Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество23 октября 2019 14:20

"Скажи-ка, дядя, все пропало?": что происходит с квартирой Лермонтова в Санкт-Петербурге

Восстановить пристанище поэта на улице Садовой должны были уже давно, но дело практически не сдвинулось с места [фото]
Сергей ВОЛЧКОВ
Сергей ВОЛЧКОВ
В таком состоянии квартира Лермонтова пребывала в 2017 году. Как утверждают активисты, с тех пор ничего не изменилось. Фото: Алексей Румянцев, "Заброшенный Петербург".

В таком состоянии квартира Лермонтова пребывала в 2017 году. Как утверждают активисты, с тех пор ничего не изменилось. Фото: Алексей Румянцев, "Заброшенный Петербург".

Вот уже много лет в Санкт-Петербурге идет борьба за мемориальную квартиру Михаила Лермонтова в доме на Садовой, 61. Пока городские власти решают, что делать с пристанищем поэта, активисты и градозащитники бьют тревогу: историческое здание постепенно ветшает и разрушается.

ПЛАНЫ И СУДЫ

В квартире поэта – хаос и запустение. Некоторые комнаты от пола до потолка забиты старыми сгнившими досками, в других осыпалась побелка. Таким жилище Лермонтова, где он написал «Бородино» и «Смерть поэта», запечатлел в 2017 году Александр Румянцев, создатель проекта «Заброшенный Петербург». С тех пор прошло два года, но положительных изменений все еще не наблюдается.

История с мемориальной квартирой длится в Санкт-Петербурге еще с девяностых годов. В 2010 дом, в котором она расположена – «дом княгини Шаховской», построенный еще в первой половине 19-го века – расселили и законсервировали. В 2016 – передали в пользование Мариинскому театру. Наконец, в 2017 здание окружили строительным забором и затянули брезентом. На том активная стадия, собственно, и кончилась.

Вот уже несколько лет дом на Садовой, 61, где когда-то жил Лермонтов, затянут фальшфасадом.

Вот уже несколько лет дом на Садовой, 61, где когда-то жил Лермонтов, затянут фальшфасадом.

Фото: Артем КИЛЬКИН

В октябре 2018 ситуация получила неожиданное развитие: на Мариинский театр подал в суд городской Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. По словам представителей КГИОП, театр не выполнил обязательств: не предоставил в комитет проект ремонта и реставрации здания.

- Октябрьский районный суд полностью удовлетворил требования комитета и постановил в течение 36 месяцев провести все необходимые изыскания и разработать проектную документацию, - рассказали «Комсомолке» в ведомстве.

ПРОЕКТА НЕТ, НО ВРЕМЯ ЕСТЬ

В сентябре 2019 года КГИОП рассмотрел и концептуально одобрил эскизный проект приспособления дома для «современного использования». Однако у специалистов нашелся к нему ряд принципиальных замечаний. Кроме того, эскиз, отмечают в комитете, должен быть подкреплен научно-проектной документацией, предварительно пропущенной через жесткий фильтр историко-культурной экспертизы.

- В связи со всем этим его проект был возвращен письмом исполнителю для доработки, - поясняют в ведомстве. - Однако до настоящего времени необходимая научно-проектная документация к нам не поступала.

По словам общественников, не все потеряно - несмотря на разруху, квартиру и дом еще можно и нужно спасти. Фото: Алексей Румянцев, "Заброшенный Петербург".

По словам общественников, не все потеряно - несмотря на разруху, квартиру и дом еще можно и нужно спасти. Фото: Алексей Румянцев, "Заброшенный Петербург".

Время, впрочем, еще есть – недавний суд, напомним, отвел театру на все процедуры 36 месяцев.

Под какие именно «современные нужды» приспособят дом княгини Шаховской – обустроят там «театральную» гостиницу, как хотели изначально, или откроют филиал Лермонтовской библиотеки – в комитете не пояснили, сославшись на то, что сделать это может только пользователь, Мариинский театр. Зато пусть и немного, но все прояснили судьбу квартиры поэта: как следует из официального ответа на наш запрос, ее превратят в «мемориальную зону». Как она будет выглядеть и работать – вопрос пока что тоже открытый. Однако у активистов уже к самой концепции нашелся ряд острых вопросов.

Справа - самодельная памятная табличка, которую на дом повесили активисты.

Справа - самодельная памятная табличка, которую на дом повесили активисты.

Фото: Артем КИЛЬКИН

- До сих пор четко не определены ни границы квартиры, ни количество комнат, которые занимал Лермонтов, - отмечает Дмитрий Негодин. – Ясно, что их было очень много. В дневниках поэта сохранилась запись: «Снял квартиру за 2 000 рублей. Судя по числу комнат, это недорого». Хотя 2 000 рублей в то время были очень большими деньгами. Поэтому возникает вопрос – как именно будет организована эта мемориальная зона? Займет она всю квартиру или всего пару комнат?

ТУМАННАЯ «ЗОНА»

По словам нашего собеседника, главное сейчас – провести специальные архитектурные изыскания и восстановить историческую планировку квартиры, чтобы точно понять ее размеры. Такая работа сейчас ведется, но в ее качестве и предполагаемых итогах активисты сомневаются. По предположениям активистов, Лермонтов занимал в доме Шаховской практически весь второй этаж и имел в своем распоряжении целую анфиладу комнат – захотят ли в театре отдавать под мемориальную зону их все?

По словам КГИОП и Мариинского театра, квартиру будут превращать в мемориальную зону. Какой она будет - вопрос пока неясный. Фото: Алексей Румянцев, "Заброшенный Петербург".

По словам КГИОП и Мариинского театра, квартиру будут превращать в мемориальную зону. Какой она будет - вопрос пока неясный. Фото: Алексей Румянцев, "Заброшенный Петербург".

- Да и вообще идея с мемориальной зоной, мягко говоря, спорная, - констатирует активист. – Мы уже давно бьемся за то, чтобы в Петербурге появился полноценный музей поэта. Мы даже проводили опрос на улицах – всего за два часа собрали почти 250 подписей в поддержку! Это говорит о том, что музей был бы действительно востребованным как среди жителей, так и среди гостей города. К тому же его не обязательно делать с нуля – можно было бы, например, организовать там филиал Пушкинского дома, в котором хранится большинство экспонатов из бывшего музея Лермонтова. При этом сами экспонаты можно оставить там, а для квартиры создать их копии. Так будет даже лучше! Копии ведь можно рассматривать, прикасаться к ним. Представьте, какой будет восторг у ребенка, если ему дадут возможность посидеть в копии кресла Лермонтова, за его столом. И при этом увидеть из окна тот же дом, ту же улицу, которые видел столетия назад поэт. Это же впечатления на всю жизнь!

Как бы то ни было, вопрос остается открытым. На момент верстки номера в Мариинском театре на запрос «КП-Санкт-Петербург» не ответили. Мы следим за развитием событий.