2016-09-24T11:18:39+03:00

Железное сердце Урала

В ходе экспедиции «Land Rover - Открывая Россию» выясняем, зачем Демидовы наклонили невьянскую башню, и сколько богатств хранилось в ее подземельях
Поделиться:
Комментарии: comments6
Фото Land RoverФото Land Rover
Изменить размер текста:

Демидовская империя уникальное явление в российском государстве. У них была своя полиция и вооруженная охрана, органы дознания и разведка, геологи и первопроходцы. Местные власти в 18 веке не имели права вмешиваться в дела Демидовых, а подчинялись уральские промышленники и рудокопы исключительно императрицам. Предприимчивость и самостоятельность в действиях позволили Демидовым выстроить десятки заводов и вывести государство в крупнейшего поставщика железа на мировые рынки. Столица промышленной империи находилась в Невьянске в заводоуправлении первого демидовского завода.

Сюда мы проделали путь по асфальтовым дорогам. Однако российские дороги, да еще на Урале, это тоже испытание не из легких. Конечно, к весне не встречается больших ям, дорожники успели многое подлатать, но вот волны и колея от большегрузов попадаются нередко. Двигаться в колонне с большой скоростью это еще та проверка для машины.

Фото Land Rover

Фото Land Rover

Под капотом Discovery Sport стоит 2,2-литровый дизельный двигатель и 9-ступенчатая автоматическая коробка. Тандем получился экономичным и по трассе мы расходовали примерно 6 л. солярки. Тяги 150-сильного агрегата хватало, чтобы неплохо выстрелить с 80 км/ч в коротком кармане. Однако при пришпоривании коробка, любящая подолгу зависать на высоких скоростях, сбрасывает две, а то и четыре передачи вниз, что оборачивается задержкой. Поэтому, чтобы не терять в кикдауне драгоценных секунд, лучше заранее в мануальном режиме выставить четвертую скоростную передачу и выскакивать на встречку в динамичном режиме трансмиссии.

Спортивный режим прописан в программаторе Terrain Response. В нем меняется отклик акселератора, коробка уже не лезет вверх за экономией. В общем, самое то для движения в колонне.

Заветы Петра на Урале помнят до сих пор

Заветы Петра на Урале помнят до сих пор

Строительство металлургических заводов в 18 веке было не легким делом. Сначала возводилась плотина, перегораживающая реку для образования озера с высоким давлением воды, которая по отводным каналам падала на колеса и приводила в действие промышленные механизмы и станки. К таким колесам подключали тяжелые кузнечные молоты и прокатные станы для производства листового железа. До появления паровых машин одна плотина и несколько водяных колес питали энергией цеха и кузницы заводов.

Башня хранит многие секреты. Здесь точно выплавляли серебро и точно никого не топили, как повествует легенда. Подвалов нет. Зато арестантов держали на первом этаже

Башня хранит многие секреты. Здесь точно выплавляли серебро и точно никого не топили, как повествует легенда. Подвалов нет. Зато арестантов держали на первом этаже

На Невьянском заводе есть старая башня. Строение имеет колокола, однако к церкви не имеет никакого отношения. Это башня считалась штаб-квартирой Демидовых. Здесь же находилась их арестантская камера и потайная комната с печью для выплавки серебра. Башня построена по новой для тех времен технологии, а именно с использованием каркаса из чугунных арматур, закрытых каменной кладкой. Их концы до сих пор высовываются из торцов стен. В итоге, башня получила монолитную прочность и когда из-за просевшего грунта она покосилась в сторону, то строители решили ничего не менять и просто оставили ее в таком положении. Укрепив грунт, они вывели верхнюю часть башни по перпендикуляру к земле и выправили верхушку. В итоге, получилась не падающая башня, как в Пизе, а изогнутая. По преданиям Демидовы чеканили здесь серебряную монету.

