пойти - это установка подъемника на балкон. Но, это довольно странное решение, потому что балкон выходит на проезжую часть во дворе, к тому же, он не ремонтировался с конца 80х годов. и самое главное - дверь с балкона ведет на кухню. Она слишком узкая для коляски, к тому же - с большим перепадом высот, да и на кухне коляске негде развернутся - рассказывает Евгения

Балкон на который управляющая компания предлагает установить подъемник расположен у проезжей части

Балкон на который управляющая компания предлагает установить подъемник расположен у проезжей части

Фото: Иван КОСТОГРЫЗОВ

Пенсия у супругов небольшая - около 10 тысяч на каждого. Этого хватает только на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов и самых необходимых лекарств. У Евгении есть небольшая подработка на дому, она делает заколки и браслеты, продает их в гагаринском парке. Но и этих средств семью могут лишить.

- Сейчас стали гонять, требуют, чтобы оформила индивидуальное предпринимательство. Я вот на днях поеду узнавать, вроде там можно как-то устроить, чтобы был небольшой налог, - взволновано объясняет Евгения, - а очень хочется, чтобы денег хватало не только на еду и оплату счетов. Иногда хочется и одежду купить себе новую, когда старая совсем разваливается.

Изделия Евгении продаются хорошо - цена небольшая. Но в последнее время за торговлю стали штрафовать

Изделия Евгении продаются хорошо - цена небольшая. Но в последнее время за торговлю стали штрафовать

Фото: Иван КОСТОГРЫЗОВ

При этом, социальные службы игнорируют просьбы о помощи. А один раз Евгении даже предложили сдать мужа в интернат.

- Так и сказали, если вы не справляетесь, не можете оплачивать и коммунальные, и лечение – сдавайте в интернат. Но я когда – то в подобном учреждении сама работала, и скажу вам честно, зачастую врагу не пожелаешь такой судьбы, - объясняет женщина, - я тоже инвалид, и тут мы нужны хотя бы друг другу, а там – никто никому не нужен.

А некоторое время назад Юрию требовалась операция. Врачи были согласны провести ее, но при условии, что он к сентябрю сможет хотя бы самостоятельно вставать с кресла. Для этого было необходимо получить ряд специализированных медицинских приспособлений. В органах соцзащиты пообещали помочь с бесплатным получением всего необходимого. Однако, подошел конец октября, а ни одного предмета получено не было.

- Там, например, требовался специальный корсет. Цены на него начинаются в районах 5 тысяч рублей – для нас это неподьемные деньги, - сетует Юрий.

Больше всего он боится, что ему придется провести и следующие 10 лет взаперти. Спасение мужчины в постоянном движении, а обеспечить это в стенах хрущевки сложно. Ему необходимы прогулки и свежий воздух, но как их получить, если каждый выход на улицу – сродни подвигу?

Весь мир Юрия - это две комнаты хрущевки, между которыми может проехать коляска

Весь мир Юрия - это две комнаты хрущевки, между которыми может проехать коляска

Фото: Иван КОСТОГРЫЗОВ

Сейчас чтобы занести мужчину в его квартиру понадобились усилия троих мужчин. При этом, искать их пришлось буквально на улице, в надежде что кто-то из прохожих не откажет в помощи инвалиду. В итоге одним из добровольцев стал сосед по подъезду, а другим- доставщик пиццы.

Чтобы занести Юрия в его квартиру нужно преодолеть всего шесть ступенек – но даже втроем нам это удается ценою больших усилий. После нескольких ступенек приходится устроить передышку – у мужчины слабые суставы, и если слишком резко потянуть его вверх – можно только навредить.

На один лестничный марш мы тратим столько же времени, сколько понадобится здоровому человеку для неспешного подъема на 5 этаж и спуск обратно.

После возмущения общественности за дело обещал взяться симферопольский депутат Геворг Казарян. Но подобные обещания семья слышала неоднократно, и у них уже не осталось оптимизма и веры в то, что государству они нужны.