Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество6 ноября 2018 22:00

Страшнее катастрофы «Титаника»

7 ноября 1941 года погиб теплоход «Армения», унеся жизни более 6 тысяч человек
Место, где погиб санитарный корабль, до сих пор обнаружить не удалось.

Место, где погиб санитарный корабль, до сих пор обнаружить не удалось.

Фото: wikimedia.org

В те самые минуты, когда Сталин с трибуны Мавзолея читал доклад на историческом параде, после которого заснеженные бойцы с Красной площади уходили прямо в бой за Москву, далеко от столицы в остывающем Черном море, высоко вздымая корму, шел ко дну советский транспорт «Армения» с красными крестами на бортах и на палубе. Немецкие пилоты торпедоносцев «Хейнкель-111» не могли их не видеть…

11.30 утра. Только к обеду вождю доложили о случившемся. Вторая по количеству жертв катастрофа за всю историю мореплавания: «Титаник» унес вчетверо меньше жизней.

Почему погибло пассажирское судно, охраняемое Красным Крестом и лишь двумя сторожевыми катерами… Кто приказал выйти в море при свете дня - при полном господстве в воздухе немецкой авиации? Ответы на эти вопросы есть, хотя они и не открывают полной картины.

6 ноября, более чем под завязку загрузившись ранеными, больными и медперсоналом нескольких госпиталей Севастополя, «Армения» взяла курс на Кавказ. Капитан Владимир Плаушевский множество раз ходил этой дорогой, и теперь его беспокоило только то, что судно запредельно перегружено - раненые размещены на подвесных койках даже в каютах экипажа - и что охранения, по сути, нет никакого. Уже в пути подоспел новый приказ: немедленно зайти в Балаклаву и принять новых раненых… Куда же еще?! Зашли, погрузили бог знает сколько еще носилок с бойцами и несколько десятков деревянных ящиков с неведомым грузом. В трюме место еще оставалось. Позже выяснится, что это сокровища крымских музеев - золото и бесценные экспонаты. Но и это еще не все. Последовал новый приказ: зайти в Ялту, принять на борт раненых, партактив и сотрудников НКВД. Куда капитану деваться…

Адмирал Ф. С. Октябрьский позже оставил в записках: «Когда мне стало известно, что транспорт «Армения» собирается выходить из Ялты днем, я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря».

Но вышли утром! Что дальше… Шторм, налетели два вражеских морских бомбардировщика, каждый сбросил по две торпеды. Первые две прошли мимо, и самолет ушел восвояси, промазала и третья торпеда другого самолета, а последняя ударила в носовую часть судна. По официальной версии, на борту находилось много более 6 тысяч человек, катера подобрали лишь восьмерых…

И что же такого случилось, что «Армению» все-таки вытолкнули в море? Был запрещающий приказ адмирала. Предполагается - ничего иного не остается, - что кто-то из высоких чинов НКВД, возможно, из тех, кто на борту находился, заставил выйти немедленно, поскольку на набережной в толпе уже раздались выкрики, что фашисты входят в город. На самом деле враг вошел в Ялту лишь через сутки. Но того приказа капитан не мог ослушаться: понятно, что это могло для него означать в такие часы.

Место, где погиб санитарный корабль, до сих пор обнаружить не удалось. Вряд ли всплывет и однозначный ответ на вопрос: кто именно отдал преступный приказ? С пирса видели, что Плаушевский, человек обычно спокойный и собранный, был в ярости. Когда командовал отдать швартовы… Судно шло на верную гибель.