Старый Невьянский завод сейчас не действует. Остатки его цехов видны у плотины. В центре главный жилой дом самого Акинфия Демидова

Старый Невьянский завод сейчас не действует. Остатки его цехов видны у плотины. В центре главный жилой дом самого Акинфия Демидова

Империя Демидовых насчитывала несколько десятков заводов. В 19 веке потомки великих промышленников поделили их между собой. Часть была продана, а треть промышленного кулака так и оставалась в ведении оной из ветвей рода. Потомки Демидовых продолжали добычу и выплавку металла вплоть до революции.

Гигантское колесо питалось водой из подземного рукава, ну а дальше момент шел на промышленные механизмы. Поздее завод перевели на электротягу

Гигантское колесо питалось водой из подземного рукава, ну а дальше момент шел на промышленные механизмы. Поздее завод перевели на электротягу

В Нижнем Тагиле есть один бывший демидовский завод, сохранившийся почти без изменений с конца 19 века. Туда мы и отправились на Land Rover Discovery Sport. Я сидел уже сзади. Откинув спинку сиденья, как в автобусе, я немного вздремнул, переваривая впечатления. Кроссовер плавно шел по асфальту и на заднем диване можно проводить время часами.

Доменная печь покрыта паутиной воздуховодов и навесных мостков

Доменная печь покрыта паутиной воздуховодов и навесных мостков

Индустриализация 30-х годов обошла Нижнетагильский комбинат стороной и он считался резервным, то есть под снос, вплоть до конца 90-х, когда здесь прекратилась выплавка металла. Сейчас энтузиасты превратили завод в первый промышленный музей. Здесь все еще стоит плотина, поддерживающая воду в озерах, и пресловутые водяные колеса для кузнечных молотов и прокатных станов.

Доменная печь никогда не имела крыши. Выплавка проводится под открытым небом для лучшей терморегуляции

Доменная печь никогда не имела крыши. Выплавка проводится под открытым небом для лучшей терморегуляции

От доменной печи 18 века отказались давно и только стенка в полсажени толщиной напоминает о ее истории. Ну а рядом, в конце 19 века выстроена новая домна, проработавшая больше сотни лет.

В цехах сейчас безлюдно. Однако музей вскоре вдохнет в эти стены новую жизнь

В цехах сейчас безлюдно. Однако музей вскоре вдохнет в эти стены новую жизнь

Энтузиасты решили, что негоже пропадать добру в центре города и устроили первый промышленный музей, где собирается оборудование всех эпох и уральского региона.

Сейчас многие демидовские месторождения уже истощились. Ведется новая разведка залежей руды и заводы перебираются ближе к добытчикам. Урал меняется, но производство не останавливается и регион переживает новый подъем. И так же как в демидовскую эпоху, в свете международной обстановки это, скорее всего, процесс опять на долгие столетия.

В цехах УралВагонЗавода кипит жизнь

В цехах УралВагонЗавода кипит жизнь

Кузнечный молот существенно преобразился. Теперь ось для ж/д вагонов выковывают за пять минут

Кузнечный молот существенно преобразился. Теперь ось для ж/д вагонов выковывают за пять минут

Температура ковки 1200 гр. Оборудование, правда, импортное. На заводе есть и английские станки, еще привезенные на Урал в 30-е годы.

Температура ковки 1200 гр. Оборудование, правда, импортное. На заводе есть и английские станки, еще привезенные на Урал в 30-е годы.

Этот танк провел полсотни лет в болотах в Подмосковье. Экипаж остался жив. В начале 21 века Т-34 отреставрировали на УралВагонЗаводе. Он вновь на ходу.

Этот танк провел полсотни лет в болотах в Подмосковье. Экипаж остался жив. В начале 21 века Т-34 отреставрировали на УралВагонЗаводе. Он вновь на ходу.

А вот такие красавцы сейчас сходят с конвейера предприятий бывшей демидовской империи

А вот такие красавцы сейчас сходят с конвейера предприятий бывшей демидовской империи

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Land Rover»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также