Премия Рунета-2020
Рязань
+12°
Boom metrics
Авто9 февраля 2018 10:39

Рязань прощается с «Икарусом»

В ближайшие недели с улиц исчезнут последние автобусы, возившие горожан еще в прошлом веке
Автобусный маршрут №26, соединявший Канищево и центр, был укомплектован «Икарусами»

Автобусный маршрут №26, соединявший Канищево и центр, был укомплектован «Икарусами»

Фото: Владимир ФРОЛОВ

На прошлой неделе заместитель главы администрации города Владимир Луканцов сообщил о скором исчезновении с улиц Рязани венгерских автобусов марки «Икарус», которые знает с детства каждый житель нашего города. Эти изношенные машины заменят новыми автобусами, переданными из Москвы. В начале 2018 года по улицам областного центра курсировало около 20 «Икарусов».

Первые «двойные»

Начало истории рязанского общественного транспорта уходит в далекий 1925 год: тогда жители города получили первые три рейсовых автобуса вместимостью по 20 пассажиров каждый. После перерыва на годы войны в 1945 году маршрутное движение пришлось создавать заново. За 60-е годы Рязань выросла почти в два раза, пройти ее от края до края пешком в течение часа было уже нельзя. Пассажиров, едущих утром на работу, а вечером с работы, стало так много, что остро требовались автобусы повышенной вместительности. Так, в начале 70-х был сделан выбор в пользу импортной венгерской техники.

Рязанские старожилы помнят, что первые «Икарусы», в отличие от более знакомых нам поздних моделей, были белого цвета, а скрипящая резиновая «гармошка» между двумя салонами казалась чудом дизайнерской мысли.

Кофейные с заносом

После Олимпиады-80 из Москвы в наш город стали поступать первые «Икарусы» новой серии, похожие на нынешние. Они запомнились горожанам оранжевым или кофейным цветом и надписью на задней стенке для обгоняющих автомобилей: «Осторожно! Занос 1 м». В 1986 году одними только новенькими «Икарусами», еще с заводской пленкой на креслах, был укомплектован новый автобусный маршрут №26, проходивший по только что открытой Северной окружной дороге.

Несколько лет спустя одна из молодежных рок-групп, выступавших в кинотеатре «Космос», посвятила этим автобусам песню со словами:

«Дядя, двадцать шестой!

До Канищева с горки и в горку,

Пахнет озерной водой,

Пахнет старым коровником в Борках…

Дядя, притормози!

Посади, довези…»

Немецкие и российские

В 1992 году Рязань поразил не только экономический, но и транспортный кризис: не было денег на запчасти, стало не хватать автобусов на рейсах. Часть маршрутов вообще пришлось закрыть. Чудом помогли новые международные связи.

Рязанская мэрия договорилась о приобретении по символической цене бывших в употреблении «Икарусов» у немецкого города-партнера Мюнстера. Германские стандарты предусматривали избавление от подвижного состава на том этапе, когда он еще не успел устареть. Так на улицах Рязани появилась партия новых венгерских автобусов. Позднее были факты покупки «Икарусов», собранных по лицензии на российских автозаводах. В какой-то момент «Икарусы» составляли 53% подвижного состава городского автобусного парка. Даже в 2017 году Рязань еще занимала второе место в стране по их числу – после Екатеринбурга с 70 машинами.

Но в XXI веке частные рязанские перевозчики, число которых все росло и росло, сделали выбор в пользу микроавтобусов и небольших «ПАЗиков». В последние годы муниципалитету приглянулся «НефАЗ»… А теперь и официально объявлено, что автобусы, возившие еще дедушек и бабушек нынешних пассажиров, уходят в историю.

СПРАВКА «КП»

В 1895 году в Будапеште была основана каретная мастерская Имре Ури, которая в 1929 году перешла на сборку автобусных салонов. В 1948 году предприятие получило название Ikarus. С 1964 года начался массовый экспорт ее автобусов в СССР и другие социалистические страны. В 1991 году компания разделилась на несколько частей. В 2003 и 2007 годах главный автозавод закрывался, но оба раза снова начинал работу после инвестиций новых хозяев.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

В апреле 2010 года у водителя рязанского «Икаруса» 7-го маршрута Валентина Алексеева прямо за рулем во время рейса произошел инфаркт. Почувствовав боль в груди и нарастающую слабость, водитель все же преодолел последний подъем на улицу Циолковского, затормозил, поставил автобус на ручной тормоз – и скончался, но спас от возможной аварии около 150 пассажиров.