Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество14 декабря 2018 22:03

Версия гибели легендарного летчика: Чкалову подстроили катастрофу, чтобы он не остановил Большой террор

80 лет назад, 15 декабря 1938 года, во время испытательного полета в Москве на Ходынском поле разбился самый известный авиатор СССР Валерий Чкалов
Когда Валерий Чкалов вернулся из своего первого рекордного полета, на аэродроме его встретил сам Сталин. Но особо теплых отношений между вождем и летчиком не было. Фото: wikimedia.org

Когда Валерий Чкалов вернулся из своего первого рекордного полета, на аэродроме его встретил сам Сталин. Но особо теплых отношений между вождем и летчиком не было. Фото: wikimedia.org

Ему было всего 34 года, но слава его была невероятна. Два рекордных беспосадочных перелета Москва - Камчатка и Москва - Северный полюс - США сделали его народным героем, первым среди лучших «сталинских соколов». И хотя несчастные случаи на заре советской авиации были нередки, смерть Чкалова сразу обросла множеством слухов и легенд.

Чтобы подтвердить или опровергнуть их, «Комсомолка» поговорила с дочерью легендарного летчика Ольгой Чкаловой.

Легенда № 1. Он дерзил Сталину, и тот его невзлюбил

О встречах вождя с советским асом № 1 есть несколько историй. Однажды Сталин спросил у Чкалова, почему тот никогда не берет с собой парашют. Летчик ответил, что техника, которую он испытывает, уникальна и его главная задача - посадить ее. На что Сталин возразил: «Ваша жизнь для нас дороже любой машины». Но, как вспоминал второй пилот знаменитого перелета в Америку через Северный полюс в экипаже Чкалова Георгий Байдуков, на одном из приемов Чкалов обратился к Сталину на ты, обнял и предложил выпить на брудершафт. Панибратство Иосифу Виссарионовичу не понравилось, и после этого случая в отношениях между ними якобы пробежала черная кошка.

- Теплых отношений между отцом и Сталиным никогда не было, - говорит Ольга Чкалова. - Мама никогда не упоминала, чтобы они были на ты, тем более что у них была довольно серьезная разница в возрасте. Настоящим любимцем Сталина был другой летчик - Сигизмунд Леваневский, и только после того, как он погиб (самолет Леваневского пропал во время попытки перелета через Северный полюс. - Ред.), Иосиф Виссарионович стал как-то выделять Чкалова. Но и это потихоньку сошло на нет. Никаких неформальных встреч у них не было, только протокольные.

Легенда № 2. Берия знал о смертельном полете заранее

Сенсационное заявление в свое время сделал старший сын Валерия Чкалова - Игорь. Дескать, за несколько месяцев до роковой авиакатастрофы Сталин предложил Чкалову сменить «отца массовых репрессий» Ежова во главе НКВД. Чкалов прямо отказываться не стал, а попросил отсрочку - как раз на время испытания нового самолета. У этой версии есть серьезный изъян - Чкалов никогда не работал в органах госбезопасности и никак не был готов стать наркомом.

Но была бы в таком назначении и своя аппаратная логика - к середине 1938 года Сталин явно пришел к мысли о необходимости сворачивания Большого террора. Всю ответственность за «перегибы» планировалось возложить персонально на Ежова, а вот отмыть репутацию НКВД мог бы помочь популярный в народе Чкалов. Ему при таком раскладе отводилась роль свадебного генерала, а реально руководить работой должен был бы его первый зам - Лаврентий Берия. Только самому Берии роль «второго парня на деревне» очень не нравилась, и, расправившись с людьми Ежова, он, возможно, заодно избавился и от другого конкурента (Чкалов погиб всего через 2 недели после отставки Ежова).

- Нет никаких подтверждений, что Сталин предлагал Чкалову стать именно наркомом внутренних дел. Не знаю, откуда это взял мой брат, - говорит Ольга Валерьевна. - Но то, что отцу предлагали какой-то государственный пост, я подтверждаю. Мама мне об этом рассказывала. Ни с Берией, ни с Ежовым у Чкалова личных отношений не было. Единственное, я знаю, что папа ходил заступаться за некоторых арестованных друзей. Ему тогда ответили: «Вы летаете, вот и летайте. А мы занимаемся своим делом». Есть, правда, один странный момент. 12 декабря 1938-го, за три дня до гибели отца, Берия пишет письмо в правительство, в котором сообщает, что самолет И-180 не готов к испытаниям. Но самолет не отправляют на доработку, а новые испытания назначают на 15 декабря.

- Может быть, то письмо Берии составлено задним числом, в качестве алиби?

- Эта версия мне никогда не приходила в голову!

Легенда № 3. Сам виноват в своей гибели: полетел вопреки запретам

Про крутой, а местами даже авантюрный нрав Чкалова известно многим. Нарком обороны Климент Ворошилов прямо заявлял: «Комбриг (это звание - командир бригады - соответствовало тогда примерно генеральскому. - Ред.) Чкалов погиб только потому, что новый истребитель был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, Сталин лично дал указание о запрещении Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг... начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома».

- Папа совершенно не рвался в тот полет, - комментирует это дочь Чкалова. - Он был в отпуске на своей родине в Василеве (сейчас город Чкаловск Нижегородской области). Его вызвали по звонку. Мог ли он отказаться? Для этого он был слишком дисциплинированным человеком. Я не уверена, что он знал обо всех недоделках. Там ведь были срезаны жалюзи на моторе (от них зависело правильное охлаждение или обогрев двигателя. - Ред.), стояли неполетные крылья. К тому же в тот день был жуткий холод (-25 по Цельсию), что и привело к отказу мотора. Но ведь это был декабрь. Важно было провести успешные испытания, чтобы попасть в программу на следующий год. В те годы конструктор и пилот-испытатель работали в паре, все проверялось на ходу. А сомневаться было не в характере отца. Было ли это преднамеренным убийством? Не берусь утверждать. Но такие подозрения остались у нас на всю жизнь.