Забастовка продлится до 14.00.
Фото: Леонид РЯБКОВ
Погодка хоть порадовала, раз уж не радует все остальное. Вот сегодня решили бастовать водители междугородних маршруток и автобусов по всей Молдове. Требуют от правительства увеличения тарифа почти в два раза — с 0,48 лея за километр до 0,92. Около 250 микроавтобусов и автобусов запрудили главную площадь Кишинева. Стоят вплотную — стык в стык. И подъезжают все новые и новые участники акции протеста. Подхожу к небольшой группке водителей.
- Мы из Каларашского района приехали, - говорит один из водителей маршруток по имени Аурел. Он приехал из Калараша. - Когда у народа украли миллиард, поднялся курс евро. Затем цены на запчасти поднялись на сто процентов. Затем курс евро упал, но цены на запчасти и обслуживание автомобилей остались на прежнем уровне.
- Получается, вы работаете себе в убыток?
- Когда вы идете на рынок, идет торг. Мы не говорим о том, что просим столько-то и столько нам дадут. Это вопрос дискуссий. Хоть бы чуть-чуть тарифы подняли и то — вперед!
- Какой же смысл работать себе в убыток?
- Вот именно! Главное, чтобы эта отрасль не умерла, как Железная дорога! Требуют, чтобы машина была хорошей, а откуда деньги, чтобы вкладывать в нее?
- Но у людей ведь тоже нет денег, чтобы много платить за проезд!
- Но мы же предлагаем им условия! Человек хочет сесть в нормальное кресло, нормально доехать, чтобы колесо не отвалилось по дороге. Зачем ему плохие условия, чтобы он не доехал до места назначения?! Правительство должно поднимать зарплаты не только прокурорам и судьям, но и простом народу! Чтобы все было по-честному! На чем люди будут ездить? На ишаках и верблюдах?
Маршрутки все прибывали и прибывали. Из Страшен, Калараша, Новых Анен, Кагула...
На главной площади Кишинева - около 250 маршруток и автобусов.
Фото: Леонид РЯБКОВ
- Вряд ли наши требования удовлетворят, - считает седовласый водитель по имени Василий. Он приехал из района, правда, какого, не сказал. - Скажут, что соляра подешевела на 30 бануц, а бензин — на 50. Думаю, что нет.
- А зачем тогда протестовать?
- Надо же что-то делать... По отдельным маршрутам приходится работать себе в убыток. У меня маршрут хороший, но я вышел, чтобы быть со всеми.
Как признаются сами водители, в месяц у них выходит около 2-3 тысяч леев зарплаты, не больше. Честно признаться, всегда думал, что они зарабатывают больше...
- Людей же надо возить, - объясняет Юрий. - Люди на работу ездят из сел в город. Что делать? Надо! Техника на тебе, техосмотр подорожал, страховка. Куда мы катимся?!
Подошел к организаторам акции протеста.
- Пока правительство не готово идти на уступки, - признается мне глава Ассоциации автоперевозчиков Молдовы Олег Алекса. - У нас только одно требование — повышение тарифа! Если не сядут с нами за стол переговоров, значит, в следующий раз остановимся по всей стране! Они сядут за стол переговоров, если не завтра, то через месяц, но сядут! Им некуда деваться, наши требования реальные, справедливые и не заоблачные...
- Но ваши пассажиры тоже не Бог весть, сколько зарабатывают...
- Вы затронули самый главный вопрос! То, что они не могут обеспечить достойными зарплатами и пенсиями людей, они переложили эту заботу на нас, чтобы мы давали дешевую услугу. Но это неправильно. Власти должны дать людям нормальные зарплаты, а нам возможность работать. Мы ведь не хотим заоблачных прибылей!
Ровно в полдень участники забастовки выдвинут свои требования, а на главной площади Кишинева будут стоять до двух часов дня.