Премия Рунета-2020
Рязань
+6°
Boom metrics
Здоровье21 февраля 2018 11:30

Деньги отдал, лечения не получил: масштабный рейд показал, что в большинстве аптек Рязани не знают, что продают

Проверка вместе с экспертом привела к удручающим результатам
Мария Блинова
Аптеки соседствуют, а вот обслуживание разнится, как небо и земля.

Аптеки соседствуют, а вот обслуживание разнится, как небо и земля.

Подозрительность по отношению к торговле у покупателя в крови. В современном мире в первую очередь это касается продуктов, особенно молочки и полуфабрикатов. И не зря… Мы неоднократно проверяли их качество и рассказывали об этом читателям. Но есть еще один товар – медикаменты, к выбору которых нужно относиться весьма тщательно. Ведь, приобретая некачественные лекарства, мы не только пускаем деньги на ветер, но и подвергаем опасности самое дорогое – здоровье, поэтому мы решили проверить работу аптек города. Отправились в рейд, и… ахнули.

К проверке подготовились тщательно: не картошку выбираем. Консультантом издания стала провизор Алла Маркова. Окончив рязанский медуниверситет, несколько лет назад она переехала в столицу и сейчас работает в сети московских аптек.

Обязательное условие

Одно из главных правил работы аптек – соблюдение температурного режима. Часть препаратов вполне устроят и комнатные условия, но ряд лекарств требует к себе повышенного внимания. По условиям хранения они делятся на две категории: одним нужно +8...+15, другим +2…+8 градусов.

Почему это необходимо. Внутри каждого лекарства своя «химическая атмосфера», для поддержания которой необходима определенная температура. Если баланс нарушен, препарат теряет свои лечебные свойства. Это может произойти из-за гибели бактерий, входящих в его состав, из-за распада определенной химической цепи и по ряду других причин. Главное понять, чем чревато такое нарушение.

Для наглядности возьмем аципол, помогающий восстановить нормальную работу кишечника. Его назначают при диарее, запорах, колите и ряде других проблем.

– В составе аципола есть бактерии, которые живут при температуре не выше +10 градусов, – пояснила Алла Николаевна. – Если препарат попадает в более теплое место, то бактерии погибают. Вреда от такого «осиротевшего» лекарства не будет, но и пользы – тоже. Полежав при комнатной температуре, оно превращается в пустышку.

Пример из практики: одна из рязанских знакомых нашего эксперта недавно пожаловалась на диарею у ребенка. Проблема возникла после лечения антибиотиками, и врач прописала аципол. Однако таблетки стоимостью почти 300 рублей не помогли совсем.

– Догадываясь в чем дело, я уточнила где она их хранила… И точно – на кухонной полке. Подруга не прочитала инструкцию по хранению, – говорит Алла Николаевна. – После моего совета она купила новую упаковку и убрала ее в холодильник. Препарат в результате подействовал.

Вот тут мы и подходим к очень важному моменту: кто виноват в том, что женщина неправильно хранила лекарство? По глубокому убеждению нашего эксперта – сотрудница аптеки, продавшая его.

– Работа с лекарствами – это отдельная профессия, и покупатель не должен знать все ее нюансы. А вот аптека обязана сохранить качество лекарства, и специалист, отпускающий товар, обязан рассказать об особенностях препарата, – считает Алла Николаевна.

На этот счет существует официальное требование Минздрава РФ. С 1 марта 2017 года вступил в силу приказ ведомства за номером 647н, в котором четко прописано: «Розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает продажу, отпуск, фармацевтическое консультирование».

Фармацевтическое консультирование – это не что иное, как разъяснение, в том числе, условий хранения, а значит, и перевозки лекарств.

– С пояснением условий перевозки самая большая беда. Есть препараты, которые при комнатной температуре теряют свои свойства уже через час! Купил лекарство в обед, положил его в сумку, а домой привез к вечеру. Все, пустышка! И почти никто не предупреждает о таких вещах, потому что мало в каких аптеках фармацевтов этому учат, – считает Алла Маркова. – В итоге люди не вылечиваются, деньги на ветер выбрасывают. А врачи потом голову ломают, не понимая, почему хорошее средство не помогло.

А всего-то, по словам нашего эксперта, надо поместить такое требовательное лекарство в специальный термоконтейнер. Те, кому он часто не нужен, могут подобрать и вариант попроще, главное – поддержать низкую температуру, не замораживая при этом препарат. И вот этого покупателям не говорят.

Подготовились, как следует

Наслушавшись таких страстей, не до конца в них веря, мы решили сами пройтись по аптекам города вместе с Аллой Николаевной и посмотреть, что и как нам продадут. Для чистоты эксперимента выбрали определенные лекарства, которые будем «покупать». Это виферон и кипферон. Оба они повышают иммунитет и продаются без рецепта. Условия хранения также одинаковы: от +2 до +8 градусов.

У каждого из них есть свои особенности, знание которых мы тоже решили проверить. Виферон выпускается в разных дозах и назначается в зависимости от возраста пациента, что четко прописано в инструкции. По нашей легенде ребенку шесть лет и любой грамотный сотрудник аптеки, если покупатель не помнит дозировку, должен ее подсказать.

А при продаже кипферона фамилия покупателя заносится в специальный журнал. Предъявлять документы при этом не нужно, достаточно просто назвать фамилию. Такова формальность, прописанная в правилах работы.

Вооружившись этими знаниями, мы двинулись в путь, решив обойти аптеки и в центре города и в спальных районах.

Как сговорились

Первый визит – в аптеку «Вита» на Первомайском проспекте, рядом с рынком. Кипферон нам достали из холодильника, на котором указано +8…+15 ºС. То есть, препарат, которому физически противопоказано более +8 градусов, уже в аптеке хранится неправильно.

После того как на прилавок легла пачка такого «лекарства», незнание провизором дозировок виферона не удивило. Указание возраста пациента не помогло ни сколько.

Шок второй – ни слова об условиях перевозки мы не услышали. Лекарство лежит около кассы, цена озвучена, а самое главное – нет. Пришлось самой задавать наводящие вопросы: а не надо ли в холодильник?

– А вы когда дома будете?

– Часа через четыре, точно пока не знаю.

– Ну, два–три часа – ничего страшного. Сейчас же зима.

– Но я буду на работе, холодильника там нет.

Дальше лишь невразумительное заверение провизора, что до вечера препарату ничего не будет. Впечатления, конечно, удручающие.

Несешь вот так с работы лекарства, нанеся ущерб и без того скудному семейному бюджету, надеешься сейчас близкому человеку станет лучше...

Приуныв, но все же в надежде на другое обслуживание мы отправились дальше по Первомайскому проспекту и зашли в аптеку «Ладушка». Разобраться с дозировкой молодой человек, работающий за прилавком, помог сразу. Препараты достал из «правильного» холодильника. А дальше просто озвучил сумму чека – про условия хранения опять ни слова.

Наводящие вопросы привели к убийственной фразе: «Да, нужно в холодильнике хранить, но день-два можете и так держать. Главное не на жаре, чтобы лекарство не растаяло. А так ему ничего не будет»… Занавес.

В «Ладушке» побили все «рекорды», сообщив, что главное, чтобы лекарство не растаяло.

В «Ладушке» побили все «рекорды», сообщив, что главное, чтобы лекарство не растаяло.

Кстати, на бейджике молодого человека было указано «Старший консультант. Кассир». То есть – не фармацевт и не провизор. Судя по возрасту, студент. Ну, сэкономили здесь на сотрудниках… Так что нечего удивляться фразе «главное, чтобы не растаяло».

Прогулявшись до остановки «Улица Вокзальная», заходим в аптеку с лаконичным названием «Аптека» – рядом только надпись «низкие цены».

С холодильниками тут все в норме: препараты нам достали, откуда положено. Со знанием дозировок тоже порядок. Однако заветное «Только надо хранить…» мы не услышали! Цена и все.

В этот момент начал развиваться спортивный интерес: они все что, издеваются? В итоге снова задаем наводящие вопросы и только после них заветное слово от фармацевта: холодильник. Других вариантов для перевозки нам так и не предложили. Ни одного. Зато «низкие цены».

Прогулялись до улицы Чкалова. Здесь, рядом с поликлиникой №2, в новом красивом доме рядышком расположены сразу две аптеки. Первой стала аптека сети «Столички». Результат: по дозировке абсолютно ноль помощи. Причем указание возраста не помогло: «Там не только от возраста зависит, уточняйте у врача, так я не знаю, что давать».

Консультация по хранению опять только после уточняющего вопроса. Мы еще и добавили, что попадем домой поздно – мол, лекарство в глубины области везем. И здесь провизор побила достижения сотрудников предыдущих аптек: «Я не знаю, как еще хранить. Только в холодильнике. А если вы в район кипферон везете – то там его и покупайте»...

Следом заглянули буквально в соседнюю дверь – в аптеку «Забота». С дозировкой девушка определилась сразу, при этом невзначай спросив: «Вам врач лекарство выписал?». Принеся кипферон, озвучила цену, указала на необходимость хранения в холодильнике и начала что–то искать… Журнал. А про него-то мы и забыли!

Поскольку контейнера нет, а «везти нам далеко», посоветовала обложить лекарства «Снежком» – это специальные пакеты с охлаждающим элементом. Но только часа на полтора, не более. И при этом даже намека на давление, мол «купите-купите» – не было.

Покидали здание мы со странным чувством: покупатель может обратиться за помощью в любую из этих двух дверей, а какая разница на выходе.

В аптеке «Оранжевая» на улице Пушкина пробили дно предыдущих точек. Прямая цитата продавца: «А вам что врач кипферон назначила? Да вы его ни в одной аптеке не найдете – у него сложные условия хранения. С ним никто не работает». Про хранение виферона в холоде… Да, вы угадали – слово холодильник мы услышали, только сами задав конкретный вопрос.

В аптеке «Оранжевая» нам сходу заявили, что нужный препарат мы нигде не найдем, поскольку у него сложные условия хранения…

В аптеке «Оранжевая» нам сходу заявили, что нужный препарат мы нигде не найдем, поскольку у него сложные условия хранения…

Отсюда мы махнули в сторону Дашково-Песочни. Около остановки «Электросеть» расположено сразу две аптеки: «Социальная» и «Будь здоров». В обеих дозировку подсказали, но насчет перевозки остались «верны»: до конкретного вопроса от покупателя ни звука об условиях хранения. В «Социальной» аптеке при длительной перевозке в автомобиле лекарства еще и посоветовали… завернуть в куртку. Воспользовавшись такой «консультацией» на практике, мы бы просто выбросили тысячу рублей. Не говоря уже о полном отсутствии эффекта.

Аптека «Спрэй» около магазина «Подсолнух» была уже девятой по счету, так что запал давно исчез. Холодильники на месте, со знанием дозировки – порядок. Дальше пачки лекарств легли около кассы и, подняв голову, провизор произнесла: «А термоконтейнер у вас есть?»

Я промямлила что-то про отсутствие такового. Мои заискивания про «всего пару часов» не помогли.

– Нет. Нельзя, лекарство потеряет свои свойства. Можете «Снежок» попробовать. Один пакет стоит 11 рублей, несколькими можете обложить упаковку, но ненадолго.

И достает журнал для записи фамилии при покупке кипферона… Журнал. Опять мы про него забыли.

Открывается третье дыхание: просто из принципа прошлись еще остановку до ближайшей аптеки той же сети – напротив круга около 11-й больницы. И тут – как и в предыдущей аптеке «Спрэй», вопросы о возрасте, пачки на прилавке и – вопрос про термоконтейнер.

Выйдя на улицу и глядя друг на друга, мы с Аллой, не сговариваясь, решили на следующий день рейд продолжить. Это становилось интересно.

Мороз – тоже опасен

Рванули сразу в дали Дашково-Песочни – в 4-й микрорайон. Только здесь решили зайти в точку не на остановке, а поближе к домам. Попалась аптека «Максавит». С дозировкой все отлично, холодильники на посту. Более того, про «держать в холодильнике» продавец сказал сам!

А вот с транспортировкой снова проблемы. Прозвучала настойчивая и довольно убедительная рекомендация: будучи на работе подержать упаковки на подоконнике. Только после тирады сомнений от покупателя – последовало предложение попробовать хладопакеты, а в случае длительной поездки… положить лекарство в багажник.

Совет «хранить на подоконнике» мы, возможно, и возьмем на вооружение. Но не для лекарств.

Совет «хранить на подоконнике» мы, возможно, и возьмем на вооружение. Но не для лекарств.

– Но минусовую температуру же тоже нельзя, а на улице мороз! – недоумевала уже на крыльце Алла Николаевна. – Ну что это за квалификация!

Поехали обратно, и в Кальном на остановке снова увидели аптеку «Оранжевая» – в прошлый раз в такой же нам сообщили, что кипферона в городе вообще нет… Сеть оказалась верна себе – в этой точке его тоже не оказалось, причем продавец пояснила, что у них его не бывает в принципе. Виферон же посоветовала держать в холодильнике лишь после уточняющего вопроса.

Через 10 метров аптека «Забота». С дозировкой проблем не возникло, про условия хранения фармацевт сказала сразу, в случае необходимости предложив хладопакеты. А при длительной транспортировке, сразу озвучила вариант с термоконтейнером. То есть брать, в случае «реальной» необходимости, можно было смело – хоть в соседний регион вези.

Из Кального двинулись обратно в центр, а по пути заглянули в аптеку «Ригла» на улице Циолковского. Отсутствие у покупателя информации о дозировке здесь никого не смутило, а в качестве условий перевозки нам предложили тот же «Снежок». При этом никакого напора, мол, купите сейчас, не страшно, что до позднего вечера без холодильника – не было. Не хочешь, не бери.

В «Спрэе» о последствиях неправильной перевозки предупредили сразу, даже потеряв «клиента».

В «Спрэе» о последствиях неправильной перевозки предупредили сразу, даже потеряв «клиента».

– В холодильник сразу, иначе смысла в лечении не будет, – категорически заявил молодой человек.На этом мы решили остановиться: 14 аптек позади – хватит уже! Подходя к своему дому, я наткнулась на аптеку «Спрэй» – на пересечении улиц Есенина и Маяковского. Ну, не удержалась… репортерский инстинкт сработал.

Затем, сообщив про термоконтейнер и узнав, что его у меня нет и в помине, посоветовал купить пакеты «Снежок». Как все, оказывается, просто... Вот только найти специалиста, который это объяснит на пальцах – не просто.

Поэтому в следующий раз, когда лекарство потребуется мне уже не для статьи, а для собственного лечения, восемь раз подумаю: идти мне в аптеку, обещающую «низкие цены», или туда, где продадут качественное лекарство и проконсультируют любого покупателя.

Итого рейда по 15 аптекам Рязани

Итого рейда по 15 аптекам Рязани