Премия Рунета-2020
Рязань
+16°
Boom metrics
Экономика18 ноября 2016 14:13

Как подстраховаться и проверить контрагента на добросовестность?

Руководителям помогут информационные ресурсы
Источник:kp.ru
.

.

В процессе работы у многих рязанцев возникает проблема поиска и выбора надежного партнера. Никому не хочется заключить договор на крупную сумму с организацией, находящейся на стадии ликвидации, банкротства или получить в партнеры «фирму–однодневку». Расходы на услуги таких фирм и вычеты предъявленного ими НДС при налоговой проверке могут быть признаны необоснованными. Помочь сделать правильный выбор поможет проверка контрагента. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» рекомендует использовать общедоступные информационные ресурсы.

Способы проверки контрагента

Самый простой способ – запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):

- устав организации;

- свидетельство о государственной регистрации организации;

- свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;

- решение об избрании (назначении) руководителя организации;

- вторую и третью страницы паспорта руководителя организации. Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС;

- лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов;

- бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате.

Как правило, контрагентов либо возмущают подобные просьбы, и они ничего не предоставляют, либо предоставляют минимальную информацию о себе, а все остальное относят к коммерческой тайне, либо все же предоставляют, но это в большинстве случаев те компании, которые заинтересованы в сделке гораздо больше второго контрагента.

Также в работе помогут следующие электронные сервисами на сайте ФНС:

- «Сведения о государственной регистрации юридических лиц». Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование организации, и вы узнаете, зарегистрирована ли она в ЕГРЮЛ. Если организация существует, то вам будут предоставлены сведения о ее ОГРН, ИНН, юридическом адресе, Ф.И.О. руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД. Если организации в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя, так как вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента ;

- «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке». По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;

- «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;

- «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ». Такое решение налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету. Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры .

Обратите внимание: копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте следует распечатать или сохранить в компьютере. Это поможет вам доказать, что вы действительно проводили проверку контрагента.

Также можно получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте. Для того чтобы получить выписку на бумаге, нужно:

- оплатить предоставление выписки. Реквизиты для заполнения платежного поручения вы можете узнать в той ИФНС, в которую будете подавать запрос.

- подать в любую ИФНС письменный запрос о предоставлении выписки, составленный в произвольной форме. За основу можно взять форму, рекомендованную для запросов о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ с использованием сети Интернет. В запросе обязательно надо указать наименование интересующей вас организации, ее ОГРН и ИНН, а также наименование, ОГРН, ИНН вашей организации, номер контактного телефона, ваш почтовый адрес или адрес электронной почты. Если вы хотите получить выписку лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности), то укажите это в заявлении. В случае если в заявлении способ получения выписки не указан, она будет направлена вам по почте;

Выписку в форме электронного документа можно получить бесплатно с помощью электронного сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на сайте ФНС. Для этого достаточно знать ОГРН организации, сведения о которой вы хотите получить. Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации предоставляется в виде документа в формате PDF и содержит усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в т.ч. при их распечатывании. Такой документ равнозначен «бумажной» выписке (справке), подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

Воспользоваться этим сервисом могут лица, которые зарегистрированы на сайте ФНС и лица, имеющие доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика».

Так же Вы можете обратиться в аудиторскую компанию, где Вам помогут собрать все необходимые документы для оценки добросовестности вашего потенциального контрагента.

Результаты проверки можно оформить справкой, приложив к ней полученные (распечатанные) документы о контрагенте.