Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука17 октября 2017 19:47

Илон Маск раскрыл параметры самой тяжелой ракеты в истории

SpaceX не планирует оснащать свою ракету для полетов на Марс радиационной защитой, но при этом рассчитывает сделать ее безопаснее авиалайнеров и применять для межконтинентальных перевозок на Земле.
Иван Ортега
Бизнесмен раскрыл целый ряд технических подробностей, представляющих его проект в ином свете

Бизнесмен раскрыл целый ряд технических подробностей, представляющих его проект в ином свете

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Илон Маск ответил на серию вопросов пользователей ресурса Reddit по поводу космической транспортный системы Big Falcon Rocket (BFR), разрабатываемой его компанией SpaceX. Также он затронул использование этой системы для полета на Марс. Бизнесмен раскрыл целый ряд технических подробностей, представляющих его проект в ином свете. В частности, стало ясно, что конструкция BFR должна быть безопаснее большинства космических ракет, но при этом лишена радиационной защиты.

Big Falcon Rocket — двухступенчатая полностью многоразовая ракета, с полезной нагрузкой в 150 тонн (на низкую околоземную орбиту). Это больше достигшего Луны «Сатурна-5» (130 тонн) и советской «Энергии» (100 тонн), до сих пор бывших самыми большими ракетами в истории. BFR предназначена для полета на Луну и Марс. Посадка на поверхности этих тел планируется такой же, как у Falcon 9 на Земле — за счет торможения двигателями и опоры на выдвижные «ноги». Первый полет системы ориентировочно намечен на 2022-2024 годы.

В связи с проектом у отраслевых наблюдателей возникла масса вопросов: почему на BFR не предусмотрена защита от радиации, где предполагается посадка на Марсе и ряд других. В своих ответах Маск заявил, что необходимости в защите от радиации на борту корабля, объединенного в одно целое со второй ступенью BFR, просто нет. Путешествие будет длиться примерно 115 суток (0,2 зиверта облучения), что не позволит радиации сказаться на здоровье астронавтов.

В конце концов, заметил бизнесмен, люди высаживавшиеся на Луне, не испытывали заметных проблем со здоровьем. Среди них есть те, кто все еще жив — например, как Базз Олдрин, которому сейчас 87 лет. На корабле будет только небольшой отсек для защиты от сильных солнечных бурь, когда уровень радиации может на несколько часов сильно возрасти. Такой отсек будет расположен в центре корабля и защищен как его наружными стенками, так и запасами воды и еды, окружающими противорадиационное убежище.

Для высадки на Марсе BFR понадобится район близкий к экватору, но при этом богатый водяным льдом. Недавние открытия NASA показали, что на Красной планете есть сразу несколько таких мест. По всей видимости, это замерзшие моря или озера, которые покрыты тонким слоем (не более 10 метров) сыпучего грунта, нанесенного ветрами после замерзания этих водоемов. Водяный лед нужен как основа для производства топлива. Как отметил Маск, BFR, как и все ракеты на химическом топливе, не могут привезти к Марсу достаточный запас горючего для полета обратно на Землю — или же их придется делать огромными и очень дорогими.

Глава SpaceX отметил, что много двигателей нужно для достижения меньшей аварийности, чем у авиалайнеров

Глава SpaceX отметил, что много двигателей нужно для достижения меньшей аварийности, чем у авиалайнеров

Фото: EAST NEWS

Поэтому SpaceX, как это уже предлагалось инженером Робертом Зубриным, планирует получать топливо на месте. Добыть окислитель (кислород) на Марсе несложно — нужно лишь разложить местную воду электролизом, предварительно растопив ее изо льда. Сложнее наработать там метан. Для этого предлагается использовать водород, другой продукт электролиза воды, и углекислый газ из марсианской атмосферы (CO2 + 4H2 → CH4 + 2H2O). Хорошо видно, что в такой схеме без сотен тон воды заправить вторую ступень BFR не получится.

Также Маску был задан вопрос о том, почему SpaceX строит Raptor в расчете на 170 тонн тяги, а не 300, как планировалось ранее. Предприниматель ответил, что главная причина – желание добиться высокого уровня отказоустойчивости системы. У второй, посадочной, ступени BFR в центре по проекту предполагалось лишь два таких двигателя. В случае отказа одного из них, ракета при торможении перед посадкой теряла сразу половину тяги. Это значило бы риск ее полной гибели. Уменьшив тягу Raptor до 170 тонн, можно будет поставить три таких двигателя в центральной части второй ступени, а с потерей трети тяги ракета все еще может сесть.

Глава SpaceX отметил, что много двигателей нужно для достижения меньшей аварийности, чем у авиалайнеров. Дело в том, что BFR планируется использовать и для дальних сверхбыстрых межконтинентальных перевозок. При такой схеме ракеты будут взлетать в любой точке Земли и садиться в любой заданной точке назначения через 30 минут (скорость на космическом участке траектории — 27 000 километров в час). Однако, как сказал Маск, такая услуга будет неконкурентоспособной, если на билетах будет пометка «а еще вы можете умереть в ходе полета». Для достижения конкурентоспособности нужна аварийность меньше, чем у самолета. Версия BFR для трансконтинентальных перевозок будет иметь вместимость крупного авиалайнера, и даже одна катастрофа может привести к гибели сотен человек.

Обо всем важном и интересном в мире науки мы также рассказываем в наших каналах в Telegram и Яндекс.Дзен.