Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество19 октября 2018 14:00

Национальный проект «Жилье и городская среда»: как в погоне за цифрами не забыть о людях

Эксперты рассказали об общественном контроле реализации федеральных программ

На пресс-конференции в Интерфаксе заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев и заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева поделились с журналистами своими мнениями о важных проектах в сфере ЖКХ.

Напомним вкратце. Национальный проект «Жилье и городская среда» был разработан в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации Владимира Путина и утвержден на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

- Когда мы рассматривали этот проект на заседании комитета Госдумы, то все фракции отметили, что его реализация предусматривает увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета, - рассказал Павел Качкаев. – Всего из средств федерального и региональных бюджетов будет затрачено порядка 1,1 триллиона рублей.

По словам Павла Качкаева, нацпроект предполагает четыре направления развития. Первое - федеральный проект «Жилье».

- Поставлена задача - до 2024 года построить 120 млн кв. метров жилья в стране, - объясняет Качкаев. - Из них 80 млн кв. метров - это многоквартирные дома, а оставшееся 40 млн кв. метров предусмотрено под индивидуальное жилищное строительство. Также проектом предусматривается модернизация строительной отрасли.

Второе - федеральная программа «Ипотека». Из тех 80 млн кв. метров ипотека должна занимать около 53 млн. При этом Правительство РФ планирует снизить ставку по ипотечному кредитованию с 10,6 до 7,9 процентов. И если сейчас на ипотечном рынке по объемам приобретения лидирует вторичное жилье, то к 2024 году покупки ипотечного жилья в новостройках должны сравняться со вторичкой.

Третье - федеральный проект, направленный на расселение аварийного и непригодного для проживания жилья.

- На эти цели из различного уровня бюджетов выделяются около 500 млрд рублей, - подчеркнул Павел Качкаев. - Причем, львиная доля покрывается именно федеральным бюджетом в пропорции примерно 95% и 5%. Но есть нюансы, вызывающие некоторые сомнения. В 2019-2020 годах объем сносимого жилья почему-то не очень большой. В 2021 году рост увеличивается, а к 2024 году мы должны выйти на те цифры, которые мы уже показывали в 2014-2017 годах. Наш комитет Госдумы внес свои замечания по 2019-2020 годам и надеется, что такого провала не будет. Также использованы не все методы для сноса жилья. В каждом городе есть аварийные многоквартирные дома, снос которых выгоден для бизнеса. И хотелось бы учесть в федеральном проекте этот факт.

Четвертое - «Формирование комфортной городской среды». В 2018 году на финансирование этого направления предусмотрено около 51 млрд рублей. Будет благоустроено13 тысяч дворов и 3,2 тысячи общественных территорий – парки, скверы и т.д.

Исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает разработку и внедрение нацпроекта «Жилье и городская среда» историческим моментом. Но при его реализации важно не оставить за бортом тех, кто действительно нуждается в помощи государства.

Особое внимание Светлана Разворотнева уделила программе «Развитие городской среды».

- В соответствии с майскими указами Президента РФ индекс качества городской среды является одним из важнейших показателей регионального и местного развития, - отмечает Разворотнева. – А кто-нибудь может объяснить, что это такое? Да, есть методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований, расположенных на территории страны, утвержденная приказом Минстроя России. Но она не может служить полноценным индикатором, потому что критерии, используемые в методике, не позволяют оценить качество проживания в городе его жителей. Они, по нашему мнению, в первую очередь отражают позицию градостроителей-исследователей. При этом многие важные составляющие быта граждан, которые как раз и определяют качество жизни в данном населенном пункте, остаются как бы за кадром. Например, это касается состояния домов, в которых проживают люди, в том числе – внешнего вида подъездов, качества предоставляемых коммунальныхуслуг, чистоты улиц, наличия работы и т.д.

По мнению экспертов НП «ЖКХ Контроль» и Комиссии ОПРФ, основными должны стать те показатели, которые отражают усилия местных властей по изменению ситуации в городе.