Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество4 октября 2017 22:00

Туризм с заботой о природе

Ровно сто лет назад в нашей стране был открыт первый заповедник
Олег ФРОЛОВ
Сегодня заповедная система России во многом представляет наследие Советского Союза.

Сегодня заповедная система России во многом представляет наследие Советского Союза.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Сегодня особо охраняемые природные территории России занимают площадь, превышающие 62 миллиона гектаров. При этом большинство территорий превращены в настоящие «музеи» природы, доступ в которые закрыт. Но скоро россияне смогут любоваться природными красотами страны не только на открытках. Министерство природных ресурсов начало реализацию приоритетного проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть». В рамках программы количество особо охраняемых территорий с инфраструктурой для экологического туризма будет увеличено в три раза. Учитывая, что в прошлом году заповедники и национальные парки посетило более 10 миллионов туристов, полученные средства могут стать весомым вкладом в экономику страны. О том, как совместить развитие туристской инфраструктуры с заботой о природе в интервью сопредседателя Экологической палаты России Владимира Коптева-Дворникова.

- В рамках Всероссийского форума по особо охраняемым природным территориям министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской сделал несколько важных заявлений. В основном они касаются появления в нашей стране новых особо охраняемых территорий и развития туризма. Как Экологическая палата России относится к таким предложениям?

- Наше участие в форуме было связано с решением вопросов взаимодействия особо охраняемых территорий с человеком. Сегодня заповедная система России во многом представляет наследие Советского Союза. Помните, были капиталистические страны и социалистический лагерь. Поэтому и сейчас многие природные территории в нашей стране живут по принципу – «посторонним вход воспрещен». В 21 веке наступила эпоха нового подхода к развитию заповедников и национальных парков, которая должна сделать их более открытыми для конкретного человека. Приходя в особо охраняемые территории, турист должен чувствовать себя желанным гостем, при этом, естественно оставаться законопослушным гражданином. Оградить все заборами нельзя и невозможно. Человек и природа должны встречаться. Пусть лучше эта встреча будет подконтрольной, в рамках законодательства, в рамках диалога, а не конфронтации. Например, сегодня многие заповедники сталкиваются с браконьерством. Но ведь при этом есть такое цивилизованное понятие как рыболовство, охота или собирательство ягод, которым живет большое количество нашего населения. Это же противоположные понятия браконьеры и законопослушные граждане, которые превращают гуляния по лесу в некий вид спорта. Так и экотуризм. Его развитие не направлено на уничтожение природы, его основная задача – сделать красоты нашей страны доступными для человека, при этом сохраняя окружающую среду.

- Насколько возможно развитие туризма без катастрофических последствий для экологии?

- Примеры такие есть, и они не единичны. К слову знаменитая Байкальская тропа находится на территории заповедника. Зачастую экологический туризм не требует особого строительства. в этом году Экологическая палата России страны провела создание специальных тренерских групп по скандинавской ходьбе в 28 регионах России. Этот вид спорта доступен для любого возраста, от детей, до весьма пожилого. Скандинавской ходьбе противопоказан асфальт, она совершается на природе. Люди начинают ходить, они узнают свой край, но даже при этом им нужна инфраструктура, где можно отдохнуть. Или другой пример - Сочи. Сегодня этот курорт посещают миллионы туристов в год. При этом 84 процентов территории города – это зона особо охраняемой природной территории. Олимпийское строительство не только позволило создать современную инфраструктуру мирового уровня, но и решить ряд экологических проблем курорта. Конечно, огромную роль сыграло при этом взаимодействие с Международным Олимпийским комитетом и соблюдением высоких экологических стандартов.

- Насколько сочинский опыт «зеленого» строительства может быть распространен на другие регионы?

- Прежде всего, надо понимать, что подготовка к Олимпиаде была обеспечена огромными инвестициями. Такие инвестиции без подготовки к масштабному событию невозможны. Поэтому не надо ориентироваться на гигантоманию, необходимо брать положительный опыт Сочи по взаимодействию экологов, строителей и инвесторов, переносить его на более мелкие объекты в разных сферах жизни. Стоит отметить, что уже существует целая отрасль экологичного строительства, которая специально разработана для заповедников, национальных парков и особо охраняемых территорий, Такие объекты наносят минимальный вред и вмешательство в окружающую среду, их можно увидеть в особо охраняемых зонах в Москве. Экологичное строительство подразумевает использование натуральных материалов, отсутствие централизованных сетей, нарушающих целостность природных массивов, отсутствие фундаментов под строениями, асфальта. Такие элементарные вещи позволяют делать все объекты недорогими, они не противоречат окружающей среде.

- С одной стороны, практика показывает, что развитие туризма вносит ощутимый вклад в экономику целых регионов, с другой идет без ущерба для природы. При этом различные экологические организации все-таки протестуют, против появления в особо-охраняемых территориях туристской инфраструктуры…

- Прежде всего, необходимо понимать, что экология – это наука антропоцентричная. И работать она должна для человека. Сохранность природы – это главный залог будущего человека. Но не надо думать, что экологи, которые выступают за сотрудничество с туризмом, чтобы привлекать инвестиции в национальные парки, ратуют за уничтожение природы. Речь не идет о том, чтобы уничтожать заповедники и вытаптывать их. Но посмотрите, что мы имеем в Арктике. На Новой земле и других арктических территориях десятилетиями накапливались промышленные и бытовые отходы жизнедеятельности человека, очень красивые места были сильно загажены человеком. Экологическую ситуацию можно улучшить, но для этого необходимо санировать территорию. Чтобы эту санацию окупить, можно открыть какие-то зоны для туристов и волонтеров. Одной из форм социально-ответственного туризма в Арктике может стать масштабный и регулярны летний экологический субботник. Если мы возьмем развитые страны, где экологическое законодательство давно поддерживает взаимодействие человека и природы, например Канаду, Швейцарию, США, в них посещение людьми национальных парков приносит многомиллиардные доходы, которые идут на сохранение природы. Если не развивать экологический туризм, то ни у одного гражданского общества, ни у одного государства не хватит средств на то, чтобы сохранить и защитить природные богатства. К тому же посещение особо-охраняемых зон дает возможность человеку дышать, заниматься какими-то видами спорта, это обеспечивает здоровье нации. А вложение в население – главные инвестиции в экономику страны. Мне кажется, что когда экологи выступают против того, чтобы национальные парки были открыты для разумного посещения, это как минимум недальновидно. Эколог может надзирать, может оберегать, спасать природу, но он не должен мешать тому, что делается в соответствие с экологическими нормами. Организации, которые получают финансирование из-за рубежа, и при этом целенаправленно выступают против российских инфраструктурных проектов, могут быть приравнены к иностранным агентам. Мы должны работать с отечественной экономикой, так чтобы любой проект, который сегодня может развивать территорию был экологичным, а не для того, чтобы его просто не делать.

- Расскажите, пожалуйста, об участии Экологической палаты России в реализации приоритетной программы по развитию туризма в особо охраняемых территориях.

- Экологическая палата России – общественная организация. Она была создана в 2013 году на грант Президента России, как ячейка гражданского общества в сфере экологии, которая объединяет различные организации: экологические, общественные, бизнес, ученых. Таким образом, мы формируем экспертное сообщество, чтобы вырабатывать максимально широкий диапазон точек зрения на экологические проблемы России. Основная миссия Экологической палаты – просветительская. Например, совместно с Министерством природных ресурсов России и Парламентской газетой мы издали сборник, посвященный столетию особо-охраняемых территорий. Это полный каталог с иллюстрациями и рассказами обо всех заповедниках России, который уже поступает в свободную продажу. Совместно с одним из ведущих вузов страны мы разрабатываем учебный курс, посвященный как подготовке волонтеров, так и профессионалов. Эта программа затем может внедряться в учебных заведениях, специализирующихся на туризме. Мы ведем активную работу по возвращению в школу часов природоведения, экологии. В каждом регионе осуществляем экологический мониторинг действий власти, конкретно есть индекс экологической работы губернаторами. Учитывая, что мы не коммерческая организация, мы не занимаемся реализацией бизнес-проектов. Но мы организуем экологическую неделю, которая в октябре пройдет в Москве, участвуем в выставочных проектах Минприроды. На выставке «Экотех» в нашем павильоне будет представлена экспозиция, посвященная развитию особо охраняемых территорий, демонстрироваться модель взаимодействия человека и природы